Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Малгожата Потоцка: «А мне нравится современное русское кино»

Малгожата Потоцка: «А мне нравится современное русское кино»

Беседа с известной польской актрисой
16.11.2016
Малгожата Потоцка: «А мне нравится современное русское кино»

Малгожата Потоцка входит в число польских актрис, которые были популярны в СССР: юной девушкой снималась в польско-советских фильмах «Легенда» (1970) и «Ярослав Домбровский» (1975), а в 2007-м сыграла Грету в продолжении российского сериала – «Диверсант 2: конец войны». А прославилась актриса своим дебютом в знаменитом фильме Анджея Вайды «Все на продажу» (1968).

- Малгожата, вы помните, как в первый раз приехали в нашу страну?

- Еще бы, мне было 17 лет, и Сильвестр Хенциньский пригласил меня сниматься в военной картине «Легенда» на «Мосфильме». Вместе с Николаем Бурляевым, известным на весь мир по фильмам «Иваново детство» и «Андрей Рублев», мы играли партизан. На съемки приехала со своим отцом, польским художником Рышардом Потоцки. Для него это была непростая поездка – отец после 30 лет вынужденной разлуки увидел свою первую жену и детей. Сара Мокиль, художник по гриму, работала на «Мосфильме» и гримировала всех персонажей, зверей в том числе, в сказках Птушко. Сара была красивой женщиной, и они с отцом очень любили друг друга, у них было двое детей – близнецы Ян и Маша. Но им пришлось расстаться, вы знаете, какое это было время... Так что у меня в Москве есть брат и сестра по отцу: Маша - переводчик с французского, а Ян – звукооператор на «Мосфильме». Мы очень близки, и часто встречаемся, когда приезжаю в Россию на съемки или на фестивали.

- «В «Диверсанте» вам довелось работать на одной съемочной площадке с Владом Галкиным, какое впечатление актер произвел на вас?

- Невероятный актер. После встречи с таким актером можно вполне серьезно говорить о том, что ты имел счастье прикоснуться к настоящему искусству, прожил в искусстве счастливые мгновения. Мне было очень тяжело услышать весть об его гибели, думаю, для кинематографии России, в целом для культуры страны это - большая потеря.

- Как вы считаете, польско-российские связи в кинематографе утеряны, в сравнении с советским временем?

- К счастью, нет. Немало молодых польских актеров и режиссеров оканчивают институты кино в Москве и Питере и работают в России. Также скажу, что самый популярный у нас фестиваль - российских фильмов «Спутник над Польшей», на котором также устраивают концерты и выставки. Все это очень интересно, а главное - художники наших стран крепко держатся вместе, это важно. Вы, конечно, знаете такую пару – наша Каролина Грушка и ваш Иван Вырыпаев? Каролина снимается в фильмах, как российских, так и польских режиссеров, а Иван снимает кино и ставит спектакли в Москве и в Варшаве, и в других европейских городах. Все его постановки в Польше я видела.

Знаю, что российский кинематограф сейчас модно критиковать, а мне нравится современное русское кино, есть, конечно, провалы, но есть и очень хорошие картины. А какие у вас операторы!.. Моя мечта, если буду снимать кино как режиссер, возьму русского оператора. А идей у меня много, я же вслед за актерским факультетом в Лодзинской киношколе окончила и режиссуру. И сценариев много – хотя денег нет, как у всех. Мне очень хочется сделать документальный сериал про современных польских художников, которые работают в самых разных жанрах – абстракционисты, реалисты, экспрессионисты. Дать портреты, например, Натальи Лахович, Эдварда Красински, Генрика Стажевского и многих других. Уже ищем деньги, может, что-то удастся.

- Вы дебютировали в знаменитом фильме Анджея Вайды «Все на продажу», что вы думаете об этом художнике?

- Совсем недавно, в марте, все кинематографисты, которые работали с Анджеем Вайдой, - актеры, продюсеры, художники, все его друзья приезжали к мастеру на день рождения. Анджею исполнилось 90, но видели бы вы его - он был молод, молод абсолютно!.. Радушно встречал нас, был невероятный вечер, большой прием. Ну, а если вспомнить фильм «Все на продажу», после которого было принято сравнивать Вайду с Феллини, знаете, он получил бы тогда Оскара, если бы не было картины «Восемь с половиной». Очень уж в параллель шли они: «Всё на продажу», как и «Восемь в половиной» Феллини, фильм о кинематографе, правда, снят в документальной манере. Звёзды польского кино - Эльжбета Чижевска, Беата Тышкевич, Даниэль Ольбрыхский - играли в фильме самих себя, а alter ego режиссёра был Анджей Лапицкий. Фильм посвящён памяти трагически погибшего Збигнева Цибульского, и в последних кадрах, где Даниэль Ольбрыхский бежал наперегонки с табуном молодых лошадей, он словно бы получал эстафету от Цибульского...

Ну, а я попала в картину подростком благодаря своей семье. Папа Рышард Потоцки был известным художником, мать Мария Потоцка - режиссером-документалистом. Воспитывалась я на площадке в кино, другого мира у меня не было. Вайда решил, что я буду сниматься, и я снималась. Сыграла смешную Малышку, и, помню, получила все призы за эту роль. Меня до сих пор помнят по этой картине, я же снималась среди звезд.

- А трагически погибшего Збигнева Цыбульского, которому посвящен фильм, вам приходилось видеть?

- Да, он несколько раз приходил к нам домой. Я была маленькой девочкой и запомнила только то, что этот дядя очень хорошо играл на фортепиано. Друзья моего отца были веселые люди, они пели, танцевали, курили сигары. У Анджея Вайды я снялась еще в картине «Panna Nikt» («Девочка Никто») сыграла мать Евы. Что сказать об этом режиссере? Его картины знаковые для польского кинематографа. Он снимал их в тяжелые времена, после войны, и во всех картинах есть что-то болезненное. Но это очень глубокие, мудрые, прекрасные картины. «Березняк», «Пейзаж после битвы», «Пан Тадеуш», «Катынь» - невероятные картины.

- По вашим ответам чувствуется, что большое влияние на вас имел отец, расскажите о нем подробнее.

- Отец мой родился в Гродно, в 1915 году это была Польша. Прошел войну, попал в польскую армию в России, вернулся в Польшу. Когда он уезжал от семьи во время войны, сказал, что вернется за ними через 3-4 недели, все ждали скорого окончания войны, он не хотел, чтобы семья жила при коммунистическом режиме. Но война оказалась долгой, и ему уже никогда не разрешили вернуться в Советский Союз. И когда я получила приглашение сниматься в «Легенде», твердо решила, что поеду в Москву только с отцом, потому что знала - ему нужно увидеть детей и первую жену. Министр культуры Фурцева по-прежнему пыталась помешать, тогда я сказала, что сниматься не буду. Месяца два-три они воевали, и все-таки разрешили отцу вместе со мной приехать в Москву. И он увидел наконец своих детей, которым было под 40...

- На каких еще советских и российских студиях вам доводилось сниматься?

- В юности снималась на «Беларусьфильме». В картине «Ярослав Домбровский» играла Пелагею, жену Домбровского. Снимали вначале в Минске, потом в Питере. А сейчас, после общения с коллегами на 25-м кинофоруме «Золотой витязь», у меня появилось столько друзей в Беларуси, что я непременно должна съездить в Минск. И, конечно, в Гродно, на родину папы.

- А в который раз вы приезжаете на «Золотой витязь»?

- С фестивалем связана четверть века. Была и в Москве, и в Омске, и в других городах. Не удается приезжать каждый год, но я стараюсь. Здесь удивительная атмосфера, приезжаешь и - попадаешь в объятья друзей. И кино, которое здесь показывают, не увидите больше нигде. Кто покажет в Польше болгарские, сербские, румынские, азербайджанские, украинские фильмы? Смотрю с удовольствием.


Беседу вела Нина Катаева

Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках проекта с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведённого Национальным благотворительным фондом.



Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..