Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
«Мне есть что спеть, представ перед Всевышним…»

«Мне есть что спеть, представ перед Всевышним…»

О спектакле Театра имени Моссовета «Дороги Высоцкого» в честь 80-летия барда
Нина Катаева
05.07.2018
«Мне есть что спеть, представ перед Всевышним…»

Владимир Высоцкий. Легенда XX века. Человек, которого по популярности в соцопросах ставили в один ряд с Юрием Гагариным. Непризнанный гений, написавший за свою короткую жизнь более 600 песен, заряжавших позитивом миллионы людей. Феномен, проявившийся как поэт, бард, актер, сценарист и прозаик. Но при этом поэт, получивший право так называться лишь после смерти, когда в его творчестве вдруг узрели «многообразие тем», «остроту смысловых подтекстов», «экзистенциальные мотивы» и даже складывающуюся из его песенных циклов новую «энциклопедию русской жизни» (!).

25 января кумиру тех, кто был молод в 60–80-х, исполнилось бы 80 лет. Идет юбилейный год, и не секрет, что со временем голос Высоцкого звучит все тише: не всякий возьмется исполнять авторскую песню. И все же народный артист России Александр Домогаров и младший сын барда, директор его музея Никита Высоцкий рискнули. Идея спектакля родилась из их давних концертных поездок в подмосковные города, в которых когда-то пел кумир миллионов. Они и стали авторами спектакля, в котором прозвучали, как широко, так и малоизвестные стихи и песни Высоцкого. Для каждой песни Тимуром Ведерниковым и его оркестром была создана современная аранжировка, песни зазвучали по-новому.

В конце прошлого года спектакль был показан в Крыму – в Симферополе и Севастополе, в феврале – в восьми городах Поволжья: от Йошкар-Олы до Казани, а потом и в Москве – на Культурном форуме в Манеже и на сцене Театра имени Моссовета. И всюду был воспринят зрителями с энтузиазмом.

На встрече с журналистами, предваряющей московскую премьеру, Никита Высоцкий отметил, что интересно было общаться с людьми, которые помнили концерты Высоцкого. Через годы они пронесли память о живом голосе певца, и теперь приводили своих детей.

«Кажется, в Раменском к нам подошел человек и рассказал, как школьником наблюдал за работой звукорежиссера, который вел концерт Высоцкого. И запомнил это на всю жизнь. На каждом концерте я убеждался в правильности нашей идеи, потому что всякий раз происходило соединение если не поколений, то времен. Того, когда Высоцкий сам выходил к людям, и нынешнего, когда его образ оживал в голосах исполнителей».

Тем не менее, перед спектаклем в Москве авторы волновались: что за зритель придет, как воспримет то, что песни Высоцкого поются другими голосами. Но с первой песни «Холода» – из фильма белорусского режиссера Виктора Турова «Я родом из детства», друга Высоцкого – спокойной, лирической и такой знаковой – зал пошел на контакт.

Как нас дома ни грей –
Не хватает всегда
Новых встреч нам и новых друзей, –
Будто с нами беда,
Будто с ними теплей...

То, что Александр Домогаров, один из ведущих актеров Театра имени Моссовета, еще и поет, для многих стало откровением. Конечно, некое напряжение поначалу висело в воздухе, но после «Холодов», «Песни о друге» и «Прощания с горами» из фильма «Вертикаль» зал безоговорочно принял домогаровскую манеру – деликатно, душевно, просто, не имитируя энергетику Высоцкого, донести до зрителя мысли поэта. И точно расставить акценты. А энергетики и харизмы, к счастью, исполнителю достало своей. Самое главное, зритель почувствовал, как солисту и музыкантам, не говоря о Никите Высоцком, важен и дорог этот вечер, что в чем-то он для них Рубикон, за которым откроется новая даль.
Непривычно было слышать песни Высоцкого в новых аранжировках, но громкого звучания, за редким исключением, публика не испугалась. Руководитель оркестра Тимур Ведерников и сам задорно спел «Про дикого вепря». «В королевстве, где все тихо и складно,/Где ни войн, ни катаклизмов, ни бурь,/Появился дикий вепрь огромадный –/То ли буйвол, то ли бык, то ли тур» – эти проникновенные забавности нам предстояло вспомнить, и зрители с удовольствием погружались в воспоминания.

В исполнении Домогарова прозвучали все самые известные песни Высоцкого – «Он не вернулся из боя», «Притча о правде и лжи», «Лирическая» и совершенно невероятная – «Спасите наши души», настоящий колокол, набат, актуальный сегодня, как никогда.

Песня была исполнена так, словно вчера написана. А премьерными для Домогарова стали – «Канатоходец», «Корабли» и «Баллада о борьбе», в которой внимательный слушатель найдет для себя ответ, как из «книжных детей», к коим относил себя Владимир Семенович, вырастали настоящие бойцы.

Если мяса с ножа ты не ел ни куска,
Если pуки сложа, наблюдал свысока,
А в боpьбу не вступил с подлецом, с палачом,
Значит, в жизни ты был ни пpи чем, ни пpи чем.
Если путь пpоpубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жаpком бою испытал, что почем,
Значит, нужные книги ты в детстве читал.

В спектакль органично вписался женский вокал. Высоцкий оживал в своих лучших песнях в страстном и нежном исполнении заслуженных артисток России Ирины Климовой и Кати Гусевой. Ирина исполнила главную песню Высоцкого – «Кони привередливые», ясно обозначив кульминацию постановки, а Катя спела «Беду». В исполнении артисток прозвучали и изысканная – «Так дымно, что в зеркале нет отраженья…» и боевитая – «Так случилось – мужчины ушли». Эти выступления стали настоящим приношением рыцарю и поклоннику муз. Всегда вспоминаю, как в знаменитой анкете на вопрос «идеал женщины» Высоцкий ответил – «Секрет».

Сценария в этом спектакле нет, во многом он строился как импровизация, и главной его особенностью были «включения» Никиты Высоцкого – как чтеца и как исследователя творчества поэта. Акцент он сделал на кружении «коварной Лжи» вокруг имени его отца в последние годы; на постановке спектакля «Гамлет», который был сыгран 247 раз и одержал яркие победы на фестивалях во Франции и Югославии; на истории любви Владимира Высоцкого и Марины Влади.

Никита напомнил, что, по результатам соцопроса 1967 года в СССР: «С кем вы хотели бы встретить Новый год?» Высоцкий разделил пальму первенства с космонавтом номер один.

Сын барда с горечью признал, что в обществе стали раздаваться голоса, что Высоцкий – никакой не страдалец и не боец, и все в его в жизни было прекрасно. Концерты, поездки за границу, звездная жена, «Мерседес». Забывают, правда, о том, что ни строчки при жизни поэта напечатано не было, и квартира у него появилась лишь в 1976 году, за четыре года до кончины.

«Иллюзия и то, что у Высоцкого было много концертов, – сказал Никита, – для исполнителя его уровня совсем нет. И это только кажется, что рукописи не горят, а золото не ржавеет, иногда, к сожалению, очень многое забывается». Сын Высоцкого рассказал о том, что чем дальше идет время, тем чаще ему приходится слышать о том, что сам по себе Владимир Высоцкий ничего особенного не представлял, да и песни как бы не все его, потому что был он «проектом ЦК или КГБ», и за ним стояли «группировки, обеспечивавшие смелость высказываний».

«Хотите верьте, хотите нет, – отвечает Никита ниспровергателям, – но моего отца не репрессировали и не поднимали, потому что он был сам по себе, не имел ни одного звания или привилегии, которые, может, и полагались ему. Так что наш проект «Дороги Высоцкого» отчасти существует для того, чтобы бороться с этой неправдой.

Высоцкий потому так «попал» в людей, что не имитировал правдолюбие, а был правдивым человеком, не озвучивал ничью позицию, а имел свою, и все это чувствовали. Можно обмануть соседа, жену, а народ огромной страны нет. Популярность Высоцкого – только его заслуга.

Мой отец – светлый, сильный, талантливый человек, и стоял за ним очень серьезный деятель, его звали Владимир Семенович Высоцкий».

Что касается «Гамлета», я хорошо помню начало этого спектакля, когда Высоцкий из современного актера превращается в Гамлета и произносит свою песенную речь о фарисействе на стихи Пастернака. Он так пел эти стихи, что зрители считали – это его песня. Никита напомнил, как литературный критик Лев Аннинский спас спектакль на сдаче его комиссии. Была реальная угроза, что не пропустят, несмотря на уловку Юрия Любимова, пригласившего зрителей. Но после прозвучавших-таки разгромных слов Аннинский встал и сказал: «Достоинства этого спектакля перевесят его недостатки. В спектакле есть Гамлет, и он – герой нашего времени, он умеет ставить вопросы и решать их. Нам повезло, мы можем его видеть». Спектакль разрешили.

Об отношениях Высоцкого с Мариной Влади Никита произнес целую поэму, и это было тем более трогательно, что у сыновей Высоцкого были сложные отношения с последней женой отца. Конечно, Никита вспомнил последнее стихотворение Высоцкого, написанное на бланке парижского турагентства за полтора месяца до смерти. Посвящено оно Марине Влади.

Мне меньше полувека – сорок с лишним,
Я жив, двенадцать лет тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед ним.

…На смерть Высоцкого было написано около 2 тысяч стихотворений и песен, все они хранятся в музее. Песни Градского и Окуджавы прозвучали в спектакле. Окуджава написал: «О Володе Высоцком я песню придумать хотел,/но дрожала рука и мотив со стихом не сходился.../Белый аист московский на белое небо взлетел,/черный аист московский не черную землю спустился», и строки эти точно передают всеобщую растерянность, которая царила в конце июля 1980 года в душах людей.

А Никита Высоцкий рассказал о впечатлении на похоронах отца, которое, видимо, всегда стоит у него перед глазами. Театр, как известно, был окружен морем людей, опасались столпотворения, но когда автобус тронулся в сторону кладбища, люди, как волны, безмолвно стали вдруг расступаться, бросая цветы под колеса машины и уступая дорогу другим…

…При подготовке спектакля создателей больше всего заботило то, чем «взять» молодую аудиторию, признался Домогаров. То, что он прочитал в отзывах зрителей, надеюсь, рассеяло его сомнения.

«Еще вчера я была уверена, что песни Владимира Высоцкого никто, кроме него самого, петь не может. Спасибо Вам, Александр, что доказали обратное. Низкий поклон всем артистам, принявшим участие в спектакле. Пронзительно, незабываемо. Сто тысяч раз спасибо!».

«Целый день думаю, а не приснился ли мне этот вечер 26 июня?! Ошеломительный взрыв чувств и эмоций, все было похоже на сказку…».

Фото Владимира Коробицына.

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.