«Москва, я думал о тебе!»

Много есть удивительного и непостижимого, связанного с жизнью поэта и с таинством его рождения. «Как часто в горестной разлуке, в моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе! – писал, родившийся и проведший в ней детские годы поэт. Тем не менее до сих пор остается тайной даже, где именно в Москве стоял дом, в котором появился на свет Александр Сергеевич Пушкин…
Дом тот принадлежал губернскому секретарю (а не коллежскому регистратору, как указано в церковной метрической книге) Ивану Васильевичу Скворцову, сослуживцу Сергея Львовича по Московскому комиссариату, – именно у него снимали флигель родители поэта. В старинном и довольно престижном по тем временам московском районе – Немецкой слободе – и обосновались родители Александра - Сергей Львович и Надежда Осиповна Пушкины.
По странному совпадению, в Немецкой слободе в самом начале XVIII столетия жил и будущий прадед поэта маленький Абрам Ганнибал. Сохранились документальные свидетельства, что в мае 1705 года заболевший Петр I, – царь простудился после поездки на Воронежскую верфь, – остановился в Немецкой слободе в загородном доме графа Ф.А. Головина. При царе неотлучно был и его любимец – арапчонок Абрам.
«Немецкая слобода составляла по чистоте и опрятности "шик" Москвы, – писал в 1880-х знаток столицы Н.П. Бочаров. – В XVIII веке Немецкая слобода была для Москвы тем, чем с самого начала текущего столетия стал для нее Кузнецкий мост, когда немецкое влияние начало сменяться французским. Богатые вельможи и профессора университета любили также селиться в этой местности... В Немецкой же слободе было несколько частных театров».
В начале пушкинских записок, посвященных собственной биографии, есть две краткие строчки: «Отец выходит в отставку, едет в Москву. – Рождение мое».
Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
Не зная горестей и бед...
Супружеская чета Пушкиных, перебравшись из Петербурга в Москву, наняла здесь дом, где и родился будущий поэт.
Но вот что за дом, и по какому адресу он числился?! Ведь губернский секретарь Иван Скворцов в 1799 году владел несколькими домами в Немецкой слободе, поэтому указать точный адрес, где именно родился поэт, было невозможно: назывались два «скворцовских» владения на бывшей Немецкой улице.
Путаница началась еще в XIX веке, в преддверии столетнего пушкинского юбилея, когда срочно понадобилось отыскать памятный московский дом. Поиски продолжились и в XX столетии, и даже в новом XXI.
Найденные архивные документы позволяют считать, что осенью 1798 года родители поэта наняли дом, находившийся по современной Малой Почтовой улице на углу с Госпитальным переулком, по соседству с усадьбой Бутурлиных. Хотя самого дома, стены которого помнили первый крик новорожденного младенца Александра, давным-давно нет…
Двух недель от роду младенца Александра крестили в церкви Богоявления Господня, что в Елохове (по названию сельца Елох, впервые названного в духовной грамоте князя Дмитрия Донского).
Впервые старинная церковь упоминается в 1694 году в указе Патриарха Адриана. В царствование Петра I на месте деревянного храма началось сооружение каменного. Возведение продолжилось благодаря щедрым пожертвованиям царевны Прасковьи Иоанновны, и в 1739 году храм был освящен.
В конце XVIII столетия перестроены трапезная с приделами и колокольня. Главный придел – в честь праздника Богоявления, приделы – в честь Святителя Николая Чудотворца и праздника Благовещения.
История величественного Богоявленского собора неразрывно связана с именем Александра Пушкина, где на тринадцатый после рождения день, 8 июня 1799 года, был крещен будущий поэт.
Крестным отцом младенца стал его дальний родственник граф Артемий Иванович Воронцов, действительный тайный советник и сенатор; крестной матерью – родная бабушка Ольга Васильевна Пушкина, урожденная Чичерина.
Крестными выбирали людей самых достойных, ведь они, по сути, считались духовными родителями ребенка. Удивительным образом сохранился документ – старая запись в церковной метрической книге. Она свидетельствует, что «во дворе колежского регистратора Ивана Васильевича Скворцова у жилца ево Моэора Сергия Лвовича Пушкина родился сын Александръ; крещен июня 8 дня, восприемник граф Артемий Иванович Воронцов, кума, мать означенаго Сергия Пушкина, вдова Олга Васильевна Пушкина».
Недавно стали известны имена священников, служивших в тот год в храме: о. Федор Иоаннов и о. Федор Степанов. Один из них и совершил в тот знаменательный день обряд крещения…
В не столь уж далеком 1992-м день крещения поэта – 19 июня по новому стилю – был отмечен особо. Протопресвитер Матфей Стаднюк, настоятель Богоявленского кафедрального собора, потомки поэта, прихожане стали очевидцами необычного в церковной жизни торжества: открытия мемориальной бронзовой доски. В центре ее – медальон со скульптурным изображением Пушкина-ребенка, повторяющий оригинал – миниатюру, созданную художником Ксавье де Местром.
Дитя, не смею над тобой
Произносить благословенья.
Ты взором, мирною душой,
Небесный ангел утешенья.
Портрет маленького Александра (это самое раннее изображение поэта, – на миниатюре ему не более трёх лет) был некогда подарен Надеждой Осиповной Софье Великопольской. В память об ее отце Матвее Яковлевиче Мудрове, семейном враче Пушкиных, лечившим в свое время от детских болезней и будущего поэта.
Бесценная реликвия многие десятилетия хранилась у Великопольских: вначале в Москве, потом в родовом тверском имении, затем – в Петербурге.
Внучка Софии Матвеевны оставила в воспоминаниях фамильное предание: «...М.Я. Мудров бывал на литературных вечерах, устраиваемых С.Л. Пушкиным, отцом поэта, и, кроме того, как отличный врач пользовал семью Пушкиных. К этому именно периоду и относится миниатюра А.С. Пушкина <...> Память поэта была для нашей семьи священна. Миниатюра А.С. Пушкина висела всегда на стене в комнате бабушки Софьи Матвеевны, и нам, детям, не позволяли до нее касаться».
Мемуаристка и правнучка знаменитого врача Екатерина Николаевна Гамалея, урожденная Чаплина, умерла в блокадном Ленинграде в 1942-м.
Ее дочь Елена Александровна Чижова в 1950 году подарила младенческий портрет поэта, счастливо уцелевший в осажденном городе, Всеволоду Якуту, талантливо сыгравшего Пушкина в одноименной пьесе. В свою очередь замечательный артист преподнес миниатюру в дар пушкинскому музею на Пречистенке.
Да будут ясны дни твои,
Как милый взор твой ныне ясен.
Меж лучших жребиев земли
Да будет жребий твой прекрасен.
Молитвы ли святых предков Александра Пушкина, небесное ли их заступничество помогли выстоять собору в Елохове, уцелеть в годы безвременья, великих смут и потрясений?
Старинный храм, в основание которого, по преданию, заложил камень сам Петр Великий, стоит и поныне. Сохранилась и церковная метрическая книга за 1799-1801 годы, хранящая ныне бесценную запись о крещении поэта – первый пушкинский документ.
Отсюда, из храма Богоявления – святой купели поэта, и началось восхождение русского гения к нравственным высотам, неизбывным человеческим и христианским ценностям.