Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
18 апреля 2024
Ольга Таратынова: «Миссия музея – наладить диалог поколений»

Ольга Таратынова: «Миссия музея – наладить диалог поколений»

Беседа с директором Государственного музея-заповедника «Царское Село»
19.01.2015
Ольга Таратынова: «Миссия музея – наладить диалог поколений»

В августе нынешнего года в Царском Селе, в здании Государевой Ратной палаты, был открыт музей «Россия в Великой войне». Об этом событии и о том, какова роль знаменитой императорской резиденции в русской военной истории, мы говорим с директором ГМЗ «Царское Село» Ольгой Владиславовной Таратыновой.

– Стихотворение Осипа Мандельштама «Поедем в Царское Село» давно стало хрестоматийным. Но вот совсем недавно я обратила внимание вот на что: одна из строф начинается так – «Казармы, парки и дворцы…». Первым словом поэт ставит именно «казармы», он видел Царское Село – городом военных… Вы присоединяетесь к Мандельштаму? Ведь для современного туриста Царское Село – это в первую очередь роскошный дворцовый ансамбль…

– Большинство наших посетителей едут посмотреть царскую резиденцию: дворцы, павильоны. Хотя люди более осведомленные знают, что Царское Село – это еще и литературная Мекка. Знаменитые русские писатели и поэты здесь и просто бывали, и жили подолгу. Как писала Анна Ахматова – «Здесь столько лир развешано на ветки!». А вот после революции императорскую резиденцию назвали Детским Селом, и тоже есть свои причины: тут было очень много разных оздоровительных детских учреждений. Что касается военных казарм… Да, здесь стояли знаменитые гвардейские полки – гусарский, кирасирский, стрелковые полки и еще множество военных подразделений. Поэтому, конечно, говоря о Царском Селе, нельзя не вспомнить и об императорской гвардии.

– А когда вы сами ощутили, что Царское Село вплотную связано с военной историей России? Что это наряду с большой «военной столицей» своеобразная маленькая военная столица?

– Я работала много лет в петербургском Комитете по охране памятников истории и культуры, в моем ведении был как раз Пушкинский район. Конечно, хорошо знала те сооружения, которые в том числе связаны и с военной историей – многочисленные казармы и, разумеется, военные храмы. Вот недавно был отреставрирован храм во имя Сергия Радонежского 2-го Стрелкового полка, идет реставрация храма во имя Иулиана Тарсийского Кирасирского полка… Да, там, где находится императорская резиденция, императорский дворец, безусловно, появляется, говоря современным языком, вся инфраструктура – дом, где живет свита, конюшни, казармы. В этом смысле Царское Село – образцовая резиденция. И не случайно, конечно, именно в Царском Селе появляется Государева Ратная палата, задуманная императором Николаем II как пантеон русской воинской славы.

Это один из объектов царской резиденции, переданный нашему музею-заповеднику в последнее десятилетие. Здесь долгое время после революции находились разные учреждения, после Великой Отечественной войны были жилые помещения, позже – реставрационные мастерские… Но отмечу, что до наших дней Ратная палата – а это целый комплекс сооружений – в целом сохранила свой первоначальный облик, перестройки и перепланировки были лишь в интерьерах.

– Стала ли Ратная палата именно для вас каким-то своеобразным, «неожиданным» объектом?

– Не скрою – да. Мы ведь не только должны были провести реставрацию в Ратной палате, но и открыть там музей Великой – Первой мировой – войны. Мне военная тема не близка, все это было для меня новым. Инициатива передачи этого сооружения от города в ГМЗ «Царское Село» принадлежала военно-историческому отделу нашего музея-заповедника, отдел возглавляет Георгий Эдишерович Введенский. Некоторое время назад, когда был жив Иван Петрович Саутов, долгие годы служивший директором ГМЗ, и было принято решение об этой передаче. Логика, конечно, здесь есть. Кто возьмет «под крыло» Ратную палату, если не ГМЗ «Царское Село»? Ведь это здание императорского музея. В конце концов – заказали проект, в 2011 году началась реставрация. И вот совпадение – 2014 год, столетие начала Первой мировой войны. Именно в этой связи появилось повышенное внимание к реставрации Ратной палаты со стороны Министерства культуры. В итоге объем финансирования из федерального бюджета составил 292 миллиона рублей. И 4 августа нынешнего года музей «Россия в Великой войне» в Ратной палате был открыт. Открыт, надо сказать, титаническими усилиями сотрудников музея-заповедника «Царское Село».

– Вряд ли в XXI веке можно было повторить в Ратной палате те художественные решения, которые были предложены и были реализованы тогда, сто лет назад…

– Ну, разумеется. Мы понимали, что это должен быть музей XXI века, с использованием мультимедийных технологий. Однако опыта такого, честно скажу, не было. В Екатерининском, Александровском дворцах, в парковых павильонах мы показываем интерьеры – живопись, резьбу, позолоту. У Ратной палаты – другое назначение. Но как же «поместить» всю историю Великой войны в сравнительно небольшое помещение? И в этом нам помогли московские специалисты из компании «Республиканский музейный центр ГИМ», который возглавляет Ольга Альбертовна Соколова. У «РМЦ» большой опыт создания современных интерактивных музеев. На мой взгляд, идеи московских дизайнеров удачно реализованы в Ратной палате. Пока для посетителей открыты первые две очереди музея. Нам удалось собрать подлинные предметы, связанные с Великой войной: пулеметы, мундиры разных стран, награды, личные вещи воинов, оружие, фотографии, документы.

Композиционный центр экспозиции – копия французского самолета «Ньюпор-17» времен Первой мировой. Есть среди экспонатов и подлинный автомобиль «Форд», эти автомобили с 1909 года поступали на вооружение русской армии… Но можно ли с помощью одних только предметов, вещей раскрыть эту глубочайшую тему – историю Первой мировой войны? Тем более, подчеркиваю, пространство Ратной палаты – маленькое для такого музея. Могли ли мы, например, разместить на таком пространстве тысячи портретов георгиевских кавалеров или показать все многочисленные сражения? Конечно, нет. А благодаря мультимедийным технологиям – это возможно. Мы рассчитываем, что все-таки среди посетителей будет – и уже есть! – немало студентов, школьников. Им «электронный язык» гораздо ближе, чем взрослым. Они с удовольствием изучают содержание электронных информационных киосков. А в ближайшем будущем посетители смогут пользоваться аудиогидом. Это очень удобно для людей, которые хотят самостоятельно изучать какую-то тему. Конечно, роль экскурсовода пока значительна, особенно в такой, увы, малоизученной теме. В музее работают талантливые молодые сотрудники. Им самим очень интересно открывать огромные исторические пласты, работать над совершенствованием экспозиции…

– Всякий музей – это не только экспонаты. Это еще и обмен знаниями, мнениями…

– Да, Ратная палата и должна стать таким центром, где будут проходить встречи, конференции, семинары, посвященные военной тематике. Сейчас все более и более растет интерес к нашему музею, ведь в нашей стране долгие десятилетия тема Первой мировой войны, участие в ней России почти нигде не отражалась. Между тем, в Европе в течение всего XX столетия и сейчас изучению этой войны уделяется огромное внимание. И главное – там чтят память героев, и нам есть чему поучиться у европейских специалистов. Очень интересной была встреча с господином Мишелем Руже. Он выступал у нас в Ратной палате с лекцией «Первая мировая: совсем недавнее прошлое: пример музея Первой мировой войны в Мо», Мо – небольшой городок к северо-востоку от Парижа. Мишель Руже – директор этого музея, для которого, кстати, в 2011 году было специально построено новое здание. Оно находится неподалеку от мест первой битвы на Марне (в 50 километрах от Парижа). Это самый новый из существующих сегодня во Франции музеев, посвященных Великой войне. В его коллекции – около 60 тысяч экспонатов и документов. Для их размещения было построено новое здание, в год музей посещает примерно 100 тысяч человек.

Основа экспозиции – частная коллекция Жана Поля Верне, который собирал ее в течение 45 лет, в ней 50 тысяч документов и предметов – в том числе фотографии, оружие, предметы быта, архивные документы, произведения искусства. Это одна из крупнейших частных коллекций на эту тему в Европе. Жан Поль Верне всегда хотел, чтобы она находилась в музее.

Среди крупных экспонатов – французский самолет, такси «Рено», немецкая пушка 77 калибра и даже машина, которая перевозила почтовых голубей. В коллекции много военной одежды, представлена форма казаков, русского пехотинца 1914 года.

Экспозиция также содержит все, что связано с современными мультимедийными технологиями, серьезное внимание уделяется детской аудитории – для юных посетителей есть специальные разделы, игры (в том числе большая напольная игра-ходилка).

На той встрече Мишель Руже отметил: главная миссия музея заключается в том, чтобы наладить диалог между поколениями. Мне как директору ГМЗ «Царское Село» тоже хотелось бы, чтобы наша Ратная палата стала центром такого диалога.

– А будет ли Ратная палата «прирастать» другими, близкими ей по времени объектами? Не могу не вспомнить про Федоровский городок – удивительное по красоте место…

– Я сама очень люблю Федоровский городок. Им невозможно не восхищаться. И невозможно не переживать из-за того, что это редкое архитектурное сооружение в отдельных частях продолжает разрушаться. А ведь многие резные фасады в Федоровском городке сделаны из благородного старицкого камня, привезенного из Тверской губернии, из города Старицы. Сейчас вряд ли можно найти в таком количестве этот уникальный известняк, ведь старицкие месторождения истощаются. Собственно Федоровский городок и сооружался в одно время с Ратной палатой, и оба архитектурных комплекса тесно связаны – и эстетически, и исторически. В Федоровском городке во время Первой мировой был лазарет, который опекали Великие княжны Мария и Анастасия. Перед ранеными выступали знаменитые артисты того времени. Санитаром в этом лазарете служил поэт Сергей Есенин… Конечно, хотелось бы, чтобы прошла масштабная научная реставрация Федоровского городка. И, разумеется, там должна быть отражена и эпоха Великой войны. Это будет справедливо. И неважно – в чьем ведении будет это сооружение.

– Увы, даже для пожилых россиян Первая мировая война – это тот отрезок в истории России, о котором они почти ничего не могут сказать. По незнанию, равнодушию, да и по ряду других причин. Такими были установки в советской школе: война позорная, война империалистическая… Не так давно на выставке в Русском музее я услышала разговор двух посетителей, дам лет семидесяти, вполне интеллигентного вида. «Так кто же победил в Первой мировой?» – «Не знаю, надо взглянуть в Интернете». А ведь наверняка у каждой из них были родные – участники той войны…

– Да, к сожалению, это так. Во многих семьях было не принято говорить о том, где и как жили их родные до революции. История словно начиналась с 1917 года… О себе скажу, что за время создания музея в Ратной палате я сама невероятно прониклась той эпохой, полюбила наш музей, иногда вожу там экскурсии для высоких гостей… Вот так постепенно я входила в эту тему и заинтересовалась ею. По-другому и быть наверно не могло. Ведь Первая мировая война стала трагедией для всего мира, для всей России, для всего нашего народа…

Беседу вела Марина Кротова, пресс-секретарь Фонда «Воинский собор»

Фото Георгия Семенова и Марины Кротовой

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.