Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Павел Кренев: «В нашем народе живет ген непобедимости…»

Павел Кренев: «В нашем народе живет ген непобедимости…»

Беседа с известным военным писателем
02.03.2022
Павел Кренев: «В нашем народе живет ген непобедимости…»

Тема любви к родине и формирования мужского характера занимает особое место в творчестве писателя Павла Кренева. Уроженец Архангельской глубинки, выпускник суворовского училища, он вошел в литературу как продолжатель традиций деревенской прозы и русского реализма. И неудивительно - у него яркий жизненный опыт: занимался журналистикой, много лет отдал государственной службе, в том числе на ответственных постах в аппарате Администрации Президента РФ. На своей родине восстанавливал храмы.

– Павел Григорьевич, можно так сказать, что многое в вашей судьбе определила учеба в Ленинградском суворовском училище?

– Начнем с того, что я сын поморской деревни, и в детстве мечтал стать конюхом. Почему именно им? Мне очень нравились лошади, а их в нашей деревне было много. Были у меня и любимчики среди них, и, когда проходил мимо конюшни, громко звал: «Воронко – Воронко! Или Красава – Красава!». И лошади отзывались в стойлах веселым ржанием. Мне это очень нравилось. А любовь и уважение к военной службе мне преподала моя первая учительница Евдокия Николаевна Попова. Она однажды принесла в школу и показала мне фотографию своего племянника Вовочки, который был суворовцем, учился в Московском суворовском училище. Глядя на красивого мальчика в военной форме, я загорелся. С этого все началось…Годы учебы врезались в память строгим отношением к учебе, пониманием ответственности к порученному делу. У суворовских училищ была задача: формировать отряд молодых офицеров, всесторонне подготовленных к военной службе, безупречно вышколенных в военном отношении, готовых на подвиги ради своей страны, получивших хорошее образование. Такая подготовка не могла не дать результатов. После суворовского училища я был готов к учебе в любом, самом элитном ВУЗе страны.

 – Тема мужского характера – занимает особое место в вашем творчестве. У вас даже есть рассказ «Мужской поступок». Он автобиографический?

– Да, рассказ этот – картинка из моей жизни. У нас в поморской деревне Лопшеньге в мою подростковую бытность было такое правило: если ты хочешь, чтобы тебя, мальчишку, считали взрослым, надо пойти в одиночку в лес и переночевать там одному. С собой можно взять только собаку. Я выдержал это испытание, и потом гордо держал голову перед сверстниками. Но страхов натерпелся – жуть! Вообще, чтобы воспитать свой характер, я умышленно создавал себе трудности: лазил на самые высокие деревья, переплывал широкие речки, пробегал невероятные для моего возраста дистанции. В общем, делал всякие глупости, однако же, эта несуразная, на первый взгляд, подготовка потом сказалась положительно – я был уже готов к серьезным жизненным испытаниям, и потом преодолевал их без особого труда.

– Как вы думаете, что нужно делать для того, чтобы воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма?

– Ничего особенного делать не надо. В нашем народе живет ген непобедимости, который спасает нас в любой, даже проигрышной ситуации. Так уж сложилось, мы всегда восстаем будто «из пепла», крушим наших врагов беспощадно, и всегда побеждаем. Несмотря на кажущуюся расслабленность, в момент, когда наступает час икс, русский мужик обувает ноги в «кирзачи», на голову натягивает пилотку, вешает на плечо привычную «трехлинейку» и идет на «святый и правый бой» с лютым супостатом, посягнувшим на священные границы его Родины. Это наша природа, и ее не сокрушить никому.

– У вас есть повесть «Огневой рубеж пулеметчика Батагова», рассказывающая о судьбе вашего деда, без вести пропавшего в 1942 году. Насколько она документальна?

– Это повесть о том, как погиб мой родной дед, пропавший без вести весной 1942 года. По правде говоря, я совсем не знаю, как он погиб. Но я уверен: это он был сильным и смелым человеком. Участник Гражданской войны, пулеметчик, он героически проявил себя еще в Первой мировой. Верю: мой дед воевал, как старый солдат, самоотверженно и честно, и без остатка отдал Родине солдатский свой долг.

– Пронзительные страницы этого произведения посвящены теме покаяния главного героя, который участвовал в гонениях на Церковь, но в страшной ситуации боя с танковой дивизией – обратился к Богу. Вам как писателю было важно показать религиозное измерение в судьбе своего героя?

– У нас на архангельском Поморье, как, наверное, и по всей стране, ходят среди людей разного рода пословицы и поговорки. Существуют всякие поверья о неотвратимости наказания за нехорошие дела, за отход от Веры, о необходимости покаяния, иначе Божие наказание будет намного суровее. Герой мой всю жизнь метался между Богом и неправедными силами, власть ему навязывала разное, и человек окончательно запутался. И лишь на войне, во время смертельного боя, за минуты до гибели, осознал он правду о всем сущем. И с этой правдой пошел к Богу.

– А как вы пришли к вере?

– Я не просто приходил к ней. Все наше поколение было приплюснуто сверху марксистско-ленинской идеологией. В самом деле, эта вот идеологическая триада, стоящая во главе воспитания: октябренок-пионер-комсомолец просто выворачивала мозги. То, что Бога нет – это было не требующей доказательства аксиомой. Здоровое бабушкино воспитание, а она была дочкой священника Васильевского, не могло полноценно пробиться ко мне сквозь толщу антирелигиозной пропаганды. И мне трудно было понять, кто прав: моя добрая бабушка или пионервожатый? Казалось, что все говорили правильные вещи. Да и Гагарин утверждал, что никакого Бога в космосе не видел. Я редко ходил в церковь. И только к тридцати годам Господь будто позвал меня к себе, настоятельно и твердо. Я пришел к Нему и не собираюсь больше никуда от него уходить.

– Знаю, что вы восстанавливаете храмы. Расскажите об этой вашей деятельности.

– Наверное, это слишком громко сказано: «восстанавливаю храмы». Просто, по научению горячо любимого, покойного ныне схиигумена Оптиной пустыни Гавриила, являвшегося моим духовным отцом, иногда помогаю финансово монашеским обителям. Есть, правда, за мной духовный подвиг посерьезнее: довелось мне построить в родной деревне Лопшеньге, что на Летнем берегу Белого моря, деревянный храм в честь Петра и Павла. Считаю теперь, что проживаю свою жизнь не совсем зря. Может быть, излишне высокомерно так считаю…

– Сегодня, я знаю, вы совмещаете занятия литературой и общественную работу…

– Да. За последние годы издал двадцать одну книгу прозы, стал заместителем председателя Союза писателей России. Состою в Поморском землячестве в Москве, являюсь членом Правления землячества. Много езжу по стране, выступаю перед читателями. Получил ряд литературных наград.

– Что дает вам надежду в наше непростое время?

– Большую надежду на доброе будущее дает наш русский оптимизм. Смотрите, казалось бы, тучи сгущаются отовсюду. И там угроза, и там.   А у нас никто не печалится, всюду бурлит жизнь. И потом, трудности, которые выдержал наш народ, не сравнимы ни с одной страной. Мы прошли все, мы привычны ко всему, и мы готовы к любым испытаниям!

 

Беседовала Татьяна Медведева

 

Павел Кренев – автор книг: «Краски моего моря», «Поздней осенью на Казанскую», «Под Большой Медведицей», «Мужской поступок», «На Севере, На Летнем берегу». Лауреат множества наград: премий Лескова, Александра Невского, Аксакова и других. Заместитель Председателя Союза писателей России.  


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..