Нам не хватает Горького…

Сказать, что Максим Горький сейчас наиболее читаемый писатель, было бы большим преувеличением. Что же, время Горького ушло? Нет, оно еще не наступило.
В советские времена книги Максима Горького читались моим поколением скорее по необходимости, чем по велению души, хотя некоторые рассказы, пьесы, повести удивляли яркими романтическими героями и поражали необычными нравами, царившими в дореволюционной России. «Челкаш», «Данко», «Детство», «В людях», «Мои университеты» – отчетливо помнятся и по сей день. Большинство повестей и романов Горького – «Мать», «Фома Гордеев», «Дело Артамоновых» иллюстрировали очевидное, то, что знал любой пацан из нашего класса или любая девчонка с нашей улицы: «При капитализме простому народу жилось несладко». Но мы знали, что нам, детям победителей, капитализм не грозит. В нашей стране социализм, профсоюзы, комсомол, пионерия, дома отдыха, санатории, пионерские лагеря, игра «Зарница», самый короткий в мире рабочий день, бесплатное образование и медицина, у нас сильная армия, победившая фашизм, и никто не сможет издеваться над нами – выгнать из дома на улицу или не заплатить заработанных денег. И когда вырастем, мы будем врачами, хлеборобами, учителями, строителями, сталеварами, летчиками, моряками, инженерами, пограничниками и даже космонавтами, все мы станем Соколами, а не Ужами, мы рождены летать, а не ползать. Мы были уверены в главном: никакой дядя Сэм или паразит-капиталист из прошлого не заставит нас быть рабами. Это было понятно любому двоечнику без дополнительных занятий.
Если произведения Горького и пугали нас, то задним числом, абстрактно. Ибо никто даже в страшном сне не мог представить, что Советский Союз рухнет, а на плечах либералов-демократов в страну въедет капитализм, еще страшнее того, что описывал Горький в своих произведениях.
Декабристы и революционеры будут объявлены уголовниками, бедные крестьяне – лентяями, вновь появятся ночлежки, босяки, беспризорные дети, деревня будет разорена, классы отменены, а трудовые сбережения пущены по ветру Егором Гайдаром, головастым внуком писателя Аркадия Гайдара, по книжкам которого мы учились жить и любить свою Родину.
Но случилось то, чего не мог предположить и Горький, которому доставалось и от царской власти, и от советской.
Его сажали в тюрьмы и полицейские участки, за ним вели гласное и негласное наблюдение, вынуждали эмигрировать и даже пытались «сбросить с корабля современности».
Первую попытку сброса предпринял в 1902 году Российский император Николай II, когда Академия наук выбрала любимого народом писателя почетным академиком по разделу словесности. Царь прокомментировал: «Более чем оригинально!» и повелел сей выбор отменить. Узнав о таком решении, отказались от звания почетных академиков Короленко и Чехов, а критик Стасов, выдвигавший кандидатуру Горького, громко хлопнул дверью и зарекся не посещать заседания Академии.
Ну, мотивы Его Императорского Величества понятны. «Буревестник революции» расшатывает трон, сочиняет обидные «Песни о Соколе», а Мы, Николай Второй, будем вручать ему медали на ленточках и красивые мантии? Известную фигуру ему из трех пальцев, а не звание академика!
А вот почему главный редактор «Литературный газеты» с обстоятельной волжской фамилией Бурлацкий в 1991 году решил снять профиль Максима Горького с логотипа вверенной ему писателями газеты, сразу не угадаешь. Возможно, рассуждали примерно так: коль нет больше пролетариата, то зачем нам пролетарский писатель?
У нас теперь в стране два класса – успешных и неуспешных людей. Успешные – это олигархи, владельцы заводов, газет, пароходов, казино, а также киллеры, валютные и политические проститутки, наркодилеры, жители Долларовки, то бишь Рублевки – вот о них и надо писать романы, баллады и телесериалы. А зачем нам Горький со своим «Му-му», то есть, простите, «Буревестником»… Одним словом, совок, которого надо выдавливать и истреблять. И главное, не в том, чтобы не быть самому совком, а в том, чтобы быстрее указать, как им были другие.
Только почему-то никто из благородных негодующих демократов не порвал тогда советский диплом, не вернул гонорары за книги, созданные в стиле соцреализма, и не отказался от бесплатных квартир, полученных по линии Союза советских писателей.
…Профиль Максима Горького, конечно же, вернули на первую страницу «Литературной газеты». Это сделал в 2004 году новый главный редактор «Литературки» – писатель Юрий Поляков, заручившись поддержкой читателей, Редакционной коллегии и собственной совести. Портреты двух титанов русской литературы – Пушкина и Горького – вновь оказались рядом.
Горького любят и помнят – его именем названы проспекты, улицы, станции метро, институты и библиотеки, но читают классика мало. Такое ощущение, что время читать и перечитывать бунтаря Горького еще не пришло, ибо духовное самоопределение российского общества явно задержалось.
Знавший все мерзкие стороны русской жизни, Горький, тем не менее, верил в человека и восторгался его величием. Утвердится ли в нашем обществе горьковский девиз «Человек – это звучит гордо!», или капитализм возьмет верх в нашем «социальном государстве», покажет время.
Очевидно одно: нам не хватает нового Горького, новых гордых героев. Нельзя же всерьез считать таковыми олигархов из списка журнала «Форбс» или персонажей гламурных телесериалов.
В 1908 году в статье «Разрушение личности» Максим Горький писал: «Литература наша – поле, вспаханное великими умами, еще недавно плодородное, еще недавно покрытое разнообразными и яркими цветами, – ныне зарастает бурьяном беззаботного невежества, забрасывается клочками цветных бумажек – это обложки французских, английских и немецких книг, это обрывки идей западного мещанства, маленьких идеек, чуждых нам; это даже не «примирение революции с небом», а просто озорство, хулиганское стремление забросать память о прошлом грязью и хламом».
Написано, словно сегодня.
Но возможно, уже бродит по России будущий писатель – стихийный председатель союза всех униженных и оскорбленных, страстный обличитель общественных пороков. И, говоря словами своего великого предшественника, хождение это вызвано не стремлением к бродяжничеству, а желанием видеть – где я живу, что за народ вокруг меня? И не перевелись ли на Руси Соколы?
Каралис Дмитрий Николаевич – писатель, публицист, киносценарист, общественный деятель. Лауреат шести международных и общероссийских литературных премий. Автор 18 книг прозы и нескольких киносценариев.
Не вижу ничего плохого в "лабораториях" по искоренению преступности. Они обществу реально нужны потому, что мировой опыт "исполнения наказаний" - это уровень дурдома 19 века. Не лаборатория а целые комбинаты по воспроизволству преступников и опаснейших психопатов. Наверное они в буржуазном государстве выполняют некую свою функцию?
Врать только на сию тему не надо. Любой нормальный человек в России ужасно боится оказаться в тюрьме.
Ну, слава Богу! Не поверите, как же я рад за Вас...
/"Какие личности?"/.
Личностные личности, однако - ну, вот, моя, например: /"...вы ловили преступников, в тайне желая, чтобы... и т.д., до конца абзаца"/. Или вот: /"У них? А увас хорошо получалось? Судя по статистике?"/. Кстати, последний переход, кстати, построен ещё и по схеме: "сам ... такой". Так что, всё подтверждается, причем, опять и опять ...
/""каторга" , например, звучит куда приятнее"/.
Дело вкуса. Мне больше нравится современное название: ФСИН (Федеральная служба исполнения наказаний) ...
/"может быть, в таком случАе и ГУЛАГ не считал свои лагеря лабораториями, не?"/.
Полагаю, никаких "не?" здесь быть не может. Разумеется, все сотрудники, что ФСИНа нынче, что ГУЛАГа ранее, четко понимали назначение своих учреждений, исходя, в т.ч., и из их названий, и не фантазировали на эту тему ...
/"И да, прадеды, пра-прадеды и пра-пра-пра- прадеды сделали свой выбор. Я очень сожалею, что он не согласуется с вашими представлениями о прекрасном"/.
И нет: мой дед был 1905 г.р, а прадед - 1860-го. Значит, "пра-пра и пра-пра-пра" были гораздо ранее. И по их выбору образовалась Российская Империя, на 1/6 части земной суши. Откуда "зашла" мысль, что сей факт "не согласуется с моими представлениями", понять не представляется возможным ...
Да упаси Господь! Какие личности? Просто хочу понять, что вас сподвигло, так сказать.
/поимка и изобличение лица, совершившего преступление, и содержание его в условиях изоляции от остальных граждан - это два разных процесса, которыми занимаются сотрудники разных организаций, /
Т.е. я правильно понимаю, что вы ловили преступников, в тайне желая, чтобы суд оправдал бандюганов и их не содержали в условиях изоляции? Независимо от тяжести содеянного? Все равно, не вижу смысла! Это как ловить рыбу, а потом ее отпускать? Спортивный интерес что ли? Ликбез нужен, да. И доброта душевная тоже.
/Но не припомню, чтобы места лишения свободы рассматривались Минюстом, как "лаборатории по созданию нового человека"./
О как! А вы сейчас сравнили МИНЮСТ и Горького? Официоз и художника? Это пять баллов! Ну, может быть, в таком случАе и ГУЛАГ не считал свои лагеря лабораториями, не? Или в делопроизводстве так и писали: "лаборатории"? Я просто не в курсе. Просветите, плиз.
/да, исходя из названия: "ИТУ", но и это у них, судя по статистике, плоховато получалось ../
У них? А увас хорошо получалось? Судя по статистике? И да, "каторга" , например, звучит куда приятнее.
/гневно судить, брызгая слюной, как жили наши прадеды, пра-прадеды и пра-пра-пра-прадеды, в том, их времени, согласно их выбору .../
Наверное, я не очень хорошо передал свои эмоции. Уверяю вас, пульс не подскочил выше 50-и ударов. И да, прадеды, пра-прадеды и пра-пра-пра- прадеды сделали свой выбор. Я очень сожалею, что он не согласуется с вашими представлениями о прекрасном.
В русском народе издревле принято, что: "Переход на личности означает поражение в споре". Так что, собственно, на этом можно было бы и закончить полемику. Но, по доброте душевной, и в порядке ликбеза, поясню следующее: поимка и изобличение лица, совершившего преступление, и содержание его в условиях изоляции от остальных граждан - это два разных процесса, которыми занимаются сотрудники разных организаций, входящих в разные структуры - МВД и Минюста. Но не припомню, чтобы места лишения свободы рассматривались Минюстом, как "лаборатории по созданию нового человека". "Исправлению старого" - да, исходя из названия: "ИТУ", но и это у них, судя по статистике, плоховато получалось ...
/"...сие означает простую мысль: как жили деды и прадеды - не вам судить! Это их время и их выбор. Вообще говорят: не суди и не судим будешь"/.
Вот эти бы слова - да в уши всем любителям гневно судить, брызгая слюной, как жили наши прадеды, пра-прадеды и пра-пра-пра-прадеды, в том, их времени, согласно их выбору ...
Ух ты ж ё моё! А это точно г-н Питерский пишет? Чего же вы тогда другую профессию не выбрали, если так скептически относитесь к "тюремным методикам"? Пошли бы учиться на психолога, например. Поговорил по душам с рецидивистом, глядь, а он сразу проникся, раскаялся в содеяном и стал достойным членом общества. Че зря людей на нары гонять-то? К слову так, "нового человека" пытались воспитать не только в лагерях, а вообще везде. И с помощью культуры в том числе.
/от 30.03.2023 12:52: /" Что касается современности, то хотелось бы отметить, если ты уважаемый человек, то и в лагерях жизнь прекрасна"/.
Что и сказать: аргументация из разряда: "Сам дурак". /
Что и сказать: передергивание и забалтывание - ваш конек. А сие означает простую мысль: как жили деды и прадеды - не вам судить! Это их время и их выбор. Вообще говорят: не суди и не судим будешь. Но даже если не вдаваться в религию, хотелось бы заметить: судить (если уж сильно неймется) можно с высоты птичьего полета ... да хоть с какой-нибудь мало-мальской высоты! Несмотря на все лагеря, лаборатории и гулаги, Горький - мировой классик, а деды и прадеды оставили нам Великую страну. И что МЫ с ВАМИ, судьи великие, с ней сделали? И что, МЫ с ВАМИ, морализаторы духоскрепные, передадим своим детям? И где НАШ с ВАМИ, новый правильный мировой классик? И останется ли после НАС с ВАМИ вообще хоть что-нибудь? Вот этими вопросами надо задаваться, а не пинать предков, чтобы самим, на их фоне, не такими пигмеями казаться.
/"...поездил по лагерям и объявил их "лабораториями по созданию нового человека"/.
И отклики на него:
от 29.03.2023 21:16 : /"А как вам современные лагеря и тюрьмы?"/;
от 30.03.2023 12:52: /" Что касается современности, то хотелось бы отметить, если ты уважаемый человек, то и в лагерях жизнь прекрасна"/.
Что и сказать: аргументация из разряда: "Сам дурак". Дескать, ты на ваши лагеря и тюрьмы погляди, прежде, чем наши-то хаять".
Но дело не в этом. Характерно, что сама горьковская мысль о современных ему местах лишения свободы, как о творческих лабораториях по созданию "нового человека", вполне, что называется, "зашла". Ведь вот, что такое лаборатория? По Толковому словарю: "это учреждение, ведущее экспериментальную научно-исследовательскую работу, а также помещение, оборудованное для проведения научных, технических и других опытов". Далее результаты разработок и опытов, в виде методик, технологий и опытных образцов внедряются в производственную деятельность, в хозяйственно-экономическую жизнь страны, преобразуя её в определённой отрасли в нужном направлении. Значит, коли места лишения свободы есть лаборатории, для опытов и исследований, то разрабатываемые в них лагерные и тюремные методики и технологии воспитания и исправления "старых людей"далее должны назначаться к принятию, как руководства к действиям, по формированию из них "людей новых", созданию их "не с нуля", но с "отрицательного значения", на всей территории СССР. Значит, поскольку вне лагерных и тюремных стен находится больше "старых людей" чем "новых", "отформатированных", то для их воспитания и преобразования в "новых людей" и необходимы методы, разработанные в "творческих лабораториях" лагерей и тюрем. А иначе - как же ты создашь "нового человека", без этих тюремных методик? Определённо, никак ...
Богатая мысль, что и говорить. Но она не кажется парадоксальной, если вспомнить, какой именно персонаж произносит ставшую мемом фразу: "Человек - это звучит гордо!" ...
/А как вам современные лагеря и тюрьмы ? /
А в своем глазЕ, как известно, и бревна не видно! Гораздо удобнее и безопаснее обличать камунякофф и постить старые заезженные пугалки. Что касается современности, то хотелось бы отметить, если ты уважаемый человек, то и в лагерях жизнь прекрасна. Это вам не какие-то там совки, которые карали всех подряд, невзирая на былые почести и заслуги! Тут очень тонкий отбор идет. В основном по имущественному цензу. Все же помнят, как Васильева срок свой тянула? А это только верхушечка айсберга. Видимо, такая Фемида москвичке более по душе. Только вот не очень понятно, что хотят в этих "лабораториях" вывести? Но уж точно не "нового человека".
"Как вам такие лаборатории? Если вспоминать, то не выборочно, а все. И "Несвоевременные мысли" , и про лаборатории"
Горький писал, какие......А как вам современные лагеря и тюрьмы ? Всё либеральненько, оптимальненько и духо-скрепненько ? Конкретно как должно быть ? Как- то ведь должно ? По- моему пре-интереснейшая тема, которую почему-то никто не обсуждает. А вот Горький- решился......
Теперь ваша очередь , какие конкретно будут предложения ?