Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
«Несвятые святые» во Владивостоке

«Несвятые святые» во Владивостоке

На Приморской сцене Мариинского театра представлена литературно-музыкальная композиция по книге епископа Тихона (Шевкунова)
Игорь Романов
01.04.2016
«Несвятые святые» во Владивостоке

…Новый театр современных архитектурных форм на скалистой сопке, над Золотым Рогом Владивостока. Несколько сияющих белым камнем этажей, вдохновляющие вечерние панорамы океанского города в масштабных окнах. Внизу, у подъездов, прижатые друг к другу автомобили. Все просторные парковки и подъездные пути забиты машинами зрителей.

На сцене – впечатляющая композиция в двух отделениях. Около трех часов. Рассказы из книги епископа Тихона «Несвятые святые». О жизни монахов, простых людей, о православной Руси. Рассказы в прочтении заслуженных артистов России. И музыкальные произведения в исполнении хора Сретенского монастыря и Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» имени Людмилы Зыкиной.

С первых нот и с первых слов, зазвучавших со сцены, становился все более зримым и явным образ истинной России с ее православной душой.

Автор книги владыка Тихон начинал свой монашеский путь в Псково-Печерском монастыре. О той ранней поре своей иноческой жизни, о наместнике монастыря архимандрите Алипии и о монастырской братии у владыки Тихона, наверное, самые проникновенные воспоминания.

И с первого же рассказа о наместнике Псково-Печерского монастыря архимандрите Алипии зрители ощутили чувства и переживания, атмосферу самой настоящей, самой глубинной и могучей – Руси Христовой.

…Монастыри старой России. Их духом повеяло здесь, над бухтой Золотой Рог. В текстах, фотографиях и видеокадрах на экране, в прекрасном академическом исполнении русских песен и молитв.

Сутью русской культуры, источником ее формирования и питания живым духом Православия всегда были монастыри. Прославленный недавно Русской православной церковью святитель Серафим (Соболев) писал в своей работе «Русская идеология»: «Подвижническая вера не только в русских обителях нашла себе место; в той или иной степени она была присуща и русским людям, жившим в миру. Иначе и быть не могло. Наша древняя проповедническая литература, русская летопись, письма Патриарха Никона и других святителей подтверждают, что наши предки, миряне, руководствовались в жизни наставлениями иноков».

В монастырях Святой Руси вырабатывалась сама соль русской культуры. Ведь мало сказать, что наша культура – православная. Нужно понимать, из каких истоков начинаются ее традиции, воспитываются ее образы и воспевающее их искусство. Они из глубин монастырской жизни. Монахи своими молитвами, своей жизнью во Христе создают главные черты русского образа.

Старинные русские монастыри, о которых вспоминает в своих рассказах епископ Тихон, – Псково-Печерский, Дивеевский, Донской, Сретенский, – ведь это и сегодня огромные духовные и культурно-просветительские центры России. Ведь наш народ после советской духовной зимы опять потянулся к монастырям. Миллионы русских и всех, кто живет в России, идут в это грозное время XXI века в святые обители. Идут как постоянные прихожане монастырских храмов, как паломники, как любопытные туристы… Идут и дышат русским духом. Духом, которым повеяло на берегах нашей Дальней России, занятой сегодня большими стройками – космодромами, университетами, мостами над океаном, театрами… Занятой созданием удобной земной жизни. Неужели забывает Дальняя Россия и русский народ, живущий здесь, о спасении своей святой русской души?

Забвение – вот о чем громко вопиют к Небу брошенные, недостроенные и осыпающиеся стены Спасо-Преображенского собора на другом берегу бухты Золотой Рог. Заброшенный недостроенный собор – напротив Приморской сцены Мариинского академического театра на противоположном берегу бухты…

На большом экране, когда звучали истории из книги, появлялись фотографии «несвятых святых», среди которых мы с восторгом обнаруживали даже тех, кого знаем, кто молится сейчас там далеко за девять тысяч километров от нас. Вот фото старенького священника Сергия Вишневского.

Протоиерей Сергий Вишневский – потомственный священник. Был настоятелем в старом московском приходе. И вдруг на склоне лет решил переехать в Ярославскую область – поднимать полуразрушенный сельский храм, настоятелем которого еще до революции был его дед.

Связь с глубинной православной Россией оживала в окруженном морскими заливами Владивостоке.

И когда к зрителям и гостям из Москвы со словами благодарности обратился митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин, стали зримыми связи, скрепляющие единство Руси от Тихого океана до Балтики, от первых русских святых до подвижников нашего времени.

– Мы ощутили дух белокаменной Москвы, дух старых русских монастырей, – произнес митрополит. – Мне довелось знать и наместника Псково-Печерского монастыря отца Алипия, и другого наместника этого монастыря Гавриила, и отца Иоанна Крестьянкина.

Владыка ведь больше тридцати лет прожил в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Там окончил духовную семинарию, потом академию. А после долгое время преподавал там богословские науки. Самого владыку Вениамина знают и помнят многие его бывшие ученики – нынешние архиереи и простые священники и в России, и в православной Болгарии, да и во всем нашем православном мире. И в этом ведь тоже глубокая духовная связь нашего Приморья со всей Святой Русью.

– И всем нам надо поскорее выходить на ту дорогу, которую завещал великий князь Владимир Красное Солнышко. Русь Святая, храни веру православную! – духовные и сердечные слова митрополита Вениамина.

Вся трехчасовая постановка – это переплетение монастырского духа и народной жизни старой и новой России.

Переданное в книге владыки Тихона и ярко показанное на академической сцене словно открывает ворота в Святую Русь. Наверное, кто-то из зрителей давно вошел в эти ворота. Кто-то, может быть, заглянет туда и останется там после встречи с «несвятыми святыми» на Приморской сцене Мариинки.

…Ветер над ночным заливом Петра Великого. Радостные и уставшие зрители разъезжаются по домам через светящиеся мосты над океаном. Прохладный март в океанском дыхании. И как будто в свежем солоноватом воздухе витают ароматы монастырского ладана, печного дыма с березовых поленьев и привкус смолы псковских елок. Как будто звучат слова благоуханной Псалтири, которую читает пожилой монах в потертой рясе. И словно преобразился портовый и уже почти совсем космополитский Владивосток. Словно город воспарил над глубинами восточного Босфора, став большим русским островом среди могучих тихоокеанских волн.

Игорь Анатольевич Романов, информационно-просветительский проект «Берег России»

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.