Неприкасаемые
Известные деятели искусства Франции во главе с министром культуры Франсуазой Ниссен подписали открытое письмо в поддержку отбывающего в российской колонии наказание за терроризм украинского режиссёра Олега Сенцова. Обращение опубликовано во французской газете «Монд», всего под ним стоит больше ста подписей.
«Разнообразие мнений, дебаты, разногласия и дискуссии, которые порождают художники, – это шанс для демократии, свободы, прогресса. Потому что искусство не знает границ, потому что искусство универсально, должны соблюдаться права тех, кто делает его живым», — отмечают авторы текста. Они призывают «действовать быстро, чтобы не позволить Сенцову умереть», а также сравнивают его с таким, например, деятелем культуры, как А.И. Солженицын.
Оставим в стороне это нелепое сравнение, и напомним, что Олег Сенцов, который до этого в своей профессии никому известен особо не был, приговорён в России к 20 годам колонии по обвинению в терроризме. По данным ФСБ, он собирался совершить диверсионные акты в Симферополе, Севастополе и Ялте. Вина Сенцова в суде была полностью доказана, его группа не только планировала кровавые акции террора, но уже совершала поджоги и некоторые другие преступления. У них были найдены взрывчатка, оружие и противогазы. Однако вокруг Сенцова, как в свое время вокруг осужденной в России за причастность к убийству российских журналистов на Украине Надежды Савченко, на Западе набирает обороты шумная кампания в его защиту. На волне подстрекательства Сенцов объявил бессрочную голодовку, которая продолжается до сих пор.
«Он умрет! Спасите скорей режиссера!» – истерически кричат его защитники. Другими словами, российское правосудие снова пытаются взять шантажом. Но в случае с Савченко все было несколько иначе. Она служила в армии, нигде не пряталась, а выполняла приказы киевского командования. Преступление же Сенцова, даже если он лично никого убить не успел, – куда более отвратительно. Этот «режиссер» хладнокровно планировал убийства не на войне, а готовился убивать мирных граждан, подло, из-за угла. А за терроризм, не только в России, но и во всех странах, наказания – самые жесткие. Так какое же моральное право имеют на это те, кто сегодня требует освобождения осужденного судом террориста? Освободить только потому, что он режиссер? А если бы у Сенцова была другая профессия? Если бы он был водопроводчиком из Одессы, все бы молчали?
А потому совершенно ясно, что организованная на Западе кампания в защиту «режиссера» – лишь одно из звеньев в цепи русофобских провокаций, которые США и их сателлиты развернули сегодня против России.
Сравнивают даже Сенцова с Солженицыным. Беспардонная ложь, подмена понятий, попытки поставить все с ног на голову – такова сейчас тактика западных русофобов. Это касается и дела Скрипалей, и обвинений России во вмешательстве в выборы в США, и нынешней кампании по «спасению режиссера Сенцова».
Однако одно дело французы и другие деятели культуры Запада. Их еще можно как-то понять. Они живут в своих Европах или в США, как в аквариуме, обкуренные дурманом русофобской пропаганды собственных СМИ, производителей «фэйк ньюс», фальшивых новостей, что признал даже сам американский президент Дональд Трамп. Эти СМИ и делают из Сенцова «невинную жертву», режиссера, которого будто бы гнобит ни за что ни про что в своих застенках свирепый «путинский режим». Правда же до западного обывателя попросту не доходит. Да и не только до обывателя, как выясняется, но и до чиновников высокого ранга.
Но вот что удивительно. В поддержку Сенцова выступают не менее активно не только упертые доморощенные русофобы или равняющиеся на Запад активисты либеральных партий, но и некоторые видные деятели культуры в России. Такие, как именитые режиссёры Александр Сокуров и Андрей Звягинцев, мультипликатор Юрий Норштейн, актриса Чулпан Хаматова и некоторые другие, вовсе не профессиональные «протестанты». Но они-то почему ратуют за Сенцова? Ведь они же наше телевидение смотрят, читают, наверное, не только западные газеты и отлично знают, как на самом деле обстоит дело, что натворили Сенцов и компания, которых, ни при каком раскладе, «невинными овечками» не назовешь.
Поэтому тем, кто сегодня требует освободить «режиссера», можно задать один простой вопрос: а почему вы так настырно требуете освободить одного только его? А вас не волнует, например, судьба тысяч политических заключенных, в том числе и из России, томящихся в тюрьмах Украины?
Вас не интересует, что творится сегодня в тюрьмах любезных вам США, куда вы ездите получать премии? Почему вы не требуете освободить несправедливо осужденных нашего летчика Ярошенко или Виктора Бута, которые могут сгинуть в американской тюрьме?
Неужели вам неизвестно, какие чудовищные вещи творятся в американских тюрьмах? Вот, например, что происходило в печально знаменитой американской тюрьме Абу-Грейб, куда американцы помещали подозреваемых (только подозреваемых, а не осужденных!) в причастности к терактам 11 сентября 2001 года. «Согласно показаниям ряда заключённых, – пишет либеральная Википедия, – американские солдаты насиловали их, ездили на них верхом, заставляли вылавливать еду из тюремных туалетов. В частности, заключённые рассказали: «Они заставляли нас ходить на четвереньках, как собак, и тявкать. Мы должны были гавкать, как собаки, а если ты не гавкал, то тебя били по лицу без всякой жалости. После этого они нас бросали в камеры, забирали матрасы, разливали на полу воду и заставляли спать в этой жиже, не снимая капюшонов с головы. И постоянно все это фотографировали». «Один американец сказал, что изнасилует меня. Он нарисовал женщину у меня на спине и заставил встать меня в постыдную позицию, держать в руках собственную мошонку…».
Что-то не слышно было, чтобы наша «демократическая общественность», «прогрессивные деятели культуры» выступали против этих диких пыток и других преступлений в США! И вообще, почему требуют освободить одного только «режиссера Сенцова», даже если бы он и был невиновным?
И вот тут вырисовывается совсем другая наша проблема. Проблема кастовости, круговой поруки и корпоративной солидарности, которая утвердилась в кругах тех, кто сегодня в России именует себя «демократической интеллигенцией».
Помните недавнее выступление на Съезде театральных деятелей известного актера и руководителя театра «Сатирикон» Константина Райкина? Там он буквально заявил: что бы ни вытворяли сегодня на сцене, на экране, во время выставок или даже в жизни иные современные «творцы» – никто их не вправе ни остановить, ни попрекнуть, ни даже высказать в их адрес иную точку зрения.
«Меня очень тревожат – я думаю, как и вас всех, – те явления, которые происходят в нашей жизни. Эти, так сказать, наезды на искусство, на театр, в частности. Эти совершенно беззаконные, экстремистские, наглые, агрессивные, прикрывающиеся словами о нравственности, о морали, и вообще всяческими, так сказать, благими и высокими словами: «патриотизм», «Родина» и «высокая нравственность». Вот эти группки оскорбленных якобы людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки, нагло очень себя ведут, к которым как-то очень странно власть нейтральна – дистанцируется. Мне кажется, что это безобразные посягательства на свободу творчества…».
По сути, Райкин заявил, что деятели культуры – это каста «неприкасаемых», которых никто не смеет даже критиковать. А уж судить и подавно – что бы они ни натворили!
И многие деятели культуры России его в этом поддержали! Что же удивляться по поводу того, что они теперь так же дружно выступают за освобождение «режиссера Сенцова», за прекращение преследования «режиссера Серебренникова», который, кстати, сидит у себя дома под домашним арестом, пока расследуется дела о крупных хищениях государственных средств в его театре. «Нет, – кричат прогрессивные деятели культуры, – их трогать нельзя! Это – творцы!»
Некоторые из них, конечно, быть может, и не хотели бы этого делать, понимая, что Фемида все-таки права. Но не могут. Почему? Корпоративная солидарность, принадлежность к «касте» заставляет их «держать строй». Они прекрасно понимают, что выйдешь из него – берегись! Нет, не Путин и его чиновники станут преследовать тебя, а свои же собратья по ремеслу. Ты станешь в «корпорации избранных» изгоем, тебя затравит корпоративная критика, станешь «нерукопожатным».
Сигнал тут же будет передан на Запад. И тебя перестанут приглашать на международные фестивали, театральные турне, не жди тогда премий на кинофестивалях и конкурсах. А вот если ты в одном строю с «демократической общественностью», то тогда все у тебя будет в полном порядке и здесь, и там.
Кстати, о неподсудности «творцов». Гитлер, совершивший самые чудовищные преступления, тоже, как известно, был художником. И что, если бы он не покончил с собой, и тоже предстал бы перед трибуналом в Нюрнберге, то тоже, наверное, нашлись бы те, кто стал заявлять, что нельзя судить «художника»?
Ну а чем лучше Сенцов? Ведь он тоже собирался убивать людей. Разница только в масштабах. Один – миллионы, а другой – несколько десятков и сотен. Что-то наши гуманисты» от культуры, с пеной у рта защищающие сейчас Сенцова, быстро забыли про цену одной «слезинки ребенка» Достоевского.
?>