Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
3 мая 2025
Клаудио Аббадо и русский колокол

Клаудио Аббадо и русский колокол

К 90-летию выдающегося итальянского дирижера, который любил Россию
Ирина Баранчеева, Рим
26.06.2023
Клаудио Аббадо и русский колокол

Клаудио Аббадо был не только великим музыкантом: он был великим человеком. Добившись международного признания, он не не переставал думать о том, как с помощью искусства изменить мир к лучшему.


Большую часть своей жизни он посвятил тому, чтобы донести музыкальные шедевры до самых разных слоев населения. Аббадо участвовал в создании молодежных оркестров, в том числе в развивающихся странах. Например, он сотрудничал с Оркестром Симона Боливара, входившим в систему венесуэльских оркестров, которые искали талантливых подростков в бедных кварталах, чтобы дать им достойное будущее и оградить от влияния криминала.

Вообще музыкант с готовностью откликался на любые социальные инициативы, и именно в то время, когда он стоял за пультом знаменитого Ла Скала, театр широко распахнул свои двери для рабочих и студентов, организовав серию общедоступных концертов.

Прославленный дирижер родился в музыкальной семье в Милане 26 июня 1933 года. Его отец Микеланджело Аббадо был известным скрипачом и вице-ректором Миланской консерватории, мать Мария Кармела – пианисткой и автором книг для детей.

Родители музыканта дружили с великим дирижером Артуро Тосканини, от которого восемнадцатилетний Аббадо получил первые одобрения и напутствия на пути к искусству. Закончив Миланскую консерваторию по классам фортепиано и дирижирования, он в 1955-58 годах стажировался в Вене, а в 1958 году выиграл премию на конкурсе Кусевицкого в Соединенных Штатах, что позволило ему дирижировать престижным Нью-Йоркским филармоническим оркестром.

В 1959 году он дебютировал в Италии в Театре Верди в Триесте, а год спустя уже встал за дирижерский пульт театра Ла Скала, завоевав в короткий срок авторитет в музыкальных кругах. Герберт фон Караян пригласил его дирижировать Венским филармоническим оркестром во время знаменитого Зальцбургского фестиваля.

В 1971-86 годах Аббадо был художественным руководителем и главным дирижером Ла Скала, и с ним, по всеобщему признанию, связан один из самых счастливых и плодотворных периодов в истории театра, когда был значительно расширен репертуар, поставлены новые или забытые оперы.

Одновременно для Аббадо началось тесное сотрудничество с российскими исполнителями.

Впервые он приехал в Россию во время гастролей Ла Скала в 1974 году. Тремя годами позже, юбилейный сезон 1977/78 гг., когда миланский театр отмечал свое 200-летие, открылся оперой «Дон Карлос» Дж. Верди, в которой главные партии исполнили российские певцы Евгений Нестеренко и Елена Образцова.

Такого не случалось со времен легендарного дебюта в Ла Скала Федора Шаляпина в 1901 году.

Оба певца вспоминали об итальянском дирижере с самыми теплыми чувствами. «Клаудио обязательно обходит перед началом представления комнаты солистов – или просто приветствует их, или о чем-то договаривается… Такой дирижер всегда с тобой – какая радость выступать с таким маэстро!» – читаем в книге Евгения Нестеренко «Размышления о профессии».

Елена Образцова принимала также участие в историческом исполнении «Реквиема» Дж. Верди в миланской церкви Сан Марко, где он впервые прозвучал в 1874 году под управлением самого автора. Свидетельство об этом находим в дневниковых записях певицы: «Аббадо давал вступления, дирижировал, но это было какое-то священнодействие… Он стоял, как распятый на музыке. И мы, глядя на него, пели на пределе человеческих сил...».

Дирижер неоднократно гастролировал в России (в последний раз в 2012 году с Симфоническим оркестром Люцернского фестиваля). Он любил и хорошо знал русскую культуру и всегда старался привнести в свое исполнение нечто новое.

Запоминающимся был его экспериментальный концерт с Оркестром Моцарта, когда он продирижировал музыкой Д.Д. Шостаковича к фильму Г. Козинцева «Король Лир», тогда как на экране одновременно проецировались кадры из фильма. Подобные вечера дирижер хотел посвятить фильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный» С. Эйзенштейна, музыку к которым написал Сергей Прокофьев, но поразившая его тяжелая болезнь поломала многие планы.

Аббадо работал со многими выдающимися российскими исполнителями, инструменталистами и певцами, но об одном событии все же стоит рассказать особо.

В 1983 году на сцене лондонского театра Ковент-Гарден он вместе с Андреем Тарковским осуществил постановку оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов», ставшую исторической.

В одном интервью дирижер вспоминал, как он ребенком был поражен, услышав на старой пластинке одну из сцен этой оперы в исполнении Шаляпина. Однако потребовалось много времени, чтобы Аббадо взялся за исполнение музыкального шедевра Мусоргского. Дирижер шел к этой опере двадцать лет!

Андрей Тарковский, несмотря на то, что музыка занимает ведущее место в его фильмах, все же не считал себя достаточно компетентным для постановки оперы и принялся за эту работу с опаской. Он видел драму Пушкина скорее не как конфликт между народом и властью, а прежде всего как трагедию венценосного отца, который предчувствует, что его собственного сына постигнет участь убиенного царевича Димитрия.

Работа шла непросто, у Тарковского возникли конфликты с художником-декоратором Николаем Двигубским, поскольку они по-разному видели героев Пушкина и многие сцены. Однако это уравновешивалось теплым отношением Клаудио Аббадо к русскому режиссеру, его неизменной верой в него. В результате родилась, пожалуй, самая оригинальная постановка музыкального шедевра Мусоргского в XX веке, которая затем перекочевала на другие оперные сцены, в 1990 году Валерий Гергиев перенес ее на сцену Мариинского театра.

Спектакль Тарковского-Аббадо получился очень «кинематографическим», начиная с того, что певец Робрет Ллойд, исполнявший партию Бориса Годунова, напоминал Николая Черкасова в фильме «Иван Грозный».

Еще один символ России появился в этой постановке благодаря Клаудио Аббадо, который был горячим поклонником творчества Тарковского. Он видел все фильмы режиссера, но особенно ему запомнился «Андрей Рублев», а в нем – новелла «Колокол».

Для него этот огромный колокол, сделанный подростком, стал как бы символом России, и именно он посоветовал Тарковскому включить его в постановку.

В 1994 году, когда русского режиссера уже не было в живых, Аббадо поставил в Зальцбурге «Бориса Годунова» с режиссером Гербертом Вернике, которому предложил в память о Тарковском вновь ввести на оперную сцену его знаменитый колокол.

Клаудио Аббадо умер в Болонье 20 января 2014 года. По его желанию, вместо цветов были сделаны пожертвования в городской Центр гематологии, онкологии и педиатрии. И этим он преподал нам еще один урок жизни…


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
29.04.2025
Алексей Тимофеев
Книга Е.А. Бондаревой о короле Югославии Александре переведена и издана в Сербии
К Дню Победы (1941-1945)
30.04.2025
Андрей Селиверстов
Этот генерал армии предпочитал всегда находиться в тени
Фоторепортаж
29.04.2025
Подготовила Мария Максимова
В Музее Победы проходит выставка «Встреча на Эльбе»




* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.