Максим Кузнецов: «Документальное кино надо смотреть, отключив телефон…»

На сегодняшний день кинофестивалей, непосредственно связанных с освещением Победы советского народа в Великой Отечественной войне не так много, а если быть точным, Международный фестиваль «День Победы» — в своем направлении такой единственный. Главная задача у этого фестиваля не развлекать и забавлять, а показать великие подвиги советского народа. А их во время войны было бесчисленное количество. В этом году IV Международный кинофестиваль «День Победы» проходил с 13 по 18 апреля 2025 года в Москве и в городах Московской области.
— Максим Сергеевич, читая программу фестиваля, нельзя не отметить, что в этом году она получилась довольно объёмная.
— Не могу с этим не согласится. Фестиваль у нас расширяется, видоизменяется, а в юбилейный год хотелось это особенно подчеркнуть. Также у нас в программе появились северокорейские фильмы. Мы установили контакт с посольством Корейской Народно-Демократической Республики в Москве, кинематографисты КНДР сделали для нас субтитры на русском языке и подготовили свои фильмы. Я думаю, что любителям кино будет интересно познакомиться с кинематографом Северной Кореи.
У нас мало зрителей знает эти фильмы, а как мне кажется, понять культуру другого народа через кино — всегда интересно. Мы смотрели эти фильмы и чувствовали некоторую отсылку к нашим советским картинам 50-х годов. Самое главное, что они понятны, там нет двусмысленности, наигранности. Да, это культура другого народа, с этим тоже надо считаться.
Например, недавно я получил приглашение на прием в посольство КНДР, которое начиналось со слова: «Товарищ!» Такое, к сожалению, забытое у нас слово, и мне было очень приятно. Товарищ – это очень хорошее слово.
— Как ни странно, сегодня оно звучит все чаще, и даже есть ощущение, что мы возвращаемся к этому обращению.
— Мне кажется, что это вполне нормально, закономерно и в большей степени традиционно для России. Поскольку Русь, Россия строилась на общине, на товарищеских отношениях внутри общины, поэтому слово «товарищ» в целом больше подходит для нашей страны. Опять же советский период мы не можем вычеркнуть, там было много хорошего, товарищеского, и конечно, мы ностальгируем по этому..
У нас третий год идет СВО, много бойцов проходит через фронт, и как еще охарактеризовать отношения между людьми, которые на фронте, как не товарищеские. Слово «господин» там не уместно, поэтому мне кажется, что мы к этому еще вернемся. Скажем, будет официальное обращение к зарубежным гостям — «господин», а внутри употребляться — «товарищ».
Это отражает те тенденции, которые наблюдаются сейчас у нас в стране, и надеюсь, что они не завершатся с окончанием СВО, и Россия выйдет на новый качественный уровень, в том числе в социальных отношениях внутри страны.
— Вернемся к фестивалю. В этом году в программе появились также казахские фильмы...
— Да, появилась идея сделать программу ретроспективных и современных фильмов Казахстана, и она нашла отклик у зрителей. В рамках фестиваля в Московском доме национальностей прошла встреча с заслуженной артисткой РСФСР Натальей Аринбасаровой, которая в этом году возглавляет зрительское жюри нашего кинофестиваля. Планируем на следующих фестивалях сделать ретроспективу бывших советских республик — Узбекистана, Молодовы, других.
Еще у нас много фильмов во внеконкурсной программе, в этом году мы отказались от конкурса полного метра, все-таки хочется больше стимулировать документальное кино до 52 минут.
У нас сейчас пошла мода на длинные документальные фильмы — 90 минут и больше, но не всегда этот хронометраж оправдан. Если мы посмотрим на традиции советского документального кино, у нас не так много больших лент, в основном фильмы были лаконичные и понятные. Тем не менее авторы за короткое время успевали и выразиться, и качественно подать материал, и донести сверхзадачу в этих фильмах. А сейчас иногда хорошее содержание подменяется какими-то длиннотами.
Безусловно есть фильмы с оправданным большим хронометражом, с успехом воспринятые зрителем, например, фильм «У края бездны». Четыре части, но смотрится на одном дыхании, и там все оправданно. Но всё-таки мы в этом году решили ограничить хронометраж, опять же, исходя из того, что стараемся показать фильмы более широкой аудитории, подросткам, школьникам, а у них ограниченное время на такие просмотры. А нам важно не только показать фильм, а чтобы состоялся разговор после него автора со зрителем.
В фестивальный показ вошел также конкурс видеоклипов. Они короткие, но достаточно интересные по музыке, емкие по смыслам.
Красногорский архив кинофотофонодокументов в этом году предоставил три фильма, посвященных Победе, программа с просмотром этих фильмов прошла в кинотеатре на Поклонной горе. Там же состоялось и открытие, и закрытие кинофестиваля.
— Вы сказали, что впервые в программе представлено корейское кино, как думаете, чем корейским кинематографистам полезен ваш фестиваль?
— Корейские товарищи заинтересовались нашим фестивалем, поскольку тема им очень близка, они хотели рассказать о событиях, которые происходили на Корейском полуострове в то военное время, напомнить всем, почему появилось две Кореи — Северная и Южная. Надеемся, программу российских фильмов нашего фестиваля в дальнейшем мы сможем показать в Северной Корее, и нам удастся познакомить корейских зрителей с нашей документалистикой.
— Недавно у вас прошла встреча со студентами-режиссерами в Московском институте культуры. Вы показали документальный фильм о Донбассе «Мы остаемся». То есть о том, что они и так видят по телевизору почти каждый день…
— Конечно, у нас сейчас появилось достаточно много контента в связи с СВО, включаешь телевизор и видишь кадры, снятые на передовой. Но это не кино. Мы все-таки говорим о кинофильмах. Документальных и игровых, в которых идет более глубокое осмысление событий. Где авторы пытаются донести свою мысль, связанную с этими событиями, и дать понимание того, что происходит. Так, например, не смонтированная кинохроника Великой Отечественной войны сильно отличается от документального фильма «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», получившего Оскара. Еще в пример можно привести фильм Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм», который имеет отношение к этой теме.
На сегодня у нас сложилось два разных жанра — телевизионное и документальное кино. Структура телевизионного фильма достаточно четко складывается, и порой ленты похожи между собой. У телевизионного кино есть жанр, он должен сразу удержать зрителя, чтобы его досмотрели до конца. Берется какое-то яркое событие, выносится в начало фильма для того, чтобы зацепить зрителя. В таких фильмах много закадрового текста, который читают профессиональные актеры, много синхронов, которые вставляются, и долгое присутствие на экране «говорящих голов». Форма телевизионного кино уже сложилась.
Для документального кино свойственно неспешное осмысление того, что происходит на экране, и более глубокое погружение. Поэтому, когда ребята говорят: «Мы видим это каждый день» — это, скорее всего, телевизионный формат. Документальное кино надо смотреть, отключив телефон, и постараться осмыслить его от начала до конца. Невозможно Тарковского смотреть на быстрой перемотке и сказать: «Я посмотрел всего Тарковского».
…Конечно, не все задуманное удается снять, кое-что корректируется на монтаже, но бывает, что жизнь разворачивает нас в совершенно другом направлении. В Донецке мы случайно забрели пообедать в кафе «Солнышко», увидели необыкновенных людей, которые устраивают благотворительные детские праздники у себя. Была с собой камера, мы это сняли. И получились уникальные кадры. Такое не придумаешь.
— А нет у вас желания создать свой телеканал документального кино?
— Есть перспективы, которые мы будем обсуждать в деловой программе нашего фестиваля. Но мы пока в процессе налаживания сотрудничества с уже существующими каналами, которые в принципе демонстрируют документальное кино. В этом году партнером нашего фестиваля стал канал Совета Федерации РФ «Вместе РФ». Редакторы отобрали для себя несколько наших фильмов. Но может и зайдет когда-то разговор о создании собственного канала, но на это потребуется много сил и ресурсов.
В данный момент у нашего фестиваля есть два канала — ВКонтакте и на RUTUBE, можно посмотреть фильмы и прошлого фестиваля, и нынешнего.
Конечно, это не коммерческое кино, на нем не заработаешь, поэтому хотелось бы, чтобы государство его поддерживало. Доступ к таким фильмам должен быть. И наш фестиваль как раз предоставляет такую возможность.
Беседу вела Анжела Якубовская