Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
3 мая 2025
Мечтавший «о счастье всех людей...»

Мечтавший «о счастье всех людей...»

Спектакль «Павел I» теперь можно увидеть в кино
Нина Катаева
14.03.2025
Мечтавший «о счастье всех людей...»

Киноверсию «Павла I» покажут более чем в семидесяти городах страны. Она создана телеканалом «Россия-Культура» и Театром им. Евгения Вахтангова и продолжает второй сезон проекта «Театр в кино». В кинотеатре «Октябрь» премьеру представили режиссёр-постановщик спектакля, автор сценической версии Наталья Ковалёва, режиссёр, главный режиссёр канала «Россия-Культура» Константин Куц и исполнитель роли Павла I з.а. России Александр Олешко.


Спектакль «Павел I», премьера которого состоялась в марте 2023 года, один из самых посещаемых в Вахтанговском театре. Поставлен он по исторической пьесе Дмитрия Мережковского «Павел I» и трагедии Евгения Симонова «Смерть Павла I».

Эту «драму для чтения» Мережковский написал в 1908 году, в эмиграции в Париже. На автора и издателей тут же подали в суд за «дерзостное неуважение к верховной власти», полгода они жили в тягостных ожиданиях, потом обвинения были сняты.

Драма «Павел I» входит в трилогию «Царство Зверя», в которой вышли ещё романы «Александр I» (1913) и «14 декабря» (1918). Название трилогии соответствует философской концепции Мережковского, суть которой в том, что человечество в своём развитии обязательно проходит «период вражды», и самое большое напряжение проявляется в столкновениях отцов и детей. В первой трилогии автора «Христос и Антихрист» это отражено в отношениях Петра I и царевича Алексея, в романе «Антихрист. Пётр и Алексей, а во второй – Павла I и Александра I в пьесе «Павел I». Мережковский показывает невыносимость власти Павла, его жестокость, муштру – всё это есть в спектакле, Наталья Ковалёва средствами театра исследует судьбы персонажей. Премьера вахтанговского спектакля состоялась в марте 2023 года.

...Считают, пьеса «Павел I» из тех, за которые не стоит браться, если нет главного героя. Александр Олешко сам подошёл к Ковалёвой с предложением поставить с ним что-нибудь, и Наталья Леонидовна выбрала «Павла I» – образ царя-самодура, по мнению многих, и непонятого гения, по Мережковскому. Действие происходит в Санкт-Петербурге в последние дни жизни императора, с 9 по 12 марта 1801 года. 

Как только не честили Павла, но истина всегда посередине. «Я – человек, – говорил этот не самый удачливый царь, чьим горячим желанием было всех людей сделать счастливыми. Так и говорил: «Каждого к сердцу прижать и сказать: "Чувствуешь ли, что сердце это бьётся для тебя?!"» 

И в этом было, по словам режиссёра, его трагическое несовпадение с окружающими, мечтавшими о счастье лишь для себя. Спектакль настолько атмосферный, что, когда видишь, как на плацу перед Михайловским замком Павел муштрует солдат, раздавая направо-налево зуботычины и приказания по 200-400 палок, наблюдаешь парадные залы с люстрами, зеркальными полами и колоннами, изъеденными сыростью, и на тебя реально веет холодом, а внутрь заползает страх. Предощущение чего-то ужасного.

Спектакль идёт в великолепной сценографии и костюмах Максима Обрезкова: воочию видишь туманный Санкт-Петербург на переломе веков. Поражает достоверностью главный герой. Александру Олешко, которого знают все как весельчака-шоумена и Селестена Флоридора из «Мадемуазель «Нитуш», удалось измениться до такой степени, что иные зрители, не заглянувшие в программку, поняли, кто перед ними, минут за десять до антракта. Вы видите умного, смелого, ловкого человека, который знает, чего хочет, при этом временами крайне жестокого оттого, что сам пронзён нестерпимой болью, с которой, похоже, родился, и которая не даёт распрямиться его чуткой душе. А вот и источник этой боли – спектакль начинается с того, что вы слышите мерный стук трости и чью-то тяжёлую поступь. Вскоре появится высокая фигура в серебристом облачении – это та, с которой «русский Гамлет» ведёт нескончаемый разговор, высказывая свои детские обиды. Это призрак его матушки Екатерины II – жестокая царедворица словно не видит, как Павел пытается к ней приникнуть, мечтая в трудный для него момент о материнской ласке. Но нет, Павла не существует для неё, трон готовят для его старшего сына Александра (Юрий Поляк).

Короля, как известно, играет свита, и в каждом из ближайших – в двуликом Янусе, графе Палене, военном губернаторе Санкт-Петербурга, (з.а.России Игорь Карташёв), организаторе заговора против Павла, императрице Марии Фёдоровне (з.а.России Елена Сотникова), сыне Константине (Виталий Иванов), невестке Елизавете (Дарья Щербакова) – всякий раз отражается новый император. Игорю Карташёву в молодости уже довелось предстать в образе графа Палена на сцене Театра Рубена Симонова. «Это был стратег, очень хитрый и коварный человек, для которого Россия была на втором плане, а на первом он сам любимый, – сказал артист о своём персонаже на премьере, – но для меня до сих пор загадка, почему этот умный человек не смог оценить самого романтического императора в истории государства российского, практически ангела в плане тонкой душевной организации, как его преподносят. Ради чего он плёл эти интриги и погубил Павла?! В общем-то, он играл с огнём, потому что понимал, если к власти придёт Александр, большой вопрос, что он с ним сделает, потому что все знали о частых беседах Павла с сыном...» 
В монологе у Мережковского граф Пален говорит о том, что он не Павла ненавидит, а его «деспотичество», «сумасшедшего с бритвою» в нём, но, как было на самом деле, мы не узнаем никогда. Возможно, дело было в личной неприязни или невероятной гордыне: во всяком случае, Пален, нерусский человек, как паук, дергая за «государственные» нити, шёл к цели – быть серым кардиналом, и ни тени сострадания к Павлу в нём не было. Александр, сев на трон, поступил с графом умно: не расстрелял, не повесил, а сослал в Курляндию, где тот припеваючи дожил до старости в своём имении, писал мемуары.

Киноверсия, как и спектакль, погружает зрителей в мир душевных страданий императора накануне трагической гибели. Тот, от кого зависели судьбы миллионов людей, сам оказался в окружении врагов, не оставивших ему ни шанса.

В киноверсии видим актёров на зрительских местах со спины, то есть, это мы с вами из «будущего» наблюдаем за событиями XIX века и, конечно, проводим параллели. За счёт сокращения реплик второстепенных персонажей режиссёр Наталья Ковалёва расширила диалог Павла с призраком матери, обрушив на нас невероятное его страдание и звенящее одиночество. И мы понимаем, что не правы ни те, кто готов был надеть на Павла нимб гениальности, ни те, кто считал его тираном, ведущим Россию к гибели. Налицо трагедия императора, у которого, мало того, что «украли власть» – его предали самые близкие люди. 

Свержение и убийство Павла I нанесло во многом непоправимый урон российскому государству. Заговор вокруг фигуры императора считается одной из самых вероломных измен в истории России, поскольку это не только предательство отца сыном, но и действия заговорщиков в интересах враждебно настроенных к России государств. 

Работая над ролью Павла I, Александру Олешко пришлось припомнить уроки мэтров: разговор с Этушем о «вахтанговской актёрской дуге», когда актёр должен уметь правдиво переходить от лёгкой комедии к мелодраме и – обратно, только в этом случае он истинный вахтанговец; требование Олега Табакова время от времени разрушать собственный стереотип и создавать его заново; ну и совет от «бывалых»: «Путай карты». «И я путал, – говорит Олешко, – устраивая себе экзамены на творческую состоятельность. Роль Павла I – это вызов, и я с самого начала знал, что и как хочу сыграть. Понимал, что предстоит мучительный репетиционный период, во время которого нужно будет создать такую атмосферу, в которой проявились бы некрасивые человеческие качества, поспособствовавшие тому, чтобы случилось предательство. И оно случилось. И это был бесценный, не только актёрский, но и человеческий опыт. Это была плата за роль, которую не играешь, а проживаешь. И мне радостно, что телеканал Россия-Культура зафиксировал в телевизионной и кинематографической вечности нашу работу. Константин Куц сохранил на экране спектакль и в то же время создал настоящее кино».

*** 
В день премьеры в кинотеатре «Октябрь» Олешко позвонил Виктор Сухоруков, чьё исполнение роли Павла I в кино считается эталонным. «Виктор Иванович наговорил мне много прекрасных слов», – признался Александр, – что само по себе редкость в актёрском мире». И призвал коллег «всегда быть вместе». Олешко поблагодарил Вахтанговский театр и лично директора Кирилла Крока за возможность «осуществить этот удар», потому что осознавал, с каким предубеждением придётся ему побороться: мало кто верил в успех, говорили о том, что песни на телепроектах и весёлая история «Мадемуазель Нитуш» – это чудесный жанр, но причём здесь Павел I?!
Тем не менее, спектакль состоялся. «И через минуту после начала спектакля предубеждения разбивались, – говорит исполнитель роли Павла, – и на сцене не было никого из нас, а были те персонажи, которые живут уже отдельно от нас». 

На спектакль невозможно попасть, интернет-продажи закрываются через три минуты после открытия, билеты на киноверсию уже раскуплены по всей стране. И замечательно, что у людей, живущих в регионах, появилась возможность увидеть её. 

Между тем, отметил Олешко, спектакли на сцене и на киноэкране существуют по-разному. Версия, которую видит кинозритель, никогда не повторится и уйдёт в кинотеатральную вечность в том виде, в каком зафиксирована. А в театре, несмотря на то, что текст, мизансцены и костюмы одни и те же, спектакли будут зависеть от настроения зрителей, состояния актёров и множества других вещей.

«Фильм, на наш взгляд, очень красив, – сказал Олешко, – потому что специально для него Максим Обрезков продумал костюмы и декорации. В Театре Вахтангова одна из лучших актёрских команд, и, если наш спектакль вызовет в ваших сердцах особенные чувства, и через толщу лет до вас дойдёт «телеграмма», отправленная из времён Павла I, и вам захочется углубиться в историю нашей великой страны, большей награды нам и не надо». 

 

Фото Владимира Коробицына

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Константин2
14.03.2025 12:59
Тот образ Павла, который мы знаем, создан потомками Павла, теми кому достался трон и им надо было оправдаться за это убийство. Именно поэтому перед нами представлен образ жестокого царя-самодура. Был он таким или не был трудно сказать, но что касается жестокости по отношению к простым солдатам, людям при Александре 1 ничего не поменялось. А вот если сравнивать деятельность Павла и Александра, то оказывается, что Павел проводил более разумную политику. Он прекрасно понимал, что главный враг России - Англия, именно поэтому пошел на союз с Наполеоном, а к чему привела политика Александра мы все прекрасно знаем...

Эксклюзив
29.04.2025
Алексей Тимофеев
Книга Е.А. Бондаревой о короле Югославии Александре переведена и издана в Сербии
К Дню Победы (1941-1945)
30.04.2025
Андрей Селиверстов
Этот генерал армии предпочитал всегда находиться в тени
Фоторепортаж
29.04.2025
Подготовила Мария Максимова
В Музее Победы проходит выставка «Встреча на Эльбе»




* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.