Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
«Когда же будешь ты народ?..»

«Когда же будешь ты народ?..»

На церемонии закрытия годовой программы X Славянского форума искусств «Золотой Витязь»
Нина Катаева
12.12.2019
«Когда же будешь ты народ?..»

Президент Форума народный артист России Николай Бурляев в зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя напомнил, что идею он подсмотрел в Эдинбурге. Ему понравился праздник искусств, который длился целый месяц, и зрители с упоением слушали лучшие оркестры, смотрели спектакли, ходили на выставки.

Особенность энтузиастов-подвижников заключается в том, что они живут по принципу: «Глаза боятся, а руки делают». Бурляев относится к этой же когорте. Получив благословение Патриарха, в 2010 году он решительно присоединил к уже существующим театральному и кинофоруму – музыкальный, литературный, изо, – и вот уже десять лет, с разной мерой размаха – из-за недостаточного финансирования – проводит их. Форум объединяет славянские народы, но открыт для всех деятелей культуры, которым близок девиз: «За нравственные идеалы. За возвышение души человека». Славянство и православие – одна из основных тем фестиваля.

Вот и в этом году тематические форумы открывались едва ли не каждый месяц.

В мае – XXVIII Севастопольский кинофорум. Бурляев в шутку называет его «космополитическим», потому что в программе встречаются фильмы из Америки и Израиля, Китая, Японии и Ирана, причем фильмы иранцев, заметил он, по сути, порой бывают «самыми христианскими».

В марте во Владимире, в июне в Суздале, в сентябре в Севастополе открыли выставки. В Севастополе же – без финансирования – провели музыкальный форум: воспитанники музыкальных школ сыграли с Севастопольским симфоническим оркестром. В октябре в Пятигорске подводили итоги литераторы, а, чтобы провести в октябре–ноябре XVII Театральный форум, пришлось изощряться: такие мизерные деньги выделил Минкульт. Не все театральные коллективы смогли приехать в Москву, оценивать иные спектакли-номинанты к их создателям ездили члены жюри.

Что скрывать, у Бурляева немало недругов, не принимающих Славянский форум – мол, что за отдельная каста?! Для оппонентов у него заготовлен ответ – всякий раз с радостью читает стихотворение Тютчева «Славянам» (1867). «Привет вам задушевный, братья,\Со всех Славянщины концов…» И всякий раз с надеждой задает этот тютчевский вопрос: «Опально-мировое племя,\Когда же будешь ты народ?\Когда же упразднится время\Твоей и розни и невзгод,\И грянет клич к объединенью,\И рухнет то, что делит нас?..». Вопрос этот все более актуально звучит более полутораста лет, но «верховного промыслителя», способного объединить славян, по-прежнему нет как нет.

Глаголом жечь сердца людей

На торжественной церемонии закрытия «Золотой Витязь» раздает свои самые ценные призы и награды.

Золотую медаль им. Н. Мордвинова «За выдающийся вклад в театральное искусство» вручили Герою Труда Российской Федерации, народному артисту СССР Василию Лановому. В год своего 85-летия Василий Семенович стал обладателем многих наград, в том числе Звезды Театрала.

Медаль им. Мордвинова также вручается за заслуги на театральной сцене. Зал встречает Ланового, какая бы премия ему ни вручалась, овацией и непременно стоя. А Василий Семенович – в знак признательности – читает любимого Пушкина, и очень часто, как и сегодня, – «Пророка». Мне кажется, в этом стихотворении есть строка – настоящее руководство к действию, во всей полноте воплощенная артистом Лановым, – «Глаголом жечь сердца людей». Василий Семенович вспоминает «лучший период» своей жизни, когда мальчишкой под руководством знаменитого Сергея Львовича Штейна занимался художественной самодеятельностью при автозаводе им. Сталина, впоследствии им. Лихачева, и уже в 13 лет читал на концерте отрывок из «Войны и мира» – выезд Наташи Ростовой на первый бал… Зрители церемонии закрытия, конечно, услышали этот чудесный текст в исполнении Ланового, снимавшегося в толстовской эпопее у Бондарчука в роли Анатоля Курагина.

Золотую медаль им.А. Иванова «За выдающийся вклад в изобразительное искусство» получил скульптор, народный художник России Михаил Переяславец. Вручил лауреату медаль однокашник по Суриковскому институту, почетный председатель Славянского форума искусств «Золотой Витязь», народный художник СССР Александр Шилов. Он сообщил, что у Михаила Переяславца двойной праздник: Студия военных художников им. Грекова, где служил еще папа Михаила, народный художник России, известный живописец Владимир Иванович Переяславец, именно в этот день отмечает 85-летие. «Еще Леонардо да Винчи говорил о том, что без науки искусства не существует, – сказал А. Шилов, – поставить запятую на холсте и назвать это новым словом в искусстве – ни ума, ни таланта не нужно.

А Михаил – настоящий подвижник, работает в классической манере, для этого нужно много знать и уметь, а, главное, любить свою Родину и тех, кого пишешь и лепишь. Переяславец сделал громадное количество выдающихся военачальников, адмиралов, в том числе маршала Жукова, благодаря ему на Белорусском вокзале появилась великолепная мемориальная доска в память о наших солдатах, которые уходили отсюда на фронт.

И я рад вручить Михаилу медаль имени Александра Иванова, одного из самых гениальных художников мира».

Золотой медалью Г. Свиридова «За выдающийся вклад в музыкальное искусство» наградили народную певицу России Татьяну Петрову. Певица сообщила, что отмечает торжество «Золотого Витязя» в 29-й раз, и ей памятно участие в инициативной группе 80-х, в которую входили Николай Бурляев, Георгий Свиридов, Вячеслав Клыков, Владимир Солоухин, Михаил Ножкин, ратовавшей за восстановление храма Христа Спасителя. И вот она – в зале этого храма, в который приходят сотни людей, чтобы помолиться.

«Главный признак русской души – стремление к духовности, – сказала Татьяна Юрьевна, – и если вспомните героев Бурляева, в них во всех есть стремление к идеалу. А когда человек в человеке видит спасение, радость, христолюбивость, это и есть обретение идеала. Я верю, что недалек тот час, когда идеалы “Золотого Витязя” станут государственными».

Татьяна Петрова спела песню «Выхожу один я на дорогу», тот самый «народный» вариант, который с удовольствием исполнял сам автор. Когда-то на это исполнение певицу подвиг сам Георгий Свиридов.

Взгляд с межи Балкан

Награду за лучший фильм XXVIII Севастопольского кинофорума вручили российско-сербской драме Андрея Волгина «Балканский рубеж». Бурляев рассказал, что фестиваль-странник «Золотой Витязь», объехавший много городов и стран, как только Крым стал российским, бросил свой якорь в Севастополе, где, по их предложению, должны построить кинодворец «похлеще, чем в Каннах», куда «потекут зрители со всей планеты, ищущие выхода из сложного планетарного состояния». Несбыточная мечта? Возможно, но в случае с Бурляевым раньше времени лучше не давать оценок, в чем он не раз убеждал тех, про кого говорят «Фома неверующий».

«”Балканский рубеж” – дорогой для меня фильм, поскольку события, показанные в нем, мне очень близки, – сказал Николай Петрович. – Это блокадная Сербия, это натовские бомбардировки Югославии, а я был там, когда 19 стран мира бомбардировали маленькую Сербию... В фильме потрясающий актерский ансамбль, в главной роли Антон Пампушный – красивый русский герой, далекий от тех секс-символов, которых безбожно раздувают на наших экранах».

Принимая награду, актер поблагодарил форум, разделивший с создателями картины «этот сказ о сильных духом людях» и давший возможность «утвердиться этой силе духа в сегодняшнем времени».

К Анне Карениной на электричке

В XVII Театральном форуме приняли участие 20 театров со всей России от Москвы до Владивостока – из Иркутска, Кудымкара, Челябинска, Петрозаводска, Нижнего Новгорода, а также из Витебска (Беларусь), Белграда (Сербия) и Тбилиси (Грузия). Зрители увидели спектакли по произведениям русских классиков, а также современных авторов, среди которых Грин, Володин, Дударев, Гуркин. Без наград с «Золотого Витязя» не уезжает никто, потому что не бывает спектаклей, которые не взволновали бы зрительный зал, а, по утверждению директора Театрального форума Наталии Полукаровой, провинция сегодня «дает фору» театральной столице. И действительно, Гран-при форума – за спектакль большой формы «Анна Каренина» в постановке Владимира Кузнецова – вручили Владимирскому драматическому театру. Золотых дипломов форума были удостоены: Фаустас Латенас за музыку, Дмитрий Дробышев за сценографию и Сергей Скорнецкий за постановку света к этому спектаклю.

«Золотым Витязем» за спектакль Анны Неровной «Мне снился сон» по мотивам произведений Чехова награждён Московский театр «Бенефис» (малая форма). Статуэтки «Серебряного Витязя» (большая форма) получили Московский театр «Мастерская Петра Фоменко» за «Чайку» Кирилла Пирогова и Театр им. Вахтангова за «Горячее сердце» по Островскому в постановке Александра Коручекова. А были еще лауреаты «Бронзовых Витязей» и многочисленные дипломанты. Золотыми дипломами в большой форме и дипломами в малой награждены, соответственно, восемь и пять провинциальных театров. На фестивале работало два международных жюри, проводились мастер-классы. Состоялся круглый стол, на котором обсуждалось состояние русского реалистического театра, документ по итогам этого обсуждения направлен в администрацию президента.

«Наш театральный форум – в пику наступлению инноваторов, желающих разрушить то, что создавали великие деятели театра, – показывает, насколько прекрасным и гармоничным может быть русский реалистический, психологический театр», – заметил Бурляев.

Ликующие владимирцы вышли за получением статуэтки «Золотого Витязя» целой группой, от актеров – Ариадна Брунер (Анна Каренина) и Владимир Лаптев (князь Щербацкий). Директор театра Борис Гунин назвал получение Гран-при «полетом в космос». А зрителям всей России хочется пожелать добавить к своим туристическим маршрутам поездку во Владимир, и непременно во время театрального сезона. Ракета не понадобится, из Москвы можно на электричке.

Колокол Николая Бурляева

Во время всех выступлений звучала благодарность президенту Славянского форума искусств Николаю Бурляеву. Народная артистка России Ирина Купченко назвала форум славянских народов «глотком духовного воздуха», и сказала, что колокол, который отлил Бориска – герой Бурляева в «Андрее Рублеве» – продолжает звучать в реальности. Поэтому зал громкими аплодисментами принял сообщение о награждении Николая Петровича вновь учрежденной Патриархом премией «За вклад в развитие православного дела, сохранение духовных ценностей и просвещение общества». «Хочу низко поклониться Николаю Бурляеву, подвижнику и патриоту, ценителю настоящего искусства, за деятельность по воспитанию души человека, – подытожил А. Шилов. – Искусство для того и создано, чтобы воспитывать человека, окружать его красотой, создавать шедевры, глядя на которые он мог бы очищаться и облагораживаться. Иначе зачем оно? Закон прост: каково искусство, такова душа человека и его внутренний мир, соответственно, таков и народ. При помощи проповедей анти-искусства уже погублена Европа. И Бурляев, как настоящий гигант, взял на себя труд по восстановлению всего святого, что должно быть в человеке».

***

Блиц-интервью с актрисой Ариадной Брунер.

– Что для вас было главным в Анне Карениной, взгляд через призму современности не мешал восприятию героини?

– Весь наш спектакль идет через призму Толстого, видели бы вы мой экземпляр книги, она вся в закладках, настолько мы углубились в роман. Если дружить с автором, прочувствовать и понять то, о чем он пишет, увидите, все получится. Инсценировка написана режиссером так, что каждый образ романа очень хорошо раскрывается, в центре внимания – семьи Карениных, Левиных и Облонских, которые находятся в поиске счастья, именно так обозначен жанр нашего спектакля.

Когда меня назначили на роль Анны, я не поверила, все-таки Анна – женщина с жизненным опытом, у нее есть сын, где мне найти этот багаж, думала, Кити – это как-то по мне. Но, повторюсь, если с автором ты на дружеской ноге, то все раскрывается, и я благодарна постановочной группе, особенно режиссеру Владимиру Кузнецову, который подробно и скрупулезно работал с каждым, несмотря на то, что спектакль по мотивам. Конечно, Толстого там больше, чем чего-то другого, и у нас нет осуждения Анны, ее же многие осуждают – бросила, мужа, семью… У нас есть две линии: Левин и Кити, со светлым началом их любви, восходящим к возвышенному чувству гармонии и семьи, и, любовь Анны Карениной – как разрушительная сила. К сожалению.

– Открылось ли что-то новое в образе Анны, по сравнению с теми временами, когда вы читали роман школьницей и студенткой, ведь все русские девочки «ударены» Анной Карениной?

– Представьте, когда я поступала в институт (Ариадна окончила Ярославский театральный институт, во Владимирском театре работает с 2017 года – Н.К.), читала финальный монолог Анны, пути Господни неисповедимы, и случайность, говорят, язык Бога. Не понимаю, как это все умещалось у меня в голове, но, будучи школьницей и студенткой, я не видела, как Толстой чувствует женскую душу, как он ее ощущает. Не задумывалась, откуда он все это знает, как может разглядеть в нежной, маленькой Кити такие тонкости, как видит в Долли, у которой такое количество детей, всю ее глубину и тревогу и, естественно, как способен пережить все бури в душе Анны Карениной?

Левин и Анна – это, конечно же, сам Толстой, так что смело могу назвать эту мысль своим открытием. Должна сказать, что отношение к Анне у меня менялось. Когда начала перечитывать роман, еще не зная, кого мне дадут, подчеркивала развитие трех женских линий – Кити, Анны Карениной, Долли, и сначала очень осуждала Анну. Писала: «Как она могла так поступить, как могла все разрушить?!». Смотрела на нее с житейской точки зрения и не могла понять, почему она так поступила. Но когда роман был полноценно прочитан и осмыслен… скажу вам, что любовь – это страшная сила, любовь – это любовь.

– В чем современность образов романа?

– В нашем мире и в обществе, к сожалению, так мало духовности, искренности и неподдельных чувств, что любовь обесценена. И, как оказалось, счастливая любовно-семейная линия Кити и Левина в нашем спектакле оказалась важна для зрителей, во всяком случае, для молодых, школьники были в бесконечном восторге. А что касается Анны, для многих женщин сегодня изменить – простое дело… Но вряд ли их можно назвать «Аннами». «А есть ли в нашем обществе Анны Каренины?» – как-то спросили меня. И я ответила, что есть, возможно, в других проявлениях. Духовность, она априори присутствует в человеке, все это первородно, считаю, в этом и заключается современность.




Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..