Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Откуда берутся элиты

Откуда берутся элиты

Рецензия на книгу "Политическая элита России"
Ярослав Бутаков
01.10.2007

За последние полтора десятилетия привычным для российских граждан стало словосочетание "политическая элита". Элита – значит избранный круг. В то время как народу твердят о демократии, политологи рассуждают о "внутриэлитном позиционировании" и тому подобных вещах, полностью отрицающих, по сути, демократию как принцип власти, но отражающих реальность политики.

В преддверии выборов тема нынешнего состояния политической элиты и её перспектив приобретает особенную актуальность. Поэтому презентованная в ИА "Росбалт" книга Ю.И. Дроздова и С.И. Илларионова "Политическая элита России", несомненно, вышла в свет в наиболее удачный для этого момент.

Об авторах

Дроздов Юрий Иванович. Генерал-майор КГБ в отставке. Родился в 1925 г. Бывший резидент КГБ СССР в Китае и США. 1979-1991 - начальник Управления "С" (нелегальная разведка) 1-го главного управления КГБ СССР. Стоял у истоков создания группы специального назначения "Вымпел", руководил операцией "Штурм-333" по захвату дворца Амина в Кабуле. Почетный президент Ассоциации ветеранов подразделений специального назначения и спецслужб "Вымпел-Союз". Гендиректор аналитического центра "Намакон". Автор книги "Вымысел исключён. Записки начальника разведки" (2005).

Илларионов Сергей Иванович. Чрезвычайный и Полномочный Посол. Родился в 1923 г. Был на дипломатической работе в Индии, Пакистане. С 1985 по 1989 год - посол в Танзании. Преподаватель Академии Генерального штаба ВС РФ, профессор.. Член ряда российских и зарубежных академий и научных центров. Автор книг "Россия и Америка на глобальной шахматной доске", "Власть информатизации", "Современная "пятая колонна"" и др.

Сложно определить жанр этой книги. Внешне она смотрится как научно-популярная. Научный аппарат, ссылки и библиография сокращены до минимума, но всё-таки кое-где присутствуют. Определённое наукообразное содержание имеет первый раздел главы I "Что такое элита? Взгляды исследователей". В нём присутствуют элементы анализа политологической литературы, вкраплённые в общедоступную лекцию. Там же авторы заявляют о своём марксистском методологическом подходе к исследованию элит. Уже в разделе 2 авторы сходят с жанра научного исследования и прямо заявляют о своей историко-политической позиции: "Нельзя не признать, что с Октябрьской революцией в России родилось и потом окрепло первое в мире государство трудящихся, т.е. в полном смысле этого слова демократическое государство".

В дальнейшем становится всё более ясно, что книга несёт в себе, в первую очередь, пропагандистское содержание. Тем не менее в ней, несмотря на её политическую заострённость, направленную против господствующего класса и его системы ценностей, нет единого чёткого отношения к современному руководству России. Это можно объяснить, скорее всего, спешкой в подготовке издания, различным авторством и временем написания отдельных её частей.

Так, разделы 2 и 3 главы I содержат в целом позитивную характеристику политики российского руководства. "Ещё совсем недавно, после распада СССР, многие считали, что Россия навсегда утратила свою роль в решении глобальных проблем. Быть влиятельной региональной державой – пожалуйста. Но не более. Теперь наша страна, к неудовольствию многих недоброжелателей, этот рубеж перешагнула".

#comm#Показательным для авторов в этом процессе стал петербургский саммит G-8 летом прошлого года, на котором "Россия смогла позиционировать себя как равноправного члена клуба самых развитых стран мира".#/comm#

Конечно, отмечают авторы, "нелегко изжить тяжёлое наследие, которое оставил В.В.Путину его предшественник". Тем не менее, "осуществление президентом России предоставленных ему полномочий в максимально возможном объёме и с необходимым результатом дало возможность обеспечить уже за годы первого президентства В.В.Путина заметное продвижение нашей страны по пути строительства современного демократического государства".

А в разделе 3 главы III мы читаем: "С позицией России всё меньше считаются, что ясно видно в ООН и других международных организациях, в делах с Ираном, Афганистаном, в палестино-израильском конфликте. Это ощущается в Европе и даже на пространствах СНГ, хотя Кремль давно примирился с ролью второразрядного партнёра Запада… Нынешняя линия Кремля – это путь к новым потерям и унижениям". Впрочем, эти гневные строки станут понятнее, если мы учтём главный вывод той же части книги: "Коммунисты, безусловно, способны вытащить Россию и из нынешней волчьей ямы, куда её ввергли кремлёвские горе-политики. У КПРФ есть воля, убеждённость, традиции, опыт и кадры, способные решать задачи такого масштаба".

Так к чему призывают своих читателей авторы книги – к борьбе за власть КПРФ или к поддержке курса действующего президента? Или, по их убеждениям, между тем и тем нет противоречий? И, учитывая заявленную тему книги, откуда у КПРФ – наследницы КПСС – возьмётся необходимая России политическая элита, если прежнее развитие КПСС, по объективным или субъективным причинам, как раз и привело к появлению той элиты, чью неадекватность интересам страны настойчиво подчёркивают авторы?

"В руководящем составе партии и государства, партийных и властных структурах союзных республик оказались карьеристы, национал-сепаратисты, политические перерожденцы". Почему же они там оказались? Ответ дан несколько выше: "Формальные обстоятельства выдвижения лидеров, без учёта их реальных деловых и политических качеств, а также интеллектуальных достоинств, сыграли роковую роль для Советского Союза… Слабость советского партийного и государственного руководства, распри в нём, отход от ленинской стратегии открыли простор для подрывной деятельности "пятой колонны", которая взяла курс не на реформирование советской системы, а на её демонтаж".

Но в чём причины этой "слабости", почему произошёл "отход от ленинской стратегии", как в кадровой политике КПСС возобладал формализм? Явились ли эти явления продуктом опять же чьих-то происков, то есть результатом субъективных факторов, или же следствием неких объективных недостатков, заложенных в самой системе власти СССР? Но таких недостатков авторы не отмечают. Наоборот, эта система им видится в своей основе идеальной.

Значит, всё-таки "роль личностей в истории"? Но её авторы видят в том же, что и цитируемый ими на Г.В.Плеханов: "Влиятельные личности благодаря особенностям своего ума и характера могут изменить индивидуальную физиономию событий и некоторые частные их последствия, но они не могут изменить их общее направление, которое определяется другими силами". Так как примирить все эти противоречия?

Раскрытия темы, заявленной в заглавии, книга явно не достигает.

#comm#В разных местах книги авторы дают определение и характеристику феномену политической элиты в современных условиях, учитывая процессы глобализации, наглядно и ярко описывают отдельные свойства российской элиты, сложившейся накануне и после распада СССР.#/comm#

Но в работе нет анализа причин складывания именно такой элиты, почти не вскрыты внутренние механизмы её воспроизводства и её доминирования в современной России. Попытки авторов кое-где объяснить эти явления почти исключительно внешними факторами выглядят недостаточно убедительными. Равным образом, практически отсутствует прогнозирование эволюции российской элиты и проектное авторское видение элитостроительства. Самое главное, что в книге не видно логического плана, на основе которого тема элиты могла бы быть раскрыта с убедительной полнотой.

Тем не менее, в этом объёмном сборнике политической публицистики выразитель почти любых политических взглядов, за исключением крайне либеральных, легко может найти что-то греющее душу. В таком качестве работа и может быть рекомендована читателю.

Ю.И. Дроздов, С.И. Илларионов "Политическая элита России" (М.: ООО "РИЦ "ПрофЭко", 2007. – 576 с.)

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..