Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
21 октября 2021
«Не знать о Боге, но иметь в себе!»

«Не знать о Боге, но иметь в себе!»

Вышел новый поэтический сборник иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина) «Блажени…»
Ольга Надпорожская
19.08.2021
 «Не знать о Боге, но иметь в себе!»

Вышла из печати новая книга иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина), подготовленная к изданию Фондом творчества иеромонаха Романа и редакцией сайта «Ветрово». Это небольшой поэтический сборник «Блажени…», в который включены десять стихотворений, посвящённых заповедям блаженства. Они были написаны во время Великого поста 2021 года, когда отец Роман почти не общался с внешним мiром.

В каждом стихотворении этого цикла автор постарался раскрыть смысл одной из заповедей, причём в основе его размышлений — не собственные открытия, а святоотеческие толкования. Чтобы сделать эту мысль более наглядной, расскажу о нашей переписке с отцом Романом во время подготовки этих стихотворений к публикации. Прочитав строчки «Блажен, кто закипающую кровь // При помощи рассудка укрощает», я спросила: «Может быть, не “укрощает”, а “угашает”? Мне кажется, это более применимо к закипающей крови». На это отец Роман ответил: «Почитайте толкования свт. Григория Нисского».

111.jpgУ святителя Григория я нашла: «…блаженны не предающиеся вдруг страстным движениям души, но сдерживаемые разумом, — те, у кого помысел, подобно какой-то узде, останавливает порывы, не дозволяет душе вдаваться в бесчиние… Что достойна ублажения кротость, можно всякому видеть в страсти раздражения. Ибо как скоро слово, или дело какое, или предположение какой-либо неприятности, возбудит такую болезнь, кровь в сердце закипает, и душа готова подвигнуться к мщению; и как по баснословию иные снадобья изменяют наше естество в образ бессловесных, животных, так и тогда человек от раздражения делается внезапно вепрем, или псом, или барсом, или другим каким подобным зверем… А имеющий в виду блаженство при помощи рассудка укрощает болезнь, и выражает сие и спокойным взглядом, и тихим голосом, подобно какому-то врачу, который своим искусством врачует беснующихся до безобразия; то не скажешь ли и сам, сравнив одного с другим, что жалок и мерзок этот зверь; но достоин ублажения кроткий, кого и злоба ближнего не заставила утратить свое благообразие?».

Образ святителя Григория убедил в том, что слово «укрощает» стоит на месте, а заодно я открыла для себя то, что прежде почему-то было неочевидным: что слова «укрощать» и «кротцыи» («кроткие») — однокоренные.

Вспомнился эпизод из книги «Старец Силуан Афонский». В нём рассказывается о том, как однажды в русский Пантелеимонов монастырь на Афоне приехал католический учёный, осмотрел библиотеку и, узнав, какие книги святых отцов читают монахи, удивился: «У нас читают их только профессора!»

Преподобный Силуан, услышав об этом, сказал: «Вы могли бы рассказать доктору, что наши монахи не только читают эти книги, но и сами могли бы написать подобные им… Монахи не пишут, потому что есть уже многие прекрасные книги, и они ими довольствуются, а если бы эти книги почему-либо пропали, то монахи написали бы новые». Насколько понимаю, смысл слов старца в том, что монашество хранит и продолжает святоотеческую традицию, и каждый настоящий монах в состоянии донести до слушателей или читателей те же мысли, которые излагали святые отцы. Его слово будет продолжать их мысли точно так же, как слова святых отцов продолжают сказанное в Евангелии. А святитель Иоанн Златоуст говорил о ещё большем — о том, что нам надлежало бы вести настолько чистую жизнь, чтобы мы даже не имели нужды в Священном Писании: тогда вместо книг нам служила бы «Благодать Духа, и как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом». Трудно представить себе ныне живущего человека, для которого этот идеал был бы достижим, но можно догадываться, что монашеская жизнь способствует тому, чтобы Господь отверз ум к уразумению Писаний (Лк. 24: 45).

В стихотворениях иеромонаха Романа очень часто явно или подспудно звучит то, что было сказано задолго до него. И порой именно его слово может быстрее найти путь к сердцу читателя, поскольку сказано нашим современником и облечено в поэтические строки, уровень которых не уступает признанным образцам классической литературы.

Оглянувшись назад, мы увидим, что эта особенность была присуща и раннему творчеству отца Романа. Песнопения, которые принесли ему известность в восьмидесятые-девяностые годы, производили такое сильное впечатление ещё и потому, что в них звучало Божье слово — в первую очередь Евангелие и Псалтирь. Могу поделиться собственными воспоминаниями — когда я впервые услышала песнопения иеромонаха Романа, меня поразила красота этих строк:

… И не станет меня, и река не замедлит движения,
Разольётся вовсю, затопляя чужие края.
Одинокий олень, лобызая свое отражение,
На коленях губами коснётся души моея.

И лишь гораздо позже расслышала перекличку этих строчек отца Романа со словами Псалтири: Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже (Пс. 41: 2). А известное песнопение отца Романа «Евангелист Божественной рукой…» можно было бы назвать просто поэтическим переложением евангельского рассказа о блуднице, омывшей слезами ноги Спасителя — если бы оно не было пропущено сквозь сердце автора и не увенчалось строфой о себе самом и о каждом из нас:

…Целу́ю пожелтелые листы,
Святые покаянные страницы.
Душе́ моя, блудница – это ты.
Да даст тебе Господь любовь блудницы!

Это обращение к собственной душе, заимствованное отцом Романом из церковных молитвословий (вспомните великопостное «душе́ моя, душе моя, восстани, что спиши»), навсегда закрепилось в его поэзии. Такое обращение завершает почти каждое стихотворение в книге «Блажени…», а одно из них вынесено на обложку:

Душе́ моя! Завещано тебе:
Не знать о Боге, но иметь в себе!

Это строчки из стихотворения «Блажени чистии сердцем», и ключ к их пониманию тоже можно найти у святителя Григория Нисского:

«Господь не знать что-либо о Боге, но иметь в себе Бога называет блаженством, ибо блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят. Но не как зрелище какое, кажется мне, пред лицем очистившему душевное око, предлагается Бог; напротив того, высота сего изречения, может быть, представляет нам то же, что открытее изложило Слово, другим сказав: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17: 12), чтобы научились мы из сего, что очистивший сердце свое от всякой твари и от страстного расположения, в собственной своей лепоте усматриваете образ Божия естества».

На этом можно было бы закончить рассказ о книге отца Романа, если бы не одно последнее замечание. Митрополит Вениамин (Федченков) в воспоминаниях о своём духовном наставнике епископе Феофане (Быстрове) писал:

«Он вёл дневник. Мне удалось почитать его… Чем дальше он вёл его, тем увеличивались выписки из Свв. отцов; так что в конце его Еп. Феофан выписывал одни выдержки из них. Но очевидно, они отвечали каким-то его личным переживаниям… Потом записи почему-то совсем прекращаются… Вероятно, он увидел, что эти выдержки несравненно авторитетнее, чем собственные мысли».

Вот и отец Роман в своём позднем творчестве всё более явно обращается к слову Священного Писания. Почти все эпиграфы к стихотворениям последних лет взяты оттуда, и выбору этих кратких изречений отец Роман посвящает немало времени. Да и в его собственных строках всё чаще ощущаются более или менее явные отсылки к Писанию. Внимательный читатель обязательно узнает их — может быть, безотчётно, одним только сердцем, а может быть, откликнется на уже знакомые слова священных текстов.

Думаю, такую работу со словом Божиим, которой занимается отец Роман, и можно назвать просвещением читателей, попыткой помочь им пролить свет в глубины собственного сердца.

Только хочется попросить отца Романа, чтобы его «записи», в отличие от записей епископа Феофана, не прекращались, потому что он наделён подлинным поэтическим даром, и стихи — это часть его священнического служения. Хочется обратить к нему его собственные строки:

О ты, напоминающий о Боге,
Не умолкай!


Заказать новую книгу отца Романа можно на сайте «Ветрово», в разделе «Витрина».

Ольга Надпорожская,
редактор поэтического сборника «Блажени…» и сайта «Ветрово»



Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

ort
06.10.2021 14:08
пониманию тоже можно найти у святителя Григория Нисского:
«Господь не знать что-либо о Боге, но иметь в себе Бога называет блаженством, ибо блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят"
----------------------------------------------------------------------------------
есть народы, кои не зная о Боге живут по Его Закону, есть народы, будучи крещёными - не следуют проповедям своих же собственных святых и праведников. Последним всё время мешают свои собственные ....... начальники.
Ан.Ан.
21.08.2021 18:55
Спасибо! Умом все понятно, а вот укрощаться не получается. Прямо болезнь века какая-то. Много озверину вокруг разлито.
Александр
19.08.2021 8:59
Спасибо. Прочитал и как будто бы каждое слово на сердце легло. И возникло то самое ощущение, что как будто воды напился. Еще раз спасибо и низкий поклон.

Эксклюзив
15.10.2021
Валерий Панов
Чем вызвана необходимость амнистии гастарбайтеров-нарушителей?
Фоторепортаж
19.10.2021
Подготовила Мария Максимова
Сегодня трудно поверить, что эти картины когда-то были опальными и гонимыми...


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.