Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Мансур Васати: «У каждого человека должен быть очищающий колодец души и сердца»

Мансур Васати: «У каждого человека должен быть очищающий колодец души и сердца»

Беседа с известным узбекским режиссером о его творчестве и не только
02.10.2015
Мансур Васати: «У каждого человека должен быть очищающий колодец души и сердца»

На 11-м международном кинофестивале мусульманского кино, который недавно прошел в Казани, был показан фильм Мансура Васати «Колодец». Зрители с восторгом приняли картину, и по окончании просмотра устроили настоящую овацию. Наш корреспондент встретился с режиссером.

– Мансур, ваш фильм произвел на меня, как и на всех зрителей, сильное впечатление, и хочется поблагодарить вас за него. Это замечательный, проникновенный, очень «человечный» фильм, рассказывающий о судьбе маленького, неприметного на первый взгляд, скромного человека.

Спасибо большое за высокую оценку моего труда. Мне очень приятно было, когда люди после просмотра картины подходили и благодарили меня за фильм. Это дорогого стоит. Любому художнику приятно получить признание его труда, и я – не исключение. Но куда важнее, чтобы такой фильм посмотрело как можно больше людей.

– Ваш фильм о судьбе скромного, неприметного человека, но делающего огромное дело для людей: он роет колодцы среди выжженной степи, приносящие воду, так необходимую им. Но люди в кишлаке не ценят это, они пренебрежительно зовут его по кличке Лаллай… И всё же, думается, ваш фильм не только об этом. В нём заложена некая притчевая основа...

Да, это так. Наш фильм рассказывает о судьбе простого человека, даже имя которого неизвестно зрителю, только кличка, означающая – простачок, или, переводя на современный язык – «лох». Он роет колодцы, которые дают людям воду, он непревзойденный мастер своего дела, который всегда безошибочно находит правильное место для колодца, и в то же время в быту он простак, не требующий от заказчиков даже заслуженной платы за свою трудоёмкую работу, довольствуясь тем, что ему дадут. А дают ему за непосильный труд очень мало, постоянно обманывая его, но он не ропщет на свою судьбу. Он самозабвенно делает своё дело, а если что случается, во всём винит только себя. И когда к нему приходит беда – заболевает сын, никто не спешит ему на помощь, он с семьёй остается со своей бедой один на один. Через образ этого героя мы хотели поднять важные проблемы межличностных коммуникаций, взаимоотношений между людьми, живущим в суровых условиях. Фильм призывает людей к пониманию друг друга, призывает говорить на одном, человеческом языке, языке добра, любви, сопереживания и взаимопомощи. И только тогда можно говорить о гармонии в жизни, в сердце и душе каждого человека. Именно эту мысль мы попытались донести до зрителя. Насколько это получилось, судить зрителю и кинокритикам.

– Помимо главного героя, в вашем фильме присутствует еще один образ, это – колодец, который олицетворяет собой две ипостаси. С одной стороны, это некий символ, несущий светлое, доброе – животворящую воду для людей, с другой – это глубина, тьма, таящая в себе какой-то мистический страх. Вы могли бы объяснить это?

Да, это верно замечено. Колодец в нашем фильме – это не только ценнейший водный источник, но и поэтический образ, позволяющий очистить душу, познать себя и стать достойным человеком. Вы знаете, у мусульман есть поверье, что если спуститься глубоко в колодец, ощутить и пережить там весь ужас замкнутого пространства, дикого одиночества и какой-то скорбной незащищенности, человек там перерождается, становится другим, он как бы очищается от скверны. Кстати, наши ребята из съемочной группы проверили на себе его действие, спустившись глубоко в колодец. Они подтвердили: действительно колодец меняет человека, его мозги, взгляд на мир.

– Не потому ли спустившийся в колодец к Лаллаю один из последних его заказчиков, мерзкий, наглый тип, потом так заметно изменился. Что-то человеческое проснулось в этом жестоком и алчном человеке, он даже заплатил бедному Лаллаю за рытье колодца и отпустил его домой к больному сыну, хотя вода в колодце ещё не появилась.

Да именно так. Потом вода в колодец всё-таки пришла. Это был такой символический приём, подтверждающий начало перерождения этого нехорошего человека. Ведь вначале он полез в колодец не потому, что ему жалко стало Лаллая, который несколько дней работал, не выбираясь из колодца. Он просто испугался, что если работник умрет там, то отвечать придется ему. Он раб своей гордыни, а в исламе это самый страшный грех, считается, что это от дьявола. И когда он спустился в эту глубину, ему стало страшно, в нем произошло какое-то прозрение…

– Расскажите, а как всё начиналось, где вы нашли этот удивительный сценарий, кто его автор?

Сценарий написан известным ташкентским писателем и драматургом Гафуром Шермухаммадом. Я впервые прочёл его семь лет назад. Он меня сразу поразил остротой поставленных проблем, интересными, четко выписанными характерами, и вообще, привлёк самой своей идеей. Меня покорил образ главного героя, его гуманность, безмерное человеколюбие, всепрощение, чувство гражданской ответственности, под которой я понимаю любовь и терпимость к другому человеку, уважение и понимание всех и каждого – всё это в его характере.

Один из важнейших религиозных постулатов во всех верах, это «возлюби ближнего своего…», так почему мы, живя в таком сложном мире, забываем о таких простых вещах? Здесь, в сценарии, автор вышел через главного героя, его жизнь, поступки, на философское обобщение, поднял такие важные темы человеческих коммуникаций, которые не должны прерываться.

– А как вы нашли такого замечательного актёра на роль Лаллая, так органично сыгравшего этот образ?

Главного героя играет популярный в Ташкенте актер Мухоммад Исо Абдулхайиров. У нас в Узбекистане очень развито национальное узбекское кино. И в массе своей наш народ смотрит своё, а не голливудское. Так вот, Мухоммад Исо играет почти во всех этих фильмах, и, в основном, играет комические роли. А я пригласил его на такую серьёзную, драматическую роль. Мне многие говорили, ты делаешь ошибку, зачем же ты его взял, он же комик. Но я всё равно настоял на своём, я увидел в нём большой потенциал. Это очень талантливый, универсальный актер, с широким диапазоном. Я был уверен, что он хорошо справится со своей работой, и очень рад, что не ошибся.

– А как было работать с ним? Ведь популярные актёры часто слишком требовательны, а то и капризны, чего скрывать...

Нет, это не про него. Он очень простой человек. Мы жили и работали на съемках в очень тяжелых условиях, далеко от цивилизации, в глухом месте, где не было гостиниц. И он жил, как все, не требовал себе особых, более комфортных условий. Но в работе был действительно очень требователен - к себе. А вообще с ним интересно работать, у него творческий подход к каждой роли. Его не надо вести за ручку, достаточно поставить ему задачу, какой должен быть результат, и он разберет своего героя по частям, проанализирует и играет. Я был счастлив работать с ним.

– Но вернёмся к фильму. В конце ваш герой решительно идет к центру кишлака и начинает самозабвенно копать колодец. Что это? Еще один символ?

Наш герой верил, что должно произойти чудо, что должна, наконец, прийти чудо-вода, которая будет лечить людей, и, в том числе, его сына. Поэтому он с таким упорством, так неистово начинает рыть в конце фильма этот колодец. Вода – это символ любви, а сын, как и все дети, – символ будущего. Любовь здесь, как чудо. Помните, как в фильме наш герой говорит, вспоминая: «Однажды мой отец вырыл колодец, и пошла целебная вода, как Замзам»? Замзам – это священная вода, которая есть в колодце Мекки. Мусульмане верят, что это чудо-вода, она целебная, и излечивает от болезней. Здесь, в фильме, врач сказал, что сына может излечить только чудо. И Лаллай, сопоставив всё это, идет копать колодец с надеждой на чудо-воду, которая излечит сына. И второй смысл в том, что он роет в центре кишлака колодец, который сможет объединить людей, чтобы в кишлаке появилась любовь к ближнему, к людям, чтобы все нашли, наконец, общий язык. У каждого человека должен быть очищающий колодец души и сердца, помогающий жить достойно и преодолевать любые трудности.

– Замечательно сказано. Мансур, ваша фамилия Васати, мне кажется, совсем непохожа на узбекскую...

А это не фамилия, это мой творческий псевдоним.

– Да? А что он означает?

Васати, от арабского «васат», несёт три значения: «золотая середина», «умеренность» и «равновесие», то есть избегание крайностей. Это моё жизненное кредо. Я не люблю крайностей ни в чём. Вот, скажем, экстремизм – это крайность. Я не люблю также крайности в религии. Мы как-то однажды в Ташкенте долго беседовали с Митрополитом Владимиром и пришли к обоюдному мнению, что не надо насильно обращать никого в свою религию, говорить, что она самая лучшая и самая правильная. Нет лучшей или худшей. Такие споры бессмысленны, они лишь ведут к конфронтации, и ничего хорошего из этого не получится. Пусть каждый живет в своем доме и занимается своим делом, верует и никому не мешает жить. А Бог, я считаю, у нас один, у него нет национальности.

– Что собираетесь делать в дальнейшем, какие творческие планы на будущее?

Я собираюсь снять кино совместно с российскими кинематографистами. Скажу в двух словах. Фильм будет о межнациональных и межрелигиозных рознях, столкновении разных цивилизаций, менталитетов, взглядов на мир. Тема эта сегодня как никогда актуальна, и для меня она очень важна. Все мы когда-нибудь покинем этот мир, и я знаю, что в конце жизни Бог меня спросит: «Что ты сделал для людей? Я тебе дал возможность творить, почему ты не использовал свой дар, а думал только о своем животе»? Вот этого я боюсь больше всего. Поэтому по мере своих сил и способностей я буду стараться делать всё от себя зависящее, чтобы снимать достойное кино, поднимать в фильмах важные, общечеловеческие вопросы, буду стараться расти и самому – учиться, совершенствоваться, не стоять на месте.

Беседовала Фаина Зименкова

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..