Пленный дух

Праздничные торжества начались на родине гения Возрождения в Тоскане, где публике и журналистам был представлен новый «путеводитель» по шедеврам Микеланджело. А во Флоренции и Риме организованы выставки, рассказывающие о жизни художника. Итальянское государство и Республика Сан-Марино в честь нынешнего юбилея выпустили памятные серебряные монеты.
Одним из наиболее значимых событий явилось открытие для посещений так называемой Тайной комнаты Микеланджело, находящейся под Новой ризницей Капеллы Медичи в церкви Сан Лоренцо. Это подземное помещение размером 10 на 3 метра, украшенное рисунками художника, было обнаружено в 1975 году. Предполагается, что здесь Микеланджело скрывался от гнева семьи Медичи в течение нескольких месяцев после падения Флорентийской республики в 1530 году.
За Микеланджело закрепилась слава человека с плохим, неуживчивым характером, мрачного, подозрительного, склонного к внезапным вспышкам гнева. Однако в своем монументальном труде «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари, хорошо знавший и боготворивший Микеланджело, опровергает эти слухи, приводя примеры необыкновенной щедрости мастера и его абсолютной преданности искусству.
Могила художника во флорентийской базилике Санта Кроче украшена тремя скульптурами, которые, по мысли автора проекта Вазари, должны были символизировать живопись, скульптуру и архитектуру, которым была посвящена жизнь Микеланджело.
На самом деле интересы этого удивительного мастера простирались гораздо дальше – он увлекался поэзией и философией, занимался военными разработками, в последние годы подумывал о том, чтобы написать трактат по анатомии. Но главное, художник мучился «проклятыми вопросами»: что такое человек, и каковы его отношения с Богом. Без этого он не создал бы своих шедевров…
Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 года в замке Капрезе в Тоскане, где его отец Лодовико ди Леонардо Буонарроти Симони исполнял обязанности подесты (управляющего). Однако вскоре семья переехала на виллу в Сеттиньяно недалеко от Флоренции – город, который художник любил и считал своей родиной.
Его кормилицей была жена каменщика, и впоследствии Микеланджело утверждал, что из ее молока «извлек резец и молот для создания своих статуй». Он рано потерял мать, его отец, происходивший из знатного рода графов Каноссы, мечтал видеть сына адвокатом, и, как утверждает Вазари, «отец и учителя его бранили, а порою и бивали, считая, вероятно, что стремиться к этому неведомому им искусству есть дело низкое и недостойное древнего их рода».
Тем не менее в 1487 году Микеланджело вошел в мастерскую братьев Доменико и Давида Гирландайо, а затем, увлеченный скульптурой, начал посещать Сады при монастыре Сан Марко, где благодаря Лоренцо Медичи были собраны античные и современные статуи, которые он мог копировать.
Слава молодого мастера быстро распространилась, и уже в 1496-1501 годах среди заказчиков Микеланджело значатся имена флорентийских и римских банкиров. Важной вехой в творчестве художника становится работа для Папы Римского Юлия II. Это сотрудничество было далеко не безоблачным, однако именно благодаря ему мы имеем такие шедевры, как величественная статуя Моисея в римской церкви Сан Пьетро ни Винколи, где хранятся вериги апостола Петра, и свод Сикстинской капеллы в Ватикане, который художник расписал в одиночку всего за четыре года – случай поразительный!
Работая над библейскими сюжетами или воплощая библейских персонажей, художник внимательно вчитывался в Священное Писание. В своем творчестве он пытался соединить идеалы античной греческой скульптуры с христианским догматом о всеобщем Воскресении, когда человек возродится в своей первозданной красоте.
Возможно, именно потому он не боялся даже святых изображать нагими, и тем, кто критиковал его за это, отвечал, что на Страшном Суде каждый из нас предстанет перед Богом таким, каким вышел из материнского чрева.
Даже своего мраморного Христа, несущего крест, Микеланджело захотел создать обнаженным – как залог красоты и совершенства тела человека в будущем веке. Позже к этой статуе, находящейся в римской церкви Св. Марии над Минервой, добавили бронзовую «набедренную повязку». Подобная участь постигла и другие его творения, хотя в обнаженных натурах Микеланджело нет и намека на какую-либо чувственность.
Блок мрамора был для него своего рода темницей, из которой он должен был вывести на свет заключенную в нем фигуру, иными словами, освободить из неволи пленный дух. Когда однажды его спросили, как ему удается достичь такого совершенства в искусстве скульптуры, он коротко ответил: «Нужно взять кусок мрамора и отсечь все лишнее». Но для того, чтобы добиться этого, он должен был работать день и ночь. Микеланджело и был великим тружеником. Не случайно писатель Юрий Нагибин назвал его «великим аскетом» искусства.
Его замкнутый образ жизни, нелюдимость и постепенно растущая слава породили о нем множество слухов и легенд. Одну из них А.С. Пушкин вложил в уста своего Сальери, который патетически вопрошает: «И не был убийцею создатель Ватикана?» Эта легенда родилась после того, как 25-летний Микеланджело создал свою знаменитую «Пьету» («Скорбь о Христе»), находящуюся в соборе св. Петра в Риме. Завистники утверждали, что он убил в своей мастерской натурщика и с него создал своего мертвого Христа.
Другую легенду, о нетрадиционной сексуальной ориентации художника, опровергает в своем биографическом романе «Агония и экстаз» американский писатель Ирвинг Стоун, изучивший множество документов. Самой большой любовью (платонической) в жизни мастера можно считать аристократку и поэтессу Викторию Колонна, которой он посвятил многие свои прекрасные сонеты. Однако главной любовью Микеланджело оставалось творчество.
В основном вся жизнь художника прошла между Флоренцией и Римом. В 1534 году он навсегда оставил родной город, начав работать над грандиозной фреской «Страшный суд» в Сикстинской капелле. В дальнейшем Микеланджело посвятил себя работе над новым обликом Рима: он создает убранство площади Капитолия, перепроектирует античные Термы Диоклетиана в церковь Санта Мария дельи Анжели, создает проект городских ворот Порта Пиа и купола собора св. Петра.
В уединении он работал в своей мастерской почти до самых последних дней жизни. Заканчивал новые варианты скульптур «Скорби о Христе» и «Распятия», читал Библию и размышлял о близящейся смерти.
Микеланджело умер 18 февраля 1564 года, немного не дожив до 89 лет. Первоначально его тело было положено в церкви Санти Апостоли в Риме, но племянник художника, выполняя его последнее желание быть похороненным во Флоренции, тайно вывез его под видом тюка с товарами. Когда двадцать пять дней спустя после смерти оно прибыло во Флоренцию и гроб был открыт, случилось невероятное: тело гениального мастера оказалось совершенно нетронутым тлением и отсутствовал сколь бы то ни было неприятный запах, будто бы он «спал сладким и покойным сном».