Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
30 ноября 2023
Московская кинопремьера

Московская кинопремьера

В столице прошел 4-й Международный фестиваль кино стран Содружества
Фаина Зименкова
09.12.2022
Московская кинопремьера

Как сказал на его открытии художественный руководитель и генеральный продюсер фестиваля, член Российской академии кинематографических искусств «Ника», Вячеслав Шмыров: «Этот фестиваль мог бы быть двадцатым, а стал четвертым. До 2014 года он проводился как фестиваль российского кино, где главные оценки выносили не профессионалы, а зрители».

Многое, конечно, изменилось с тех пор. Ушли из жизни Алексей Баталов и Людмила Швецова, стоявшие у истоков той, прежней «Московской премьеры». Исчезло, наверное, и то кино, которое собирало на фестивалях прошлых лет полные залы. Но… киножизнь продолжается.

С 2019 года фестиваль возродился как международный, и уже со строгим регламентом и профессиональным жюри. Взамен пришли два резко разбежавшихся в разные стороны полюса, по-своему точно характеризующие наше время, – самодостаточная элитарность и официозная народность. Кому от этого стало лучше? Пока однозначно сказать трудно. Время покажет.

На Международный фестиваль кино стран Содружества в Центральном Доме журналистов собрались кинодеятели из 11 стран постсоветского пространства: Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Молдовы, России, Таджикистана, Узбекистана. Собрались, чтобы поделиться своими достижениями в области кинематографии, а также вместе подумать и обсудить, как в эти новые времена жить и работать, на каких принципах строить профессиональное сотрудничество и как прийти к зрителю с той художественной программой, которую он примет, как свою.

Так или иначе, но фестиваль сегодня выполняет важную культурную миссию – создавая единое культурное и кинематографическое пространство стран СНГ.

Программа нынешнего кинофестиваля, обещавшая быть насыщенной конкурсными фильмами разных форматов, обширной и разнообразной, не разочаровала зрителей и гостей фестиваля. Помимо трех конкурсных программ – полнометражного, документального и короткометражного кино, каждая со своим жюри, на фестивале были представлены Гала-премьеры, фильмы под рубрикой «Специальное событие», программы «Кино от председателя» и «Русское поле экспериментов».

Особый интерес у зрителей вызвала программа «Московская премьера за 20 лет», где были показаны игровые, документальные, короткометражные и анимационные фильмы, вышедшие за прошлые годы, а также ретроспектива фильмов в программе «Дружба народов». Словом, зрителям была предоставлена редкая возможность увидеть всю кинематографическую палитру, фильмы на любой вкус и предпочтение. Поистине, королевский подарок для киногурманов!

Надо отметить, что участвовавшие в конкурсной программе фильмы, были представлены ранее на мировых кинопремьерах, которые состоялись на крупнейших фестивалях Европы и Азии. В Москве эти фильмы были в премьерных показах.

Всего на конкурс в «Московской премьере» было представлено восемь полнометражных картин – разных по жанру и стилистике.

Тут и фильмы в жанре критического реализма (картина «Продается дом») Таалайбека Кулмендеева – крепкая нетривиальная семейная драма, и детский, полусказочный фильм-притча «Водный мальчик», созданный режиссером Файзулло Файзовым. Фильм снятый по одноименному рассказу Бахтиёра Худойназарова, рассказывает о подростке, прозванном «водным мальчиком», который самозабвенно заботится о сохранении природной среды.

Сюда же можно отнести, продолжающий тему подростков, фильм казахстанского режиссера Фархата Шарипова «Схема», исследующий молодежные субкультуры. Несколько другого плана представлен фильм киргизского режиссера Марата Сарулу «Тысяча грёз» – киберпанковский философский детектив полный остроумных метафизических гипотез.

Несколько выбивалась из общего ряда фильмов эксцентрическая комедия якутского режиссера Дмитрия Давыдова «Песни лета», сделанная в довольно своеобразной эстетике. Она рассказывает об одиноком старике, к которому на каникулы приезжает внук, и как череда удивительных встреч и событий, связанных с ним, делают его лето незабываемым…

И совсем в другом, классическом ключе, сделана артхаусная драма с её вечными философскими вопросами в фильме «Поэт» известного казахского режиссера Дарежана Омирбаева. Что есть поэт, и что есть поэзия? Может ли она существовать без высоких моральных принципов? Где поэт берет силы, чтобы устоять в современном прозаическом мире, чтобы сохранить свой хрупкий внутренний мир? В фильме ставятся все эти важные морально-этические вопросы.

И совсем уж, кажется, особняком стоит фильм российского режиссера Юсупа Розыкова «Живитедолго», по жанру обозначенный как «черная комедия». На заводе железобетонных изделий города N происходит сразу несколько несчастных случаев со смертельным исходом. Расследовать череду загадочных смертей приезжает следователь, женщина из областного центра. И чем больше пытается она разобраться в произошедшем, тем всё яснее понимает – все смерти не случайны. Виной всему не технология предприятия, а психологические проблемы работающих на нем…

Восьмой представленный в конкурсной программе фильм был узбекского режиссера Мансура Васати Абдухаликова «Тенгиз». Это феминистская драма – редкий, если не единственный фильм на столь щепетильную тему, снятый в Каракалпакии. Творчество этого интересного режиссера, снимающего социальное кино, всегда привлекало особое внимание зрителей. Его предыдущий фильм «Колодец», с успехом показанный несколько лет назад на Международном казанском кинофестивале мусульманского кино, а годом раньше, там же, его короткометражный фильм «Паутина» – вселяли особое ожидание. И он не разочаровал. Фильм «Тенгиз» получился яркий, животрепещущий, в жанре реализма, рассказывающий о мужестве и стойкости женщины, ставшей инвалидом. Причем, прототипом главной героини послужила реальная жительница Каракалпакского города Муйнак. Хотя образ получился собирательным. Героиня фильма «Тенгиз», что в переводе означает «море», не сдалась. Преодолевая трудности, она посвятила себя любимому делу, открыв мастерскую по пошиву одежды, привлекая туда безработных женщин. Она не прощает предательства любимому человеку, отказавшись он него, и возвращается к полноценной жизни благодаря силе воли, мужеству, целеустремленности и трудолюбию, – и, несмотря ни на что, выходит победителем в этой жизненной схватке с несчастьем. Фильм мотивирующий, оставляет сильное впечатление и устойчивое послевкусие.

Это, что касается полнометражных лент.

Фильмов короткого метра было представлено на конкурс 22 из девяти стран. Не обделены вниманием и регионы России – помимо Москвы и Санкт-Петербурга, зрители увидели фильмы молодых режиссеров из Казани и Челябинска.

Директор конкурсной программы короткометражных фильмов, сценарист, продюсер Александра Жукова определила общую тенденцию преобладающего настроения короткометражных фильмов, как тотальное одиночество. Ощущение потерянности, инакости в мире – вот, пожалуй, связующее звено между большинством короткометражек фестиваля этого года, сказала она. Возможно, это попытка авторов понять, проанализировать стремительно меняющееся состояние мира…

Подошел к концу 4-й кинофестиваль стран Содружества, и жюри озвучили его итоги.

В конкурсе короткометражного кино:

Приз «За поэтичность неизбежного» – фильм «С собой» (Россия), реж. Никита Сичка;

Специальный приз жюри «За инопланетный взгляд на земное» – фильм «У нас есть связь» (Россия) реж. Виктор Прокофьев;

Специальный приз жюри «За переосмысление традиций» – фильм «Эмма» (Армения), реж. Мартин Матевосян; Гран-при – фильму «Сын своего отца» (Кыргызстан), реж. Дастан Мадалбеков.

В конкурсе полнометражного кино:

Специальное упоминание жюри «За поиск новых форм киноязыка» – фильм «Песни лета» (Россия/ Республика Саха-Якутия), реж. Дмитрий Давыдов;

Приз «За лучшую женскую роль» – Ситора Фармонова (фильм «Тенгиз», Узбекистан/Каракалпакия);

Приз за лучшую мужскую роль – Мехроджиддин Сафар (фильм «Водный мальчик», Таджикистан);

 Специальный приз жюри «За изобразительное решение фильма» – художник Эмиль Гузаиров (фильм «1000 грёз», Кыргызстан);

Приз Гран-при – за фильм «Поэт» (Казахстан), реж. Дарежан Омирбаев.

Жюри Федерации киноклубов России

Специальное упоминание жюри «За честный взгляд на мир подростка» (фильм «Схема», Казахстан), реж. Фархат Шарипов;

Приз «Колючий взгляд» За тесную связь и преемственность поколений (фильм «Водный мальчик», Таджикистан), реж. Файзулло Файзов.

Международное жюри киноведов и киножурналистов

Приз «Песни лета» (Россия / Республика Саха – Якутия), реж. Дмитрий Давыдов;

Кинофестиваль завершился встречей режиссеров, продюсеров и других участников кинофестиваля в Библиотеке-читальне им. И.С. Тургенева, где в рамках панельной дискуссии за круглым столом состоялся серьёзный разговор. Были обсуждены конкурсные фильмы, а также пути дальнейшего совместного производства и продвижения картин.

Итак, 4-й Международный фестиваль кино стран Содружества завершил свою работу, впереди – 5-й, юбилейный кинофестиваль.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
29.11.2023
Алексей Тимофеев
Классику отечественной фотографии исполнилось 80 лет
Фоторепортаж
28.11.2023
Подготовила Мария Максимова
Выставка предметов из частных коллекций открылась в залах Музея военной формы


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..