Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
27 апреля 2024
Когда в соавторах Достоевский…

Когда в соавторах Достоевский…

Главный приз 45-го ММКФ получил фильм Франсиско Папарельи «Три брата»
Нина Катаева
03.05.2023
Когда в соавторах Достоевский…

В столице в подчёркнуто деловом ритме прошёл 45 Московский Международный кинофестиваль, на котором было показано более 200 картин из 64 стран мира. Несмотря на все запреты и ограничения, география расширяется – среди лидеров страны Латинской Америки и Китая, также зрители посмотрели фильмы из Франции, Испании, США, Индии, Ирана, Монголии, познакомились с кино Азии и Африки.

Вниманию зрителей было представлено более 15 различных программ, включая четыре конкурсные, а также несколько ретроспективных подборок. Среди внеконкурсных пользовались спросом – «Блокбастеры народов мира», «Вокруг света за 8 дней», «Дикие ночи», «Мастера», «Мультвселенная», «Свободная мысль», «Трудный возраст», «Шот-сет», среди ретроспектив – «Ночь над Чили», «Русский Голливуд на Сене», «Три мушкетера».

Вопреки всем запретам и санкциям, несмотря на все ограничения, на юбилейном фестивале было что посмотреть. Зрители с удовольствием открывали для себя латиноамериканский кинематограф, отмечая множество «достойных, глубоких, интересных картин», по признанию члена жюри основного конкурса Алексея Гуськова. Бал на сей раз правила молодёжь, основной тенденцией юбилейного ММКФ председатель отборочной комиссии Иван Кудрявцев назвал «внимание российского и мирового кино к проблемам молодежи». На фестивале впервые была сформирована программа о молодых «Трудный возраст», в которую вошли картины из разных стран, но и в остальных программах руководствовались этим принципом отбора. Нельзя не отметить яркий взлёт нового конкурса «Русские премьеры», в котором фильмы были один лучше другого и поражали свежестью взгляда и молодой дерзостью. Одной из новинок на фестивале была студенческая аккредитация, приравненная к статусу гостя.

Жюри основного конкурса фестиваля в этом году возглавил Рахуль Равель - один из ведущих кинематографистов Индии. Вместе с ним оценивали конкурсные работы режиссёр и сценарист из Колумбии Сиро Герра, актрисы Светлана Иванова (Россия) и Самал Еслямова (Казахстан) и российский актёр и продюсер Алексей Гуськов.

Фильмом открытия стала картина «Снегирь» Бориса Хлебникова – по мотивам романа Георгия Владимова «Три минуты молчания». Действие развивается на рыболовном судне «Снегирь» – плавучем доме для банды морских бродяг. Море изменчиво, и шторм – не главное испытание, которое ждет команду корабля, в которой двое новичков. Закрыли фестиваль спортивной драмой «42 секунды» Алекса Морелло и Дани де ла Ордена (Испания, Франция), посвящённой Олимпийским летним играм в Барселоне в 1992 году.

… Сдержанно, по-деловому провёл церемонию закрытия кинорежиссёр и продюсер Пётр Буслов. Вручение наград лучшим фильмам четырёх конкурсов 45 ММКФ – основного, «Русских премьер», документального и короткометражного кино начали с короткого метра. Ведущий представляет жюри – судило участников жюри под председательством режиссёра и продюсера из Италии Джорджо Куньо, помогали ему актриса и продюсер Алёна Бабенко (Россия) и режиссёр и продюсер Джуборадж Шамим (Бангладеш), фильм которого «Инстинкт» был удостоен Спецприза жюри на 44 ММКФ.

«Нам непросто было выбрать победителя среди потрясающих фильмов со всего света, – сказал Куньо, – и мы посчитали, что приза достоин Лу Хэлай из Китая, снявший картину "Всё", в которой есть и оригинальная история, и мощная энергия, и романтический визуальный подход к важной для каждого теме». Фильм рассказывает о молодом человеке, потерявшем любимую, и задавшимся вопросом, как же жить дальше. Ему предстоит пройти сложный путь, связанный с переходом на новую ступень существования – без неё, зритель становится свидетелем его пароксизмов. И, возможно, переживает моменты, которые пришлось прочувствовать в реальной жизни, осознавая бренность всего сущего, когда казавшееся ещё вчера айсбергом, оказывалось ничего не значащим явлением. И наоборот. В этом диалоге с самим собой важно не останавливаться, только в этом случае не окажешься навсегда в «холодном колодце одиночества».

Лу Хэлай, извинившись, говорил по-китайски: назвал Москву «кинематографической столицей», поблагодарил зрителей за теплоту и пожелал, чтобы нашу жизнь всегда озарял свет кинематографа. Никита Михалков в финале церемонии не удержался от шутки, что молодому режиссёру, скорее всего, не придется извиняться, когда будет получать приз в Каннах или Берлине, все поймут…

С документальным конкурсом случилась почти сенсация: второй год подряд главный приз уходит к российским кинематографистам, чего никогда не бывало ранее. Жюри в составе российского режиссёра Юлии Серьгиной, режиссёра и продюсера из Республики Корея Кима Джигона под председательством режиссёра и продюсера Хао Юнь (Китай) вручило Серебряного святого Георгия Юлии Бобковой за фильм «История российских тюрем. Владимирский централ».

Хао Юнь назвала деятельность документалистов необычайно «ценной», потому что их фильмы, вне продолжительности съёмочного цикла, бюджета, зрелости киноязыка и верности материалу, отражают наблюдение творцов за обществом.

Фильм Юлии Бобковой, как пишут критики, балансируя между теледокументалистикой и художественным произведением, не вызывает никаких эмоций, кроме чувства подавленности от понимания того, что в обществе немало людей, которые рано или поздно переступают черту.

«Благодарю людей, которые помогали создавать этот проект, – за их смелость и стойкость, это продюсеры Ангелина Голикова, Игорь Мишин и Сергей Мирошниченко».

«Кино не случилось бы, – добавила Ангелина, – если бы нас не поддержало Министерство культуры, где с самого начала поверили в проект, и дали на него деньги, несмотря на смелую тему. Мы благодарны платформе KION, приютившей нас, и Федеральной службе исполнения наказаний: мы ничего бы не сняли, если бы нас не впустили в этот замкнутый мир». По мнению Хао Юнь, фильм заставляет задуматься о «холоде и тепле, одиночестве и мечтах, обвинительных приговорах и освобождении, об искусстве и душе и, выходя за пределы границ между странами, призывает к любви».

В конкурсе «Русских премьер» Серебряного святого Георгия вручили фильму «Край надломленной луны» Светланы Самошиной. Жюри в составе актрисы Анны Снаткиной и сценариста и продюсера Андрея Золотарёва под председательством Алексея Учителя за дни фестиваля сработалось в такую дружную команду, что объявлять приз вышло в полном составе.

От имени коллег Учитель поблагодарил организаторов фестиваля и отборщиков программы «Русские премьеры», которая отличалась разнообразием картин – по стилю, подходу, по актёрским работам, а также участием дебютантов. «Выбирая лауреата, мы оказались в тупике, – сказал Учитель, – приз был один, а отметить хотелось несколько картин, и мы рискнули обратиться к организаторам – мол, дайте ещё, но нас резко поставили на место, нет и – всё, есть регламент». Но выход всё же нашли: специальным упоминанием жюри отметило «Тайное влечение» Стаси Венковой – «За искренний и дерзкий дебют» и «Единицу Монтевидео» Татьяны Лютаевой – «За яркий режиссёрский дебют и уникальный актёрский ансамбль».

Главный приз фильму «Край надломленной луны» дебютантки Светланы Самошиной вручили единогласно. Проблема матерей-одиночек актуальна в России: по сюжету мать обманом пытается уберечь дочерей от психологических травм, связанных с их отцом, но это лишь усугубляет ситуацию. Отмечают, что в фильме представлен классический вариант подобной истории, поэтому на фестивале он пользовался большим спросом. Тем более что героини – мать, старшая и младшая дочери – представляют интересы трёх разных поколений.

Когда начинают вручать призы основного конкурса, зал заметно волнуется, у каждого свои фавориты. Приз за лучшее исполнение женской роли присуждают Кахо Сэто («Хрупкие цветы в потоке дней», Япония), поклонники романтичного кино о любви радостно аплодируют. Приз из рук Самал Еслямовой принимает режиссёр Ютака Цунэмати: «Большая радость получить награду на кинофестивале с такой огромной историей, благодарю членов жюри, зрителей и всех, кто принимал участие в создании нашего фильма. Благодарю актёров, сыгравших главные роли, – Сато Хироки и, конечно же, лауреата фестиваля Кахо Сэто, прямо сейчас сообщу эту радостную новость в Японию».

Приз за лучшее исполнение мужской роли Светлана Иванова вручает боливийскому актёру Фернандо Арсе («Те, кто внизу», Боливия, Бразилия, Аргентина, Колумбия, Уругвай). Приз принимает режиссёр Алехандро Кирога: «Рад за Фернандо, потому что он не просто лучший актёр Боливии, думаю, один из лучших актёров мира. Приветствуя Фернандо, хочу сказать нашим властям, что мы очень надеемся на поддержку боливийского кинематографа в дальнейшем».

Спецприз жюри «За оригинальность и творческий риск» решено было вручить фильму «ФИ 1.618» Теодора Ушева (Болгария, Канада).

«Приз за лучшую режиссёрскую работу у режиссёров считается главным», – объявил Пётр Буслов, – и пригласил для вручения приза Алексея Гуськова. Приз ушёл к режиссёру фильма «Чёрная луна» Тонатью Гарсия (Мексика). «Наш фильм посвящён тем, кто борется за право доступа к природным ресурсам, – сказал Гарсия, – "Чёрная луна" доказывает, что у кино нет границ, и Мексика, несмотря на то, что расположена далеко от России, преодолевает эти расстояния, неслучайно наша картина получила в Москве приз зрительских симпатий, мы очень тронуты этим. В начале XX века в Мексику приезжал Сергей Эйзенштейн, и, находясь здесь, мы продолжаем традицию, поддерживаем связь между Россией и Мексикой. Безмерно благодарен продюсеру картины Жоэлю Нуньесу, а также художнику-постановщику Хосе Луису Агилару, который поднял уровень картины на невероятную высоту».

Для вручения Золотого святого Георгия за лучший фильм фестиваля приглашают Рахуля Равеля, приехавшего из Болливуда. «В соревнованиях на элементарную физическую выносливость всё просто, – сказал Равель, – победит тот, кто первым пересечёт финишную черту, победитель творческого конкурса определяется субъективным мнением жюри, неважно, что рождается оно в долгих дискуссиях».

Жюри присудило Гран-при фильму «Три брата» Франсиско Папарельи (Чили, Аргентина). «Победитель нашего фестиваля – картина с очень сильной историей, замечательной актёрской игрой, впечатляющим визуальным оформлением и прочими элементами, из которых складывается захватывающий, пронзительного звучания, фильм», – заметил Равель.

 «Невероятный сюрприз, у меня нет слов, – сказал Франсиско Папарелья, – огромная честь участвовать в Московском фестивале… Также я невероятно воодушевлен тем, что побывал в Доме-музее Достоевского, где он жил в детстве, и я, безусловно, вспоминал "Братьев Карамазовых" во время работы над картиной. Роман этот во многом вдохновил меня, и прежде всего тем, как Достоевский передаёт дух человека, писатель многому научил меня. Считаю, кино должно быть окном, как в души людей, так и в те места, которые мы никогда не смогли бы узнать, не будь кино. И моя картина стала таким окном в Патагонию».

 Франсиско Папарелья родился в Буэнос-Айресе, но в пятилетнем возрасте вместе с семьёй переехал в Патагонию, в одно из самых удивительных мест на земле. Расположено оно на территории Аргентины и Чили, описано когда-то Магелланом и до 1881 года не принадлежало никому. Его степные равнины называют пампасами, озёра – родиной фламинго, плотность населения там составляет два человека на квадратный километр, а коренные жители в представлении членов экспедиции Магеллана были гигантами. Ни на йоту не сомневаюсь, что Франсиско Папарелья точно угадал родство этой необычной земли с духовным пространством «Братьев Карамазовых». В его братьях та же внутренняя сила и страсть, может быть, даже более разрушительная, неудивительно, что удержаться в этом мире удаётся лишь одному из них. «Три брата» – вторая часть кинотрилогии «Река», действие которой происходит в Патагонии. Работы режиссера, пишут критики, выполнены в манере «грязного» реализма, слегка «приправленного» вымыслом.

Под занавес церемонии президент фестиваля Никита Михалков поздравил лауреатов 45 ММКФ и поблагодарил жюри за честно выполненную работу, а также всех зрителей и телезрителей, которым был интересен фестиваль. Золотого святого Георгия «За вклад в мировой кинематограф» получил режиссёр, продюсер, гендиректор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров. Приза «Верю» была удостоена н.а. России Ирина Купченко.

«Московский кинофестиваль сыграл в моей жизни важную роль, – сказал лауреат, – он открывал для нас мир великого кино, и мы видели не только великие картины, но и тех, кто их создавал – Феллини, Бергмана, Антониони, Куросаву, Раджа Капура, Франсуа Трюффо. На фестиваль приезжал Маркес... И это было то открытие, которое привела меня в кино, кстати, учась во ВГИКе, именно на Московском фестивале я получил важное напутствие. Мои родители посмотрели фильм Стэнли Крамера, автора "Нюрнбергского процесса" и "Корабля дураков", и после фильма в фойе увидели знаменитого американского режиссёра. Подошли и попросили пожелать что-нибудь сыну, который учится "на режиссёра". Крамер взял бумажку и написал одно слово: patience – "терпение". Когда мне вручили автограф, я был разочарован, потому что в моём представлении понятие это не совмещалось с кино, хотелось праздника. Но сейчас, прожив жизнь в кино, думаю, что это было очень верное слово, потому что терпение, настойчивость, стремление добиться своей цели, стойкость и искренность – это залог того, что тебя поймут зрители. Так что не зря моя мама подошла тогда к Стэнли Крамеру».

Никита Михалков вручил Шахназарову приз, и они вместе объявили 45 ММКФ закрытым. «До следующего – 46-го фестиваля, – уточнил Пётр Буслов, – и напомнил, что в этом году фокус фестивальных фильмов был обращён на молодёжь, «преемственность – важная вещь, а нам есть что передать молодому поколению».


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Elena
03.05.2023 15:25
Приятно читать о такой " изоляции" России.

Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.