Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
5 мая 2025
Благословение старцев

Благословение старцев

Строить храмы в честь ратных сражений и побед на Руси всегда было традицией
Владимир Карагодин
05.05.2025
Благословение старцев

По росписям и мозаике главного храма Вооружённых сил России Воскресенского Патриаршего собора в парке «Патриот», можно изучать историю Великой Отечественной войны. Здесь отображены все главные битвы Второй мировой, но есть и немало сюжетов мало кому известных, кроме узкого круга военных историков, которые имеют доступ к архивам, могут приоткрыть эти засекреченные в советское время страницы Великой Отечественной.


«Россия напрямую управляется Богом. Иначе никак невозможно объяснить, почему Россия и Русский народ до сих пор существуют», — сказал как-то Владимир Путин, президент Российской Федерации, Верховный Главнокомандующий.

Строить храмы в честь ратных сражений и побед на Руси стали испокон веков — ещё от знаменитого сражения на Куликовом поле Дмитрия Донского. Поскольку по слову легендарного и непобедимого генералиссимуса Александра Суворова: «Искусство боя — от науки человеческой, а победа в сражении — единственно от Господа Бога. Поэтому без молитвы оружия не заряжай, пушку не расчехляй!».

Воздушный крестный ход с Тихвинской Иконой Божьей Матери вокруг Москвы в начале декабря 1941 года, крестный ход с Казанской иконой в блокадном Ленинграде, явление Божией Матери в Сталинграде… — лишь немногие сюжеты из военной истории. В этой связи особое восхищение вызывает огромное полотно современного художника Василия Нестеренко «Маршалы Победы», где над знаменитыми полководцами на фоне Кремля сияет в небесах Казанская икона Божией Матери. Основная богословская мысль этой не то картины, не то иконы в том, что главным полководцем наших войск в Великой Отечественной войне являлась Божья Матерь — Взбранная Воевода, как поётся в известном акафисте. А почему над маршалами победы изображение Казанской иконы — об этом подробнее можно найти в книгах и публикациях таких известных духовников как архимандрит Кирилл (Павлов), архимандрит Наум (Байбородин), иеросхимонах Моисей (Боголюбов), протоиерей Василий Швец. И в этом богословском контексте монументальное полотно «Маршалы Победы» работы Василия Нестеренко перекликается и даже генетически происходит от работы иконописца Михаила Осипенко «Божия Матерь Великая Победа», которую тот написал по благословению духовника Троице-Сергиевой Лавры и Героя Сталинградской битвы архимандрита Кирилла (Павлова). В основании этих двух работ лежит одно и то же церковное предание — о явлении Божией Матери в июле 1941 года Митрополиту Гор Ливанских Илье (Караму). Эти краткие рассказы монахов-фронтовиков архимандрита Кирилла и архимандрита Наума сегодня восполняют и архивные материалы, с которых только недавно снят гриф секретности, а также фундаментальные исследования доктора исторических наук экс-Посла России в Ливане Олега Пересыпкина и академика РАО Сухейля Фараха.

Впервые сюжет явления Божией Матери митрополиту Гор Ливанских Ильи (Караму) своё иконописное воплощение нашёл в Казанской иконе, которую написал иеромонах Иларион для Казанского собора Оптиной Пустыни — по благословению схиархимандрита Илия (Ноздрина), духовника Святейшего Патриарха Кирилла. На одном из клейм этого образа изображалось это известное событие, которое произошло в монастыре Божией Матери на берегах залива святого Георгия Победоносца в далёком Ливане в июле 1941 года и оказало непосредственное влияние на ход военных действий в Великую Отечественную. 

Несмотря на то, что скептиков и рационалистов, отвергающих всякие чудеса и даже само Священное Предание, во все времена в церковной ограде было немало, но историчность личности митрополита Ильи (Карама), который пользовался большим авторитетом среди иерархов и духовенства Русской Православной Церкви, не вызывала сомнений. 

В конце 90-х годов было очень тех, кто знали и помнили Митрополита Гор Ливанских как человека святой жизни. Так, владыка Илия (Карам) после Победы в Великой Отечественной войне только по официальным данным шесть раз посещал Советский Союз с архипастырским визитом в составе разных делегаций, а в 1960 году принимал участие даже в архиерейской хиротонии владыки Никодима (Ротова), ректора Ленинградской духовной академии, которая проходила в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры. Его хорошо знали и почитали многие лаврские старцы, включая братских духовников архимандрита Кирилла (Павлова) и архимандрита Наума (Байбородина), которые сами прошли дорогами войны.

Именно с благословения старцев Троице-Сергиевой Лавры, известного старца с острова Залит Николая Гурьянова, а также известных духовников протоиереев Василия Швеца и Петра Кучера, духовных чад преподобного Серафима Вырицкого, в 2010 году иконописец Михаил Осипенко (прямой потомок святителя Феодосия, Черниговского чудотворца) приступил к написанию иконы Божией Матери «Великая Победа». За образец было взято клеймо с Казанского образа, что находится в Оптиной Пустыни.

На иконе изображено явление Божией Матери в огненном столпе митрополиту Гор Ливанских Илии (Караму), предстоящему на коленях в молитве. Матерь Божия стоит в лучах света в пещере перед коленопреклоненным владыкой и держит свиток с текстом, который начинается словами: «Должны быть открыты храмы и монастыри…» По левой и правой сторонам иконы изображены четверо святых, чьи имена связаны с откровением митрополиту Илии и сугубой молитвой о спасении России. Это святитель Феодосий Черниговский, преподобный Серафим Вырицкий, блаженная Матрона Московская и равноапостольная Нина. Икона написана в честь Великой Победы над фашистской Германией и передаёт главную мысль события, которое произошло в далёком Ливанском монастыре 21 июля1941 года, в день Казанской Божией Матери, а именно что сама Царица Небесная и является Великой Победой христианского рода и Святой Руси как Дома Богородицы.

Вот полный текст послания Божией Матери, которое Она передала через митрополита Гор Ливанских Илию советскому руководству, которое в те дни находилось в критическом положении перед лицом катастрофы на всех фронтах:

«Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и тюрем, должны начать служить. Сейчас готовят к сдаче град Святого Петра — сдавать нельзя. Пусть вынесут Чудотворную икону Казанскую и обнесут её Крестным ходом вокруг города. Тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Это избранный город. Я Сама буду защищать его. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве. Затем она должна быть в Сталинграде, который сдавать нельзя. За Волгу врага не пускать. Казанская икона должна идти с войсками до границ России. Когда война окончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена». 

В день Грузинской Божией Матери (4 сентября) Иосиф Сталин получил это послание от маршала Шапошникова, который не только являлся руководителем Генштаба в те дни, но и, как представитель старой военной школы, никогда не прятал своей веры. 

Сам же маршал получил послание от митрополита Гор Ливанских Илии Карама по линии Красного Креста, вместе с гуманитарной помощью, которую передали представители Антиохийской Православной Церкви. Сталин к этому Посланию из далёкого Ливана не просто отнёсся со всей серьёзностью. А как человек, воспитанный в глубоко религиозной семье, ухватился за эти указания Свыше, как утопающий за соломинку, как за последнюю надежду, и в точности исполнил все те предписания, на которые указала Богородица как на обязательные условия Победы. Именно об этом и повествуют четыре фрески из Главного храма Вооружённых Сил России в парке «Патриот», написанные уже в наши дни иконописцем Александром Нестеренко.

Весь Великий пост 2010 года Михаил Осипенко писал образ Божией Матери «Великая Победа». И только 4 мая икона была доставлена из Покровска в Москву. По благословению Лаврских старцев-ветеранов архимандрита Кирилла и архимандрита Наума, а также по благословению духовника Оптиной Пустыни схиархимандрита Илия с иконой «Великая Победа» были организованы крестные ходы по местам наиболее ожесточённых боёв, а также новонаписанная икона побывала в тех храмах, которые в 1947 году посетил митрополит Гор Ливанских Илия (Карам). Подробнее об этом написано в книге Алексея Мельхиседекова «История создания иконы «Матерь Божия Великая Победа». Здесь же мы только отметим, что когда оригинал иконы обрёл свою постоянную прописку в Свято-Тихвинском храме, то по благословению схиархимандрита Илия была написана копия, но с одним-единственным отличием — на одном из клейм был изображён преподобный Амвросий Оптинский, что указывает на духовную связь этого образа с Оптиной Пустынью. Поэтому сегодня можно найти как бы два списка иконы «Великая Победа».

На этой иконе изображены лики святых угодников, кто сыграл особую роль. 

Преподобный Серафим Вырицкий во время войны повторил подвиг своего небесного покровителя Серафима Саровского: 1000 дней и ночей молился на камне с воплем мытаря «Боже, милостив буди мне грешному», принося покаяние за весь русский народ, претерпевая летний зной и зимние морозы. 

Блаженная Матрона Московская предсказывала людям все ужасы войны — за отступление от Бога и Церкви. А когда грянула беда, своими молитвами направляла их пути ко спасению и победе.

Равноапостольная Нина, просветительница Грузии, неким таинственным образом связана с городом святого Петра на Неве. Многие судьбоносные события в жизни петроградцев связаны с днями её памяти. В частности, и сама блокада Ленинграда была снята в день её прославления, то есть 27 января.

Святитель же Феодосий, Черниговский чудотворец, особенно дорог пережившим блокаду тем, что, когда первый конвой с продуктами пошёл по Дороге жизни к осаждённому городу по ещё не окрепшему льду Ладожского озера, именно этот святой явился одному полковнику и указал путь, которым надо ехать, чтобы грузовики не проваливались. Поэтому многие и называли Дорогу жизни ещё и Дорогой Феодосия Черниговского. Эту историю в блокадном Ленинграде знали многие, потому даже мощи Феодосия Черниговского военные с почестями перенесли из музея в Никольский собор — для всенародного почитания. А митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), при котором и происходили все эти события, уже после войны, будучи Патриархом Московским и всея Руси, с почестями отправил мощи святителя Феодосия на его родную черниговскую кафедру, с личного разрешения самого генералиссимуса Иосифа Сталина — едва ли не единственный подобный случай в послевоенной истории нашего Отечества. Такой чести не сподобился больше никто из святых.

Конечно, можно было бы назвать ещё более десятка угодников Божиих, чей молитвенный подвиг приближал нашу Победу: от митрополита Сергия (Страгородского), чьи пророческие слова «Господь нам дарует Победу!» воодушевляли миллионы верующих в первые дни войны, до великих молитвенников ХХ века: преподобного Кукши Одесского, Лаврентия Черниговского, Амфилохия Почаевского, святителя Луки Крымского, блаженной старицы Алипии Киевской, афонского старца Ильи Макеевского, который вёл наши войска в Донбасской наступательной операции, являясь впереди наступающих колонн на белом коне, как некий маршал, до рядовых солдат и простых белых платочков, которые, по слову Святейшего Патриарха Алексия II, вымаливали Русь по сельским храмам… 

Согласно рассекреченным данным Переписи населения за 1937 год (гриф «Секретно» был снят только совсем недавно), то есть через четыре пятилетки воинствующего атеизма и борьбы с религией, на вопрос «веруете ли вы в Бога?» — 64 % городских жителей и 73 % сельских ответили утвердительно! 

То есть коричневую чуму, всю эту объединённую под знамёнами фашистов Европу, победил ВЕРУЮЩИЙ русский солдат!

Как подметил писатель-фронтовик Николай Коняев: «Меня поражал тот факт, что почти все фронтовики, у которых я, как глава Союза писателей-фронтовиков Ленинграда, брал интервью, рассказывали мне о чудесах на войне, как некая Высшая Сила хранила их от смерти на полях сражения. И на мой удивлённый вопрос-недоумение о чудесах один такой седовласый рассказчик просто объяснил, что все, кто не верил, остались лежать там, в земле…»

…Пасха в 1942 году была ранней — 5 апреля. В Москве ради праздничной службы в Пасхальную ночь был отменён комендантский час, о чём заранее объявили по радио. Несмотря на военную обстановку, светомаскировку и угрозу бомбёжек, на Пасхальное богослужение в Москве пришли, по оценке сотрудников внутренних служб, 85 тысяч человек…

 

P.S. Информация для размышления: к началу Великой Отечественной в Москве, которую из-за множества церковных строений некогда нарекли Златоглавой, оставались действующими всего 4 храма. То есть скупые статистические данные о «снежной Пасхе» 1942 года косвенно подтверждает тот факт, что Иосиф Сталин и советское правительство открыло для верующих уцелевшие и пригодные для богослужений православные храмы, которые и могли вместить такое количество народа. И когда послевоенная статистика указывает, что в Москве было действующих уже более 30 храмов, надо понимать, что большинство из них были открыты в конце 1941 года, что, как уверены верующие, стало одним из главных условий Победы, на которое указала Божья Матерь в явлении Митрополиту Гор Ливанских Илье (Караму).

 

Владимир Карагодин — историк, писатель.

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
05.05.2025
Валерий Мацевич
Во Львове уничтожают последний памятник Великой Отечественной войне
К Дню Победы (1941-1945)
05.05.2025
Владимир Карагодин
Строить храмы в честь ратных сражений и побед на Руси всегда было традицией
Фоторепортаж
05.05.2025
Подготовила Мария Максимова
В Третьяковской галерее открылась выставка, приуроченная к 80-летию Великой Победы




* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.