Мечтавший «о счастье всех людей...»

Киноверсию «Павла I» покажут более чем в семидесяти городах страны. Она создана телеканалом «Россия-Культура» и Театром им. Евгения Вахтангова и продолжает второй сезон проекта «Театр в кино». В кинотеатре «Октябрь» премьеру представили режиссёр-постановщик спектакля, автор сценической версии Наталья Ковалёва, режиссёр, главный режиссёр канала «Россия-Культура» Константин Куц и исполнитель роли Павла I з.а. России Александр Олешко.
Спектакль «Павел I», премьера которого состоялась в марте 2023 года, один из самых посещаемых в Вахтанговском театре. Поставлен он по исторической пьесе Дмитрия Мережковского «Павел I» и трагедии Евгения Симонова «Смерть Павла I».
Эту «драму для чтения» Мережковский написал в 1908 году, в эмиграции в Париже. На автора и издателей тут же подали в суд за «дерзостное неуважение к верховной власти», полгода они жили в тягостных ожиданиях, потом обвинения были сняты.
Драма «Павел I» входит в трилогию «Царство Зверя», в которой вышли ещё романы «Александр I» (1913) и «14 декабря» (1918). Название трилогии соответствует философской концепции Мережковского, суть которой в том, что человечество в своём развитии обязательно проходит «период вражды», и самое большое напряжение проявляется в столкновениях отцов и детей. В первой трилогии автора «Христос и Антихрист» это отражено в отношениях Петра I и царевича Алексея, в романе «Антихрист. Пётр и Алексей, а во второй – Павла I и Александра I в пьесе «Павел I». Мережковский показывает невыносимость власти Павла, его жестокость, муштру – всё это есть в спектакле, Наталья Ковалёва средствами театра исследует судьбы персонажей. Премьера вахтанговского спектакля состоялась в марте 2023 года.
...Считают, пьеса «Павел I» из тех, за которые не стоит браться, если нет главного героя. Александр Олешко сам подошёл к Ковалёвой с предложением поставить с ним что-нибудь, и Наталья Леонидовна выбрала «Павла I» – образ царя-самодура, по мнению многих, и непонятого гения, по Мережковскому. Действие происходит в Санкт-Петербурге в последние дни жизни императора, с 9 по 12 марта 1801 года.
Как только не честили Павла, но истина всегда посередине. «Я – человек, – говорил этот не самый удачливый царь, чьим горячим желанием было всех людей сделать счастливыми. Так и говорил: «Каждого к сердцу прижать и сказать: "Чувствуешь ли, что сердце это бьётся для тебя?!"»
И в этом было, по словам режиссёра, его трагическое несовпадение с окружающими, мечтавшими о счастье лишь для себя. Спектакль настолько атмосферный, что, когда видишь, как на плацу перед Михайловским замком Павел муштрует солдат, раздавая направо-налево зуботычины и приказания по 200-400 палок, наблюдаешь парадные залы с люстрами, зеркальными полами и колоннами, изъеденными сыростью, и на тебя реально веет холодом, а внутрь заползает страх. Предощущение чего-то ужасного.
Спектакль идёт в великолепной сценографии и костюмах Максима Обрезкова: воочию видишь туманный Санкт-Петербург на переломе веков. Поражает достоверностью главный герой. Александру Олешко, которого знают все как весельчака-шоумена и Селестена Флоридора из «Мадемуазель «Нитуш», удалось измениться до такой степени, что иные зрители, не заглянувшие в программку, поняли, кто перед ними, минут за десять до антракта. Вы видите умного, смелого, ловкого человека, который знает, чего хочет, при этом временами крайне жестокого оттого, что сам пронзён нестерпимой болью, с которой, похоже, родился, и которая не даёт распрямиться его чуткой душе. А вот и источник этой боли – спектакль начинается с того, что вы слышите мерный стук трости и чью-то тяжёлую поступь. Вскоре появится высокая фигура в серебристом облачении – это та, с которой «русский Гамлет» ведёт нескончаемый разговор, высказывая свои детские обиды. Это призрак его матушки Екатерины II – жестокая царедворица словно не видит, как Павел пытается к ней приникнуть, мечтая в трудный для него момент о материнской ласке. Но нет, Павла не существует для неё, трон готовят для его старшего сына Александра (Юрий Поляк).
Короля, как известно, играет свита, и в каждом из ближайших – в двуликом Янусе, графе Палене, военном губернаторе Санкт-Петербурга, (з.а.России Игорь Карташёв), организаторе заговора против Павла, императрице Марии Фёдоровне (з.а.России Елена Сотникова), сыне Константине (Виталий Иванов), невестке Елизавете (Дарья Щербакова) – всякий раз отражается новый император. Игорю Карташёву в молодости уже довелось предстать в образе графа Палена на сцене Театра Рубена Симонова. «Это был стратег, очень хитрый и коварный человек, для которого Россия была на втором плане, а на первом он сам любимый, – сказал артист о своём персонаже на премьере, – но для меня до сих пор загадка, почему этот умный человек не смог оценить самого романтического императора в истории государства российского, практически ангела в плане тонкой душевной организации, как его преподносят. Ради чего он плёл эти интриги и погубил Павла?! В общем-то, он играл с огнём, потому что понимал, если к власти придёт Александр, большой вопрос, что он с ним сделает, потому что все знали о частых беседах Павла с сыном...»
В монологе у Мережковского граф Пален говорит о том, что он не Павла ненавидит, а его «деспотичество», «сумасшедшего с бритвою» в нём, но, как было на самом деле, мы не узнаем никогда. Возможно, дело было в личной неприязни или невероятной гордыне: во всяком случае, Пален, нерусский человек, как паук, дергая за «государственные» нити, шёл к цели – быть серым кардиналом, и ни тени сострадания к Павлу в нём не было. Александр, сев на трон, поступил с графом умно: не расстрелял, не повесил, а сослал в Курляндию, где тот припеваючи дожил до старости в своём имении, писал мемуары.
Киноверсия, как и спектакль, погружает зрителей в мир душевных страданий императора накануне трагической гибели. Тот, от кого зависели судьбы миллионов людей, сам оказался в окружении врагов, не оставивших ему ни шанса.
В киноверсии видим актёров на зрительских местах со спины, то есть, это мы с вами из «будущего» наблюдаем за событиями XIX века и, конечно, проводим параллели. За счёт сокращения реплик второстепенных персонажей режиссёр Наталья Ковалёва расширила диалог Павла с призраком матери, обрушив на нас невероятное его страдание и звенящее одиночество. И мы понимаем, что не правы ни те, кто готов был надеть на Павла нимб гениальности, ни те, кто считал его тираном, ведущим Россию к гибели. Налицо трагедия императора, у которого, мало того, что «украли власть» – его предали самые близкие люди.
Свержение и убийство Павла I нанесло во многом непоправимый урон российскому государству. Заговор вокруг фигуры императора считается одной из самых вероломных измен в истории России, поскольку это не только предательство отца сыном, но и действия заговорщиков в интересах враждебно настроенных к России государств.
Работая над ролью Павла I, Александру Олешко пришлось припомнить уроки мэтров: разговор с Этушем о «вахтанговской актёрской дуге», когда актёр должен уметь правдиво переходить от лёгкой комедии к мелодраме и – обратно, только в этом случае он истинный вахтанговец; требование Олега Табакова время от времени разрушать собственный стереотип и создавать его заново; ну и совет от «бывалых»: «Путай карты». «И я путал, – говорит Олешко, – устраивая себе экзамены на творческую состоятельность. Роль Павла I – это вызов, и я с самого начала знал, что и как хочу сыграть. Понимал, что предстоит мучительный репетиционный период, во время которого нужно будет создать такую атмосферу, в которой проявились бы некрасивые человеческие качества, поспособствовавшие тому, чтобы случилось предательство. И оно случилось. И это был бесценный, не только актёрский, но и человеческий опыт. Это была плата за роль, которую не играешь, а проживаешь. И мне радостно, что телеканал Россия-Культура зафиксировал в телевизионной и кинематографической вечности нашу работу. Константин Куц сохранил на экране спектакль и в то же время создал настоящее кино».
***
В день премьеры в кинотеатре «Октябрь» Олешко позвонил Виктор Сухоруков, чьё исполнение роли Павла I в кино считается эталонным. «Виктор Иванович наговорил мне много прекрасных слов», – признался Александр, – что само по себе редкость в актёрском мире». И призвал коллег «всегда быть вместе». Олешко поблагодарил Вахтанговский театр и лично директора Кирилла Крока за возможность «осуществить этот удар», потому что осознавал, с каким предубеждением придётся ему побороться: мало кто верил в успех, говорили о том, что песни на телепроектах и весёлая история «Мадемуазель Нитуш» – это чудесный жанр, но причём здесь Павел I?!
Тем не менее, спектакль состоялся. «И через минуту после начала спектакля предубеждения разбивались, – говорит исполнитель роли Павла, – и на сцене не было никого из нас, а были те персонажи, которые живут уже отдельно от нас».
На спектакль невозможно попасть, интернет-продажи закрываются через три минуты после открытия, билеты на киноверсию уже раскуплены по всей стране. И замечательно, что у людей, живущих в регионах, появилась возможность увидеть её.
Между тем, отметил Олешко, спектакли на сцене и на киноэкране существуют по-разному. Версия, которую видит кинозритель, никогда не повторится и уйдёт в кинотеатральную вечность в том виде, в каком зафиксирована. А в театре, несмотря на то, что текст, мизансцены и костюмы одни и те же, спектакли будут зависеть от настроения зрителей, состояния актёров и множества других вещей.
«Фильм, на наш взгляд, очень красив, – сказал Олешко, – потому что специально для него Максим Обрезков продумал костюмы и декорации. В Театре Вахтангова одна из лучших актёрских команд, и, если наш спектакль вызовет в ваших сердцах особенные чувства, и через толщу лет до вас дойдёт «телеграмма», отправленная из времён Павла I, и вам захочется углубиться в историю нашей великой страны, большей награды нам и не надо».
Фото Владимира Коробицына