Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
22 мая 2024
Московская кинопремьера

Московская кинопремьера

В столице прошел 4-й Международный фестиваль кино стран Содружества
Фаина Зименкова
09.12.2022
Московская кинопремьера

Как сказал на его открытии художественный руководитель и генеральный продюсер фестиваля, член Российской академии кинематографических искусств «Ника», Вячеслав Шмыров: «Этот фестиваль мог бы быть двадцатым, а стал четвертым. До 2014 года он проводился как фестиваль российского кино, где главные оценки выносили не профессионалы, а зрители».

Многое, конечно, изменилось с тех пор. Ушли из жизни Алексей Баталов и Людмила Швецова, стоявшие у истоков той, прежней «Московской премьеры». Исчезло, наверное, и то кино, которое собирало на фестивалях прошлых лет полные залы. Но… киножизнь продолжается.

С 2019 года фестиваль возродился как международный, и уже со строгим регламентом и профессиональным жюри. Взамен пришли два резко разбежавшихся в разные стороны полюса, по-своему точно характеризующие наше время, – самодостаточная элитарность и официозная народность. Кому от этого стало лучше? Пока однозначно сказать трудно. Время покажет.

На Международный фестиваль кино стран Содружества в Центральном Доме журналистов собрались кинодеятели из 11 стран постсоветского пространства: Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Молдовы, России, Таджикистана, Узбекистана. Собрались, чтобы поделиться своими достижениями в области кинематографии, а также вместе подумать и обсудить, как в эти новые времена жить и работать, на каких принципах строить профессиональное сотрудничество и как прийти к зрителю с той художественной программой, которую он примет, как свою.

Так или иначе, но фестиваль сегодня выполняет важную культурную миссию – создавая единое культурное и кинематографическое пространство стран СНГ.

Программа нынешнего кинофестиваля, обещавшая быть насыщенной конкурсными фильмами разных форматов, обширной и разнообразной, не разочаровала зрителей и гостей фестиваля. Помимо трех конкурсных программ – полнометражного, документального и короткометражного кино, каждая со своим жюри, на фестивале были представлены Гала-премьеры, фильмы под рубрикой «Специальное событие», программы «Кино от председателя» и «Русское поле экспериментов».

Особый интерес у зрителей вызвала программа «Московская премьера за 20 лет», где были показаны игровые, документальные, короткометражные и анимационные фильмы, вышедшие за прошлые годы, а также ретроспектива фильмов в программе «Дружба народов». Словом, зрителям была предоставлена редкая возможность увидеть всю кинематографическую палитру, фильмы на любой вкус и предпочтение. Поистине, королевский подарок для киногурманов!

Надо отметить, что участвовавшие в конкурсной программе фильмы, были представлены ранее на мировых кинопремьерах, которые состоялись на крупнейших фестивалях Европы и Азии. В Москве эти фильмы были в премьерных показах.

Всего на конкурс в «Московской премьере» было представлено восемь полнометражных картин – разных по жанру и стилистике.

Тут и фильмы в жанре критического реализма (картина «Продается дом») Таалайбека Кулмендеева – крепкая нетривиальная семейная драма, и детский, полусказочный фильм-притча «Водный мальчик», созданный режиссером Файзулло Файзовым. Фильм снятый по одноименному рассказу Бахтиёра Худойназарова, рассказывает о подростке, прозванном «водным мальчиком», который самозабвенно заботится о сохранении природной среды.

Сюда же можно отнести, продолжающий тему подростков, фильм казахстанского режиссера Фархата Шарипова «Схема», исследующий молодежные субкультуры. Несколько другого плана представлен фильм киргизского режиссера Марата Сарулу «Тысяча грёз» – киберпанковский философский детектив полный остроумных метафизических гипотез.

Несколько выбивалась из общего ряда фильмов эксцентрическая комедия якутского режиссера Дмитрия Давыдова «Песни лета», сделанная в довольно своеобразной эстетике. Она рассказывает об одиноком старике, к которому на каникулы приезжает внук, и как череда удивительных встреч и событий, связанных с ним, делают его лето незабываемым…

И совсем в другом, классическом ключе, сделана артхаусная драма с её вечными философскими вопросами в фильме «Поэт» известного казахского режиссера Дарежана Омирбаева. Что есть поэт, и что есть поэзия? Может ли она существовать без высоких моральных принципов? Где поэт берет силы, чтобы устоять в современном прозаическом мире, чтобы сохранить свой хрупкий внутренний мир? В фильме ставятся все эти важные морально-этические вопросы.

И совсем уж, кажется, особняком стоит фильм российского режиссера Юсупа Розыкова «Живитедолго», по жанру обозначенный как «черная комедия». На заводе железобетонных изделий города N происходит сразу несколько несчастных случаев со смертельным исходом. Расследовать череду загадочных смертей приезжает следователь, женщина из областного центра. И чем больше пытается она разобраться в произошедшем, тем всё яснее понимает – все смерти не случайны. Виной всему не технология предприятия, а психологические проблемы работающих на нем…

Восьмой представленный в конкурсной программе фильм был узбекского режиссера Мансура Васати Абдухаликова «Тенгиз». Это феминистская драма – редкий, если не единственный фильм на столь щепетильную тему, снятый в Каракалпакии. Творчество этого интересного режиссера, снимающего социальное кино, всегда привлекало особое внимание зрителей. Его предыдущий фильм «Колодец», с успехом показанный несколько лет назад на Международном казанском кинофестивале мусульманского кино, а годом раньше, там же, его короткометражный фильм «Паутина» – вселяли особое ожидание. И он не разочаровал. Фильм «Тенгиз» получился яркий, животрепещущий, в жанре реализма, рассказывающий о мужестве и стойкости женщины, ставшей инвалидом. Причем, прототипом главной героини послужила реальная жительница Каракалпакского города Муйнак. Хотя образ получился собирательным. Героиня фильма «Тенгиз», что в переводе означает «море», не сдалась. Преодолевая трудности, она посвятила себя любимому делу, открыв мастерскую по пошиву одежды, привлекая туда безработных женщин. Она не прощает предательства любимому человеку, отказавшись он него, и возвращается к полноценной жизни благодаря силе воли, мужеству, целеустремленности и трудолюбию, – и, несмотря ни на что, выходит победителем в этой жизненной схватке с несчастьем. Фильм мотивирующий, оставляет сильное впечатление и устойчивое послевкусие.

Это, что касается полнометражных лент.

Фильмов короткого метра было представлено на конкурс 22 из девяти стран. Не обделены вниманием и регионы России – помимо Москвы и Санкт-Петербурга, зрители увидели фильмы молодых режиссеров из Казани и Челябинска.

Директор конкурсной программы короткометражных фильмов, сценарист, продюсер Александра Жукова определила общую тенденцию преобладающего настроения короткометражных фильмов, как тотальное одиночество. Ощущение потерянности, инакости в мире – вот, пожалуй, связующее звено между большинством короткометражек фестиваля этого года, сказала она. Возможно, это попытка авторов понять, проанализировать стремительно меняющееся состояние мира…

Подошел к концу 4-й кинофестиваль стран Содружества, и жюри озвучили его итоги.

В конкурсе короткометражного кино:

Приз «За поэтичность неизбежного» – фильм «С собой» (Россия), реж. Никита Сичка;

Специальный приз жюри «За инопланетный взгляд на земное» – фильм «У нас есть связь» (Россия) реж. Виктор Прокофьев;

Специальный приз жюри «За переосмысление традиций» – фильм «Эмма» (Армения), реж. Мартин Матевосян; Гран-при – фильму «Сын своего отца» (Кыргызстан), реж. Дастан Мадалбеков.

В конкурсе полнометражного кино:

Специальное упоминание жюри «За поиск новых форм киноязыка» – фильм «Песни лета» (Россия/ Республика Саха-Якутия), реж. Дмитрий Давыдов;

Приз «За лучшую женскую роль» – Ситора Фармонова (фильм «Тенгиз», Узбекистан/Каракалпакия);

Приз за лучшую мужскую роль – Мехроджиддин Сафар (фильм «Водный мальчик», Таджикистан);

 Специальный приз жюри «За изобразительное решение фильма» – художник Эмиль Гузаиров (фильм «1000 грёз», Кыргызстан);

Приз Гран-при – за фильм «Поэт» (Казахстан), реж. Дарежан Омирбаев.

Жюри Федерации киноклубов России

Специальное упоминание жюри «За честный взгляд на мир подростка» (фильм «Схема», Казахстан), реж. Фархат Шарипов;

Приз «Колючий взгляд» За тесную связь и преемственность поколений (фильм «Водный мальчик», Таджикистан), реж. Файзулло Файзов.

Международное жюри киноведов и киножурналистов

Приз «Песни лета» (Россия / Республика Саха – Якутия), реж. Дмитрий Давыдов;

Кинофестиваль завершился встречей режиссеров, продюсеров и других участников кинофестиваля в Библиотеке-читальне им. И.С. Тургенева, где в рамках панельной дискуссии за круглым столом состоялся серьёзный разговор. Были обсуждены конкурсные фильмы, а также пути дальнейшего совместного производства и продвижения картин.

Итак, 4-й Международный фестиваль кино стран Содружества завершил свою работу, впереди – 5-й, юбилейный кинофестиваль.


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
21.05.2024
Юрий Алексеев
Наши оборонные наработки напугали Запад
Фоторепортаж
15.05.2024
Подготовила Мария Максимова
Музей Москвы приглашает на выставку «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х»


* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.