Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
Павел Кривцов: «А это подарок от Господа — возможность запечатлеть светом…»

Павел Кривцов: «А это подарок от Господа — возможность запечатлеть светом…»

В Белгороде открылась выставка работ знаменитого фотохудожника
Станислав Минаков
25.02.2021
Павел Кривцов: «А это подарок от Господа — возможность запечатлеть светом…»

16 февраля в музейно-выставочном комплексе Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова, опорного вуза региона, прошел вернисаж «Время в объективе» работ известного фотомастера Павла Кривцова (Москва). Экспозиция представлена фотографиями из фондов Музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление». На открытии выставки, приуроченной к Дню защитника Отечества, присутствовали деятели культуры, журналисты, фотографы, первыми посетителями стали и курсанты университетского военно-учебного центра им. Н.Ф. Ватутина.

Как отметила открывшая экспозицию директор музейного комплекса Тамара Конорева, запечатленное в фотообъективе время — память и рассказ о замечательных земляках П. Кривцова, уроженца белгородского села Рождественка. К слову, друга белгородского гения графики Станислава Косенкова (1941—1993); оба — из одной деревни, из поколения детей войны. Только представьте – в одной маленькой русской деревушке родились в одно время два великих художника!

О совместной работе с П. Кривцовым в местной прессе рассказал председатель совета ветеранов журналистики Белгородской области Анатолий Лукьянов, автор лучшего фотопортрета Кривцова. Анатолий Иванович открыл один из главных секретов мастерства своего товарища по цеху: чтобы поймать настоящий кадр, мастер порой изводит десятки фотопленок.

Павел Павлович Кривцов, всю свою жизнь посвятивший фотографии, начинал работу в белгородских газетах, а после был ведущим фотокорреспондентом таких центральных изданий, как «Советская Россия», «Огонек», журнал «Слово». Кривцов также — обладатель международной премии «Золотой глаз» World Press Foto, лауреат премии Союза журналистов СССР, удостоен звания «Мастер международной фотографии».

Его снимки всегда обращали на себя внимание, за их простой, но тщательно отобранной формой всегда стоял поиск чего-то более глубокого, поиск выразительных средств, которые позволяли бы передать суть ситуации, сложность душевного мира героев его фоторабот, их психологическую особенность.

Издано немало книг, хранящих лучшие работы мастера. Одна из них, грандиозный как по размерам, так и по содержанию авторский фотоальбом «Русский человек. Век ХХ», была выпущена в начале 2000-х годов при содействии губернатора Белгородчины Е.С. Савченко; том также представлен на выставке.

В одном из интервью Павел Кривцов делится: «Для меня фотография — способ познания жизни, действительности, которая меня окружает, способ познания человека, его характера, жизненных ситуаций, которые складываются вокруг людей. Поэтому мне хотелось, чтобы мои фотографии были ненавязчивыми и, одновременно, чтобы они заставляли человека их рассматривать. Хорошая фотография должна призывать, чтобы к ней вернулись. Как хороший рассказ, картина или музыка. Нас влечет к тому, что затронуло наши чувства. В этом тайна искусства. Ведь искусство познается чувствами. Если человек прочитал рассказ, который затронул его душу, через некоторое время он обязательно к этому рассказу вернется. Это процесс глубинного воздействия искусства — общение автора и читателя, композитора и слушателя, фотографа и зрителя. Даже если сегодня кого-то не волнуют вещи, которые интересуют меня, то пройдет время, и, возможно, сама жизнь приведет человека к тем проблемам, которыми я занимаюсь».

Павел Кривцов — апологет черно-белой фотографии. Он утверждает: «Цвет не способен выразить психологию, он передает внешнее. Кроме того, цвет в цветной фотографии — другой, чем в природе, он искусственно усилен. А черно-белая фотография аскетична, и ей дано со временем из документа перерасти в воспоминание, потом в образ и даже символ. В ней есть правда и память…».

Экспозиция в «Технологе» представляет фото лучших людей Белгородчины, рассказывает о Героях Советского Союза, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны, о простых людях.

Журналист Ирина Бабина резонно считает, что каждое фото здесь — законченное полотно, где проступают судьба человека и его внутренний мир. «Главное, что завораживает в представленных на выставке фотографиях Павла Кривцова, — подчеркивает она, — это неприукрашенная правда жизни, невыдуманность историй и сюжетов, своеобразный срез эпохи, запечатленной мастером».

Есть в экспозиции необычное фото легенды Великой Отечественной войны — знаменитого летчика А.П. Маресьева, «настоящего человека». И жанровый снимок «Не выдержало сердце ветерана» — «реальный кадр из жизни, когда у ветерана, пришедшего на праздничное мероприятие, случился инфаркт. Его бережно положили в тень, под дерево, женщина поддерживает голову, мужчина участливо склонился над ним. В тот раз все обошлось, но драматический момент самой жизни как всегда не был упущен фотографом».

Старший научный сотрудник музея-диорамы Лариса Гончарова провела для первых посетителей выставки ознакомительную экскурсию по экспозиции, основываясь на разработке своих коллег М. Бирюкова и А. Кадиры.

Среди фотографий выделяется «Воспоминания командарма. Главный маршал бронетанковых войск Павел Алексеевич Ротмистров на своем командном пункте под Прохоровкой». Снимок был сделан Павлом Кривцовым зимой 1971 года, когда П.А. Ротмистров в первый и единственный раз посетил Прохоровку и тогда же стал ее первым почетным гражданином.

Не менее интересны снимки, переносящие нас в 1990-е, когда на территории поселка Прохоровка Белгородской области в память о погибших на Прохоровском поле был сооружен храм Святых первоверховных апостолов Петра и Павла. 3 мая 1995 г. храм был готов к освящению. Тысячи людей приехали в Прохоровку, чтобы принять участие в открытии новой духовной святыни России. Люди заполнили все подходы к храму, живым коридором выстроились вдоль аллеи, ведущей к главному входу. К 8.30 прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, в сопровождении митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, архиепископа Курского и Рыльского Ювеналия и епископа Белгородского и Старооскольского Иоанна.

На одной из фотографий представлена и Звонница работы знаменитого курянина Вячеслава Клыкова — памятник Победы, расположенный в двух километрах от окраины поселка Прохоровка на высоте 252,2 — в память о павших здесь в самом величайшем танковом сражении 12 июля 1943 г., в Петров день, в ходе битвы на Курской дуге. Звонница была торжественно открыта к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Неизменно поражает зрителей кривцовский диптих, запечатлевший трех боевых подруг. Первый раз Кривцов сфотографировал ветеранов войны Анну Чекрыгину, Веру Сафронову и Нину Муравецкую в Старом Осколе Белгородской области в 1982 г.

Усадил трех женщин под их же совместным фото 1945 г. На нем они — в Праге, молодые, счастливые и красивые санитарки. Война закончилась, они вернулись домой, где всю жизнь проработали птичницами. Снимок «Боевые подруги» 1982 года был опубликован в газете «Советская Россия». Второй снимок появился в 2001 г. На нем уже нет Анны Чекрыгиной. В ее память на столе положена роза...

О том, как была создана одна из самых пронзительных фотографий, представленных на выставке, «Мать солдата», Кривцов рассказывал так: «Как я так ее снял? Готовился материал к 9 Мая. Журналистка нашла эту женщину, у которой сохранились письма сына с войны. Мы к ней приехали, она достала заветный узелок. Стали беседовать. Она слепая, не видит ничего. Сижу перед ней и лихорадочно соображаю, как снять. И вдруг до меня доходит… Письма она знает наизусть, ей достаточно только прикосновения, потому что слепой человек воспринимает все через прикосновение».

Первую фотографию триптиха «Внучка героя» П. Кривцов сделал в 1979 г. Героем триптиха является Григорий Тимофеевич Лёвин — советский военный летчик-штурмовик, участник Великой Отечественной войны, полковник, Герой Советского Союза (1945). Воевал на Брянском, Западном, 3-м и 4-м Украинских фронтах, принимал участие в боях на северном фасе Курской дуги. Всего за годы войны воин совершил 129 боевых вылетов, закончил ее командиром эскадрильи в звании капитана, с 1960-го года жил в Белгороде.

Среди героев выставки, представленных на фотографиях, есть и известный журналист, писатель и кинодокументалист Николай Ряполов, уроженец Белгородчины, лауреат премии имени Александра Довженко, трижды отмечавшийся высшими призами международного кинофорума «Золотой Витязь». Работал главным редактором ЦСДФ, был одним из основателей, главным редактором, художественным руководителем киновидеостудии «Отечество» (1990 — 2004 гг.). Здесь он стал одним из основоположников такого уникального явления, как отечественный документальный православный кинематограф.

Автора этих строк и художника С. Косенкова 12 июля 1986 г., в годовщину танкового сражения, Николай Филиппович Ряполов возил в Прохоровку и Прелестное на съемки первого фильма для диорамы.

В заключение приведем сформулированное кредо фотохудожника Кривцова:

«Забыть о себе. Только тогда делаешься открытым к жизни. Когда я снимаю, то не думаю о выдержке или диафрагме. Я растворяюсь в событии — в счастье, любви или горе. Почему-то считается, что фото — это техническая вещь. А это подарок от Господа — возможность запечатлеть светом...»

Выставку в «Технологе» смогут посетить не только студенты, преподаватели и сотрудники университета, но и все желающие. Экспозиция продлится до 25 марта.


Фото И. Бабиной, А. Жихова, О. Севериной.

Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.