Моцарт, нашедший формулу счастья

Большим праздником для нас, вечно спешащих и ничего не успевающих, стала премьера документального фильма «Моцарт» на телеканале «Россия». Появление его на одном из самых популярных каналов обрадовало особо: похоже, теперь не только телеканал «Культура» просвещает, но и другие «берутся за ум».
В Вене и Зальцбурге Моцарта можно купить поштучно и в ассорти. Ребенок в Москве - получит в подарок шоколадную медаль с ликом маэстро. Молодой человек в парике смотрит на вас со стольких мелких сувениров, что кажется уже избыточным, игрушечным, ненастоящим. А он и сегодня живее всех живущих.
Его могущество в музыке проявилось уже в четыре года, когда он написал концерт, который и сейчас исполнит не всякий музыкант.
Одним из его имен было Теофилюс – любящий Бога. Бог ответил Моцарту взаимностью. Да если бы кому пришло в голову составить список - «Имя – землянин» из наиболее щедро одаренных Творцом и воплотивших этот дар – сначала из тысячи фамилий, потом из ста, потом десяти – Моцарт вошел бы и в самый узкий круг.
Биография Вольфганга Амадея Моцарта отнюдь не является библиографической редкостью. Давно все прочитано. А вот новым -поинтересоваться всё недосуг. Создатели ленты (автор идеи и продюсер – Сергей Шумаков, оператор-постановщик Олег Кириченко, режиссер Анастасия Попова, сценаристы Марина Дайновец и Дмитрий Минченок) разрабатывали ее долгих три года. Эксперимент состоял в том, чтобы о гении, не дожившем до золотого для европейской культуры XIX столетия с его фотоаппаратом и кинокамерой, рассказать в документальном ключе. Это удалось на все сто! Нотная скоропись самого Моцарта, его многочисленные портреты вполне удачно сочетаются с появлением в кадре наших знаменитых современников – музыкантов и литераторов. Наши незнаменитые современники – многообразная толпа поклонников, смотрятся вовсе не чуждо вечной музыке. А еще прибавьте ангелов, оживленно летающих под куполом зальцбургского храма в момент рождения хрупкого мальчика с голубыми глазами и, кажется, уже с музыкой в голове; прибавьте тему дороги (86 дней в году, совсем еще мальчик, с отцом проводил в небезопасной дорожной карете, путешествуя с концертами от города к городу, от столицы к столице), необыкновенно удачно найденные лица детей, которые изображают Вольфганга в младые лета, и вы прочтете необыкновенную стилистику фильма.
И все-таки не запоминающиеся компьютерные достижения съемочной группы заставляют вас размышлять о жизни величайшего композитора, желать узнавать о нем еще и еще, а музыка его и точно соответствующее ей, музыке, слово.
Слово выверенное, но кажущееся только что найденным, информация вроде бы знакомая, но как будто выделенная курсивом, интонация ясная, как сама музыка Моцарта, и одновременно исполненная тайны – тоже как его музыка. Только ведь наличие великой тайны в музыке Моцарта порой за ее кажущейся легкостью трудно даже заподозрить. Человечеству хорошо известны вехи моцартова пути. Например, что в 7 лет его желание сочинять становится неудержимым. Или то, что во время написания «Реквиема» Моцарт озвучивает мысль, слишком рано пришедшую ему в голову: «Жизнь была прекрасна; я готов умереть». Не прошло и трех десятков ее лет.
В раннем детстве Вольфганг любил не только музыку, но и цифры. Исписывал ими в понятном ему порядке все доступные поверхности. Быть бы ему великим математиком, если бы не педагогическая воля отца – способного, но «не пробившегося в жизни» музыканта Леопольда Моцарта. Предвкушая будущий успех ребенка, он не только заставлял сына (впрочем, особо и не сопротивлявшегося) по шесть-восемь часов в день репетировать, играть, сочинять (и это помимо вечерних концертов), но и придумывал задачи из раздела музыкальной эксцентрики.
Например, определить высоту ноты, на которой звенит потревоженный хрусталь обычной рюмки.
Когда Вольфганг Моцарт стал взрослым и порвал с таким волшебным внешне, но внутренне скучным Зальцбургом, уехал в Вену, а потом женился, ревнивый отец не простил сыну этой внезапно вспыхнувшей самостоятельности. Драме отношений старшего и младшего тоже нашлось место в фильме.
В последний год жизни о великом музыканте говорили, будто в нем кончилась музыка. Наверное, это было не так. Но он действительно отринул всё и весь был заострен лишь на свое последнее, совсем не свойственное ему – трагическое произведение. В «Реквиеме», как отмечается в фильме «Моцарт», композитор «переходит границу». Это и в самом деле - нечеловеческая музыка.
Моцарт был близок к Венской ложе свободных каменщиков. Он даже изобразил в музыке, непосредственно на нотном стане, масонский ритуал – их знаменитое двойное рукопожатие, объединяющее членов тайной организации в неразрывную цепь.
Масоны думали тогда о математической формуле счастья, и ходили слухи, что Вольфганг Амадей Моцарт эту формулу нашел.
Трудно сказать, правда ли это с точки зрения вольных каменщиков, – масоны до сих пор умеют хранить свои тайны. Но, если смотреть с нашей, «общечеловеческой» колокольни, - нашел он эту формулу! Хотя, может быть, и не вполне математическую. Вот она - осознать как можно раньше свой талант, работать над ним без устали и дарить остальному человечеству чувство гармонии и ощущение безмерного счастья бытия.