Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Моцарт, нашедший формулу счастья

Моцарт, нашедший формулу счастья

Размышления после премьеры телефильма «Моцарт»
Татьяна Корсакова
22.09.2008
Моцарт, нашедший формулу счастья

Большим праздником для нас, вечно спешащих и ничего не успевающих, стала премьера документального фильма «Моцарт» на телеканале «Россия». Появление его на одном из самых популярных каналов обрадовало особо: похоже, теперь не только телеканал «Культура» просвещает, но и другие «берутся за ум».

В Вене и Зальцбурге Моцарта можно купить поштучно и в ассорти. Ребенок в Москве - получит в подарок шоколадную медаль с ликом маэстро. Молодой человек в парике смотрит на вас со стольких мелких сувениров, что кажется уже избыточным, игрушечным, ненастоящим. А он и сегодня живее всех живущих.  

Его могущество в музыке проявилось уже в четыре года, когда он написал концерт, который и сейчас исполнит не всякий музыкант.

 Одним из его имен было Теофилюс – любящий Бога. Бог ответил Моцарту взаимностью. Да если бы кому пришло в голову составить список - «Имя – землянин» из наиболее щедро одаренных Творцом и воплотивших этот дар – сначала из тысячи фамилий, потом из ста, потом десяти – Моцарт вошел бы и в самый узкий круг.  

Биография Вольфганга Амадея Моцарта отнюдь не является библиографической редкостью. Давно все прочитано. А вот новым -поинтересоваться всё недосуг. Создатели ленты (автор идеи и продюсер – Сергей Шумаков, оператор-постановщик Олег Кириченко, режиссер Анастасия Попова, сценаристы Марина Дайновец и Дмитрий Минченок) разрабатывали ее долгих три года. Эксперимент состоял в том, чтобы о гении, не дожившем до золотого для европейской культуры XIX столетия с его фотоаппаратом и кинокамерой, рассказать в документальном ключе. Это удалось на все сто! Нотная скоропись самого Моцарта, его многочисленные портреты вполне удачно сочетаются с появлением в кадре наших знаменитых современников – музыкантов и литераторов. Наши незнаменитые современники – многообразная толпа поклонников, смотрятся вовсе не чуждо вечной музыке. А еще прибавьте ангелов, оживленно летающих под куполом зальцбургского храма в момент рождения хрупкого мальчика с голубыми глазами и, кажется, уже с музыкой в голове; прибавьте тему дороги (86 дней в году, совсем еще мальчик, с отцом проводил в небезопасной дорожной карете, путешествуя с концертами от города к городу, от столицы к столице), необыкновенно удачно найденные лица детей, которые изображают Вольфганга в младые лета, и вы прочтете необыкновенную стилистику фильма.  

И все-таки не запоминающиеся компьютерные достижения съемочной группы заставляют вас размышлять о жизни величайшего композитора, желать узнавать о нем еще и еще, а музыка его и точно соответствующее ей, музыке, слово.

Слово выверенное, но кажущееся только что найденным, информация вроде бы знакомая, но как будто выделенная курсивом, интонация ясная, как сама музыка Моцарта, и одновременно исполненная тайны – тоже как его музыка. Только ведь наличие великой тайны в музыке Моцарта порой за ее кажущейся легкостью трудно даже заподозрить. Человечеству хорошо известны вехи моцартова пути. Например, что в 7 лет его желание сочинять становится неудержимым. Или то, что во время написания «Реквиема» Моцарт озвучивает мысль, слишком рано пришедшую ему в голову: «Жизнь была прекрасна; я готов умереть». Не прошло и трех десятков ее лет.  

В раннем детстве Вольфганг любил не только музыку, но и цифры. Исписывал ими в понятном ему порядке все доступные поверхности. Быть бы ему великим математиком, если бы не педагогическая воля отца – способного, но «не пробившегося в жизни» музыканта Леопольда Моцарта. Предвкушая будущий успех ребенка, он не только заставлял сына (впрочем, особо и не сопротивлявшегося) по шесть-восемь часов в день репетировать, играть, сочинять (и это помимо вечерних концертов), но и придумывал задачи из раздела музыкальной эксцентрики.

Например, определить высоту ноты, на которой звенит потревоженный хрусталь обычной рюмки.

 Когда Вольфганг Моцарт стал взрослым и порвал с таким волшебным внешне, но внутренне скучным Зальцбургом, уехал в Вену, а потом женился, ревнивый отец не простил сыну этой внезапно вспыхнувшей самостоятельности. Драме отношений старшего и младшего тоже нашлось место в фильме.  

В последний год жизни о великом музыканте говорили, будто в нем кончилась музыка. Наверное, это было не так. Но он действительно отринул всё и весь был заострен лишь на свое последнее, совсем не свойственное ему – трагическое произведение. В «Реквиеме», как отмечается в фильме «Моцарт», композитор «переходит границу». Это и в самом деле - нечеловеческая музыка.  

Моцарт был близок к Венской ложе свободных каменщиков. Он даже изобразил в музыке, непосредственно на нотном стане, масонский ритуал – их знаменитое двойное рукопожатие, объединяющее членов тайной организации в неразрывную цепь.

Масоны думали тогда о математической формуле счастья, и ходили слухи, что Вольфганг Амадей Моцарт эту формулу нашел.

Трудно сказать, правда ли это с точки зрения вольных каменщиков, – масоны до сих пор умеют хранить свои тайны. Но, если смотреть с нашей, «общечеловеческой» колокольни, - нашел он эту формулу! Хотя, может быть, и не вполне математическую. Вот она - осознать как можно раньше свой талант, работать над ним без устали и дарить остальному человечеству чувство гармонии и ощущение безмерного счастья бытия.  

 

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.