Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
15 августа 2022
Он и был настоящим Волшебником…

Он и был настоящим Волшебником…

100 лет исполняется завтра неповторимому Юрию Никулину
Валерий Бурт
17.12.2021
Он и был настоящим Волшебником…

Для миллионов людей он был своим – другом, приятелем. Его имя вызывало прилив теплоты, улыбку. Не только потому, что сыграл множество запоминающихся, ярких ролей, но и от того, что артист – истинно народный – вселял оптимизм, заряжал энергией. Он всем своим видом обещал, что сумрачные дни невзгод и разочарований обязательно пройдут, и снова выглянет солнце.

У Никулина было наивное, почти удивленное лицо. Казалось, он постоянно ждал чего-то неожиданного, но непременно хорошего. Такими бывают дети и добрые взрослые.

Его жена, Татьяна Николаевна, вспоминала, что когда увидела его в первый раз, подумала: «Какой интересный парень». Она говорила, что Никулин не был красавцем, но у него было такое обаяние, что, если кто-то попадал под него, вырваться уже не мог. Да и не хотел, конечно.

Угодила в «плен» и сама Татьяна Николаевна. Впрочем, тогда она была Таней Покровской, студенткой Тимирязевской академии. Когда девушка познакомилась со своим будущим мужем, он сказал, что работает в цирке. «А что вы там делаете?» – спросила она. «Приходите завтра вечером, узнаете», – ответил Никулин, который хотел сделать сюрприз своей новой знакомой.

На другой день она пришла на представление и… ужаснулась. Известный клоун Карандаш – Михаил Румянцев – по ходу номера приглашал желающих покататься верхом на лошади. Такое желание изъявил артист, сидевший в зрительном зале «на подсадке», то есть, как зритель. Им и был Никулин.

Проделав какие-то фокусы, он упал прямо… под копыта скачущей лошади. Зрители горестно ахнули, арена обагрилась кровью. Его унесли с манежа и вызвали «скорую». В больнице им. Склифосовского звонок приняла диспетчер Лидия Ивановна Никулина, мама Юрия. Ей сказали, что сильно пострадал артист по фамилии Никулин. Нетрудно догадаться, какие чувства она испытала.

Юрий Владимирович вспоминал: «Врач приемного покоя, строгий уставший мужчина, обрабатывая рану на голове, спросил:

– Как лошадь-то зовут?

– Агат, – с трудом ответил я.

– Выпишешься, купишь ему два кило сахару.

– За что?

– За то, что не ударил тебя копытом на сантиметр выше – попал бы в висок…»

Таня навещала его в больнице, а когда он выздоровел, они продолжили встречаться. Родители, естественно, поинтересовались, кто ее избранник. Узнав, что он – клоун в цирке, расстроились. Потому что тетя Тани Калерия вспомнила, что видела коверного в балагане еще в 1911 году. Этот Рыжий тип ей запомнился – он был пьяный, почему-то без конца кричал «уй-юй!», получал затрещины и падал лицом в опилки. Поэтому Танины родители думали, что и Никулин такой же…

Юрий Владимирович и Татьяна Николаевна вместе прожили почти полвека. Он говорил, что многим обязан жене: «Будь на ее месте другая женщина, не знаю, как сложилась бы моя жизнь. Человек, который меня понимал, и которого понимал я. Мы дополняли друг друга, верили друг другу…»

Никулин был не просто артистом Цирка на Цветном бульваре. Он там блистал, был примой. Сначала работал с Карандашом. Позже сложится его дуэт с Михаилом Шуйдиным. К Никулину присоединилась жена – она ушла с третьего курса Тимирязевской академии, добровольно обрекла себя на скитания и постоянные разъезды.

Иногда сын Никулиных Максим – будущий директор цирка – не видел родителей по нескольку месяцев…

И все же Юрий Владимирович больше прославился как актер кино. Комические роли – в «Операции Ы…», «Кавказской пленнице», «Бриллиантовой руке» – вознесли его на вершину славы. Но, пожалуй, талант Никулина ярче проявился в других, серьезных картинах – «Когда деревья были большими», «Ко мне, Мухтар!», «Они сражались за Родину», «Чучело».

Алексей Герман предложил Никулину главную роль – военного корреспондента в фильме «Двадцать дней без войны». И не прогадал – Юрий Владимирович выглядел на экране удивительно достоверным. «Пробовались замечательные, прекрасные мастера, однако рядом с Юрием Владимировичем они казались фальшивыми – разная мера условности, – вспоминал режиссер. – Хорошо известно, что некоторые артисты не любят играть с детьми или животными – очень трудно стать таким же естественным. Рядом с Никулиным было так же трудно. Он ничего не умел, но мог затмить любого партнера, оттого что ничего не наигрывал. Крути рядом с ним, мастери, верти, делай любые глаза – все равно будешь казаться ненастоящим. А он настоящий, вот и весь фокус».

Реплика Германа «ничего не умел» нуждается в пояснениях. Он, вероятно, имел в виду то, что Никулин не окончил кино- или театральный вуз и не был особо знаком с актерскими приемами. Но он мастерски, органично вживался в роль, пропускал ее через себя. Переживал, осмысливал судьбу своего героя, Может быть, роль Лопатина – его лучшая работа в кинематографе…

Никулин ни разу не исполнил отрицательных ролей. Режиссеры, наверное, не представляли, как такой человек может кого-то ударить, обмануть или что-нибудь украсть. Правда, однажды он сыграл грабителя – в новелле «Родственные души», которая вошла в картину Леонида Гайдая «Деловые люди». Но вор Никулина был милый и обаятельный!

Помните, он забирается в богатый дом, чтобы его ограбить. Но оказалось, хозяин – его играл Ростислав Плятт (Никулин с ним, кстати, дружил) – страдает ревматизмом, как и сам грабитель. У него появляется сочувствие к товарищу по несчастью и пропадает желание «чистить» его жилище. «Родственные души» отправляются в бар, ибо лучшее лекарство от ревматизма, по словам вора, хорошая выпивка. Причем великодушный грабитель собирается угостить своего нового знакомого…

После этого фильма к Никулину подошел человек и сказал: «Ты не так играл, да и вообще все неправильно делал. Давай с тобой сходим на «"дело"», и я тебе покажу, как надо воровать». Что ответил Никулин, осталось не известным…         

Случай, кстати, характерный. Популярность Никулина была просто фантастической. На улице к нему подходили самые разные люди, вступали в разговор. Иногда возникали комические ситуации.

«Сижу как-то раз на скамейке, – рассказывал Никулин. – Идет женщина, ведет сопливого мальчика. Вдруг останавливается напротив меня, как вкопанная, и восклицает, обращаясь к сыну: "Узнаешь?!" Он ковыряет в носу и молчит. Она повторяет: "Узнаешь? Ну?" Молчит. "Юрий... Ну, Юрий..." Молчит. Она: "Ну, вспоминай... Юрий... " Мальчик выдавливает: "Гагарин". Она возмущенно и расстроено: "Какой же ты! Это Юрий Попов". Я молчу. Радуюсь.»

Казалось, что Никулин никогда не грустит. Лишь смеется, вспоминает смешное и рассказывает о смешном. Веселиться он действительно любил, но и было у него за душой много грустного, печального. Этим он особенно не делился, держал у сердца.

Никулин, этот сильный духом, много повидавший на своем веку человек, порой не мог сдержать слез. Так было на 80-летии Зиновия Гердта.

Один за другим на сцену Малого театра выходили актеры, режиссеры, музыканты, чтобы поздравлять юбиляра. Они изображали радость, но знали, что актер тяжело болен. В перерывах между номерами Зиновий Ефимович лежал за кулисами, ему делали уколы. Рядом сидел Никулин, пытаясь развлечь старого друга.

Потом Никулин вышел на сцену и рассказал зрителям о медсестре Вере Ведениной, которая на своих хрупких плечах вытащила с поля боя раненого Гердта. И вдруг в зале раздались аплодисменты, они нарастали… Никулин обернулся и увидел, что из-за кулис появилась та самая медсестра, только совсем седая. И слабый, больной Гердт чуть ли не вскочил из инвалидного кресла и пошел навстречу своей спасительнице, протягивая руки для объятий.

Это была непередаваемая, волнующая сцены. Плакали многие зрители, уткнулся в платок и Никулин…

Без слез Юрий Владимирович не мог смотреть фильм «Белорусский вокзал». Его герои были близки и понятны – как и он, они прошли всю Великую Отечественную. А еще раньше Никулин участвовал в финской кампании. Был обморожен, контужен, заболел туберкулезом – как говорится, хватил лиха. Целых семь лет не снимал с себя гимнастерку, шинель и сапоги. Но главное – часто рисковал жизнью.

«Смерть на войне, казалось бы, не должна потрясать, – вспоминал Юрий Владимирович. – Но каждый раз это потрясало. Я видел поля, на которых лежали рядами убитые люди: как шли они в атаку, так и скосил их всех пулемет. Я видел тела, разорванные снарядами и бомбами, но самое обидное – нелепая смерть, когда убивает шальная пуля, случайно попавший осколок...»

На войне случалось всякое. «Смешное и трагическое – две сестры, сопровождающие нас по жизни», – писал Никулин в дневнике. Его судьба это подтверждала. Вот пример.

Однажды он и еще трое солдат ехали на полуторке. В машине – катушки с кабелем для связи и остальное боевое имущество. Немцы, как им сказали, отсюда ушли, и они спокойно ехали по дороге. Въехали в деревню, остановились и тут поняли: в деревне стоят враги!

Винтовки солдат лежали под катушками. Чтобы их достать, нужно разгружать всю машину. Но было не до того – немцы с автоматами уже бежали к машине. Наши мигом спрыгнули из кузова и – бегом в рожь.

«Что нас спасло? – размышлял Никулин. – Наверное, немцы тоже что-то не поняли: не могли же они допустить, что среди русских нашлось несколько идиотов, которые заехали к ним в деревню без оружия. Может быть, издали они приняли нас за своих, потому что один немец долго стоял на краю поля и все время кричал в нашу сторону:

– Ганс, Ганс!..

Лежим мы во ржи, а я, стараясь подавить дыхание, невольно рассматривая каких-то ползающих букашек, думаю: "Ах, как глупо я сейчас погибну…"

Но немцы вскоре ушли. Мы выждали некоторое время, вышли из ржаного поля, сели в машину, предварительно достав винтовки, и поехали обратно».

…Когда Никулину исполнилось шестьдесят, он ушел с циркового манежа. Поступил так, как много лет назад обещал жене. Он начинал как клоун в Калинине (ныне Тверь) – там же и завершил свои выступления. Хотя был еще полон сил и вполне мог выступать, собирать аншлаги. Одна только фамилия Никулина на афише гарантировала полный зал...

Юрий Владимирович только казался мягким. Но порой проявлял железную твердость характера, – если что-то решал, то – бесповоротно. И ушел с арены – с глубоким сожалением, но решительно. Может, просто устал: «Пора, мой друг, пора, покоя сердце просит…»?

Никулин стал более спокойным, умиротворенным. Выступал на творческих вечерах, вел передачу «Белый попугай». Приглашал гостей, делился со зрителями своими неисчерпаемыми запасами анекдотов.

Никулин смешил и бодрил не только словом. Он с необычайной легкостью мог открывать большие начальственные двери и просить… Нет, не для себя, а для других – тех, кто болел, нуждался. Авторитет артиста был такой непререкаемый, что отказов не было. Никогда.

То, чего простые люди не могли добиться годами, Юрий Владимирович совершал за несколько минут. Входил, здоровался с важным лицом с хозяином внушительного кабинета, улыбался, рассказывал анекдот и забирал бумагу с вожделенной подписью и важной печатью. Это было похоже на волшебство. Он и был настоящим Волшебником!


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Дед Январь
18.12.2021 20:16
Удивительно простой, добрый, наивный и талантливый человек. Самый весёлый артист советского кино. Оставил книгу "Почти серьёзно: Юрий Никулин и 999 анекдотов от него. Жаль, учеников не оставил.
Наташа
18.12.2021 19:41
Главное: он был настоящим человеком! Сегодня Д. Губерниев, комментируя биатлон, вспомнил о 100-летии со дня рождения Юрия Владимировича и его замечательные слова: " Прыгая от радости, не забывай, что у тебя могут выбить землю из-под ног". Юрий Владимирович всегда твердо стоял на земле, помнил свои корни, дарил людям добро. Светлая память хорошему доброму человеку
ус
18.12.2021 14:36
Гений доброты,мудрости и естественности,подлинных качеств русского человека из глубинки.Спасибо ему за оригинальные,добрые и смешные образы,которые всегда радовали и были понятны людям всех национальностей СССР
Veteran
17.12.2021 20:57
Светлая память ветерану Войны! Как-то однобоко составлена публикация. Юрий Владимирович был, подобно бриллианту, огранен многими невзгодами, не утратив твердости и стойкости характера. А сколько далеко не смешных ролей он мастерски исполнил, играя в кинофильмах. Будь то роль вожатого в "Ко мне, Мухтар", рядового Некрасова в эпопее "Они сражались за Родину", или самого себя в "Маленьком беглеце". Жаль, что последний фильм давно пропал с экранов, но там Юрий Владимирович предстал таким, каким он и был. Низкий поклон Великому артисту.
жмур
17.12.2021 18:52
Райкин,Ильинский,Андронников- плеяда штучных людей. Именно штучных.......
Марина_
17.12.2021 13:24
Именно так - он был настоящим волшебником!

Эксклюзив
10.08.2022
Валерий Панов
Зачем артиллерия ВСУ бьет по Запорожской АЭС.
Фоторепортаж
08.08.2022
Подготовила Мария Максимова
Трансформации и планы туристической Москвы представлены на выставке в Манеже.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.