Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
Наполеон и Боргезе

Наполеон и Боргезе

Как 200 лет назад шедевры знаменитой виллы пополнили коллекции Лувра
Ирина Баранчеева, Рим
22.12.2011
Наполеон и Боргезе

Торжества, посвященные 150-летию объединения Италии, заканчиваются грандиозной выставкой в залах известной римской Галереи Боргезе. После 200 лет на свое место вернулись 60 известных экспонатов, которые на сегодняшний день составляют ядро античной коллекции парижского Лувра.

Галерея Боргезе - крупнейшее собрание произведений древнего и ренессансного искусства. Она была создана в XVII веке усилиями кардинала Шипионе Боргезе, ценителя прекрасного и покровителя многих художников, в том числе Караваджо. Свою коллекцию античности кардинал собрал не в последнюю очередь благодаря помощи дяди, папы ПавлаV, беря иные шедевры прямо с раскопок, которые проводились на территории Ватикана.

Для своей огромной богатой коллекции Шипионе Боргезе выстроил виллу, располагавшуюся в то время за стенами города и окруженную роскошным парком, в тенистых уголках которого впоследствии П.И. Чайковский обдумывал страницы партитуры «Итальянского каприччио». На двух этажах виллы размещались бесценные античные статуи, бюсты и барельефы в окружении картин Рафаэля, Тициана, Корреджо, Караваджо.

К началу XIX века коллекция семьи Боргезе была широко известна в Европе, а сама вилла часто посещаема путешественниками. Именно на нее обратил свой взгляд всесильный и непобедимый Наполеон, который в то время начинает создавать миф своей империи, опираясь на примеры античности. Доминик Виван-Денон, директор Лувра, поддерживает его в этих намерениях и в письмах призывает поставить искусство на службу престижу империи. «Век Наполеона должен стать веком искусства, как и веком героев», - считал он.

Во время своих итальянских военных кампаний Наполеон, не стесняясь, вывозил во Францию шедевры искусства, призванные пополнить коллекцию Лувра, который с 1803 по 1815 годы носил его имя. В Риме им были значительно опустошены собрания Музеев Ватикана и Капитолийских музеев.

В 1807 году в поле зрения императора попадает роскошная античная коллекция виллы Боргезе, однако чтобы заполучить ее, ему приходится применить совершенно иную тактику. Дело в том, что хозяин виллы, князь Камилло Боргезе, сочувствовавший идеям Наполеона, приходился ему шурином. Он был женат на сестре правителя Франции Паолине, которая в тот момент являлась одной из самых блестящих светских дам Рима. Великолепное скульптурное изображение Паолины Бонапарт-Боргезе, принадлежащее великому Антонио Канове, по сей день украшает одну из зал виллы.

Посредником в переговорах о продаже коллекции выступил известный антиквар и знаток искусства Эннио Квирино Висконти, происходивший из старинной аристократической итальянской семьи, но преклонявшийся перед новаторскими идеями Наполеона. В свое время он лично, по просьбе Камилло Боргезе, составил инвентарный список скульптур, находившихся на вилле, и потому был прекрасно осведомлен как о ее содержимом, так и о ценности каждого предмета.

Несмотря на то, что Наполеон желал купить лишь самые ценные экземпляры из коллекции Боргезе, в конце концов, Висконти выбрал 695 статуй, ваз и барельефов с целью не только украсить залы Лувра, но и иметь материал для изучения античности и для реставрации шедевров прошлого. Он видел свою задачу в том, чтобы способствовать формированию современных художников через изучение произведений древности и воспитывать художественный вкус публики. Иными словами, он желал видеть граждан новой империи, которые чувствовали бы себя наследниками классической эпохи.

Начальная сумма, предложенная князю Боргезе за его коллекцию, вращалась около 6 миллионов франков, но затем была поднята до 13 миллионов, что составляло астрономическую по тем временам цифру.

Скрепя сердце, Камилло Боргезе был вынужден уступить настойчивым уговорам своего могущественного родственника и значительно опустошить виллу, сокровища которой на протяжении веков собирали его предки.

Это вызвало весьма бурную реакцию в Риме, а скульптор Антонио Канова, который впоследствии принял деятельное участие в работе по возвращению итальянских шедевров на родину, в глаза Наполеону, назвал эту продажу «несмываемым позором» для семьи, которая владела «самой красивой виллой в мире».

Добавим, что из обещанных 13 миллионов франков князь Боргезе получил только 8. После падения Наполеона оставшаяся сумма была ему возмещена лишь в самой малой степени, и поскольку его коллекция была продана, а не насильно вывезена французами, она так и осталась в Париже.

Долгое время в залах Лувра была выставлена лишь ее небольшая часть. Остальные экспонаты пылились в хранилище, а иные отправились украшать королевские дворцы в Версале, Компьене и Фонтенбло. Тем не менее на сегодняшний день собрание Боргезе составляет основу античной коллекции Лувра и, без сомнения, является ее главным украшением.

И вот сокровища Боргезе временно вернулись на свое прежнее место. Бесценные шедевры античного искусства не просто выставлены в галерее – они заняли именно те места, которые покинули в 1808-1811 годах. Таким образом, виллу Боргезе ненадолго вновь можно увидеть в ее былом великолепии.

Среди наиболее известных экспонатов - «Кентавр с Амуром» II века н.э., который в 1817 году был установлен на месте вернувшегося в Музеи Ватикана «Лаокоона», «Ваза Боргезе» I века до н.э., «Спящий Гермафродит» II века н.э., «Венера» 160 года. Знаменитый «Гладиатор» I века до н.э. вынужден был остаться в Лувре, поскольку он был поврежден еще во время перевозки из Рима в Париж и теперь не может совершать дальних путешествий. Зато среди мраморных римских патрициев, героев и императоров неожиданно выделялось скульптурное изображение царя Армении Тридата, бывшего первым христианским правителем, поскольку он принял крещение в 301-303 годах, то есть на десять лет раньше императора Константина.

Возвращением в Рим коллекции Боргезе перевернута еще одна непростая страница в отношениях Италии и Франции, которые, несмотря на географическую близость и общее историческое прошлое, не всегда умели сохранять друг к другу взаимное уважение.

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.