Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Клара благонравная

Клара благонравная

1 июля – 90 лет со дня рождения народной артистки СССР К. Лучко
Михаил Захарчук
01.07.2015
Клара благонравная

Аккурат на стыке веков и тысячелетий, в «миллениум», народная артистка СССР, лауреат Государственной премии, кавалер двух орденов, обладательница званий «Женщина мира» и «Женщина тысячелетия» Клара Лучко издала книгу «Виновата ли я...?». Работала над ней лет пятнадцать, не меньше. Причём, по словам её мужа, Дмитрия Мамлеева, долгое время вообще не соглашалась засесть за «неподъёмный», по её мнению, труд. Всё твердила: не моё это дело заниматься писательством. А как потом по многу раз переписывала (по её словам – перебеляла) уже готовые к печати страницы – этому я сам уже свидетель.

«Мишенька, посмотрите вот этот кусочек с Пикассо. Нет тут никакого пережима?» – «По-моему всё нормально, Клара Степановна» – «Да вы с Мамлеевым никак сговорились: всё-то вас устраивает. А мне бы от вас критики побольше услышать». Ну и дальше, всё в том же духе: то ей не нравится, другое – «слабое и анемичное». А третье так и вовсе следует выбросить, чтобы перед людьми не позориться.

Столь подробно пишу о повышенной требовательности известной актрисы потому, что мне посчастливилось хорошо знать эту замечательную супружескую чету – мы почти полтора десятка лет дружили семьями. Дмитрий Федорович – тот попросту иной раз досадовал: никак не могу разубедить Клару в её постоянных сомнениях. Жутко придирчива сама к себе. И уже по одному этому факту ясно, насколько Клара Лучко была порядочна и высоконравственна. Уж ей-то, сыгравшей в более чем полусотне картин, прожившей такую долгую и замечательную жизнь в искусстве (первая её кинороль случилась в 1948 году – меня ещё на свете-то не было, последнюю сыграла весной 2005-го!) неужели не нашлось бы, чем поделиться с нами, её благодарными зрителями? Однако, поди ж ты, долго не соглашалась даже на уговоры собственного, весьма авторитетного в писательском деле мужа.

А Клара Степановна писала сама, в отличие от иных своих коллег, прибегавших к литературной записи, писала авторучкой, каллиграфическим почерком. И, как уже говорилось, кромсала то, что выходило из-под её пера, нещадно.

Когда я думаю о Лучко, о разнообразии её творчества, мне всегда приходит на ум аналогия: Лучко в кинематографе – то же самое, что Анна Ахматова в поэзии.

Написав лучшие свои стихотворения, заслуженно ставшие классическими, в молодости, она поздним своим явно не обильным сочинительством, но больше всего высоконравственными поступками ничем не принизила ею же ранее сделанного. Это удел только больших, крепких, основательных личностей.

Клара Лучко никогда не была подвержена самообольщению. В последние годы она мало снималась. Редко встречались для неё серьёзные масштабные роли, за которые не стыдно было бы взяться такому большому мастеру. Отечественный, выродившийся на глазах, кинематограф вообще не жалует тех, кто творил его славу в так называемые застойные годы. Актриса с молодости заботливо и тщательно выстраивала свою жизнь творческую и бытовую, не поддаваясь никаким заманчивым соблазнам, не идя на поводу у своих мелких прихотей. От отца с матерью, сельских тружеников-интеллигентов, видно, к ней перешло то незыблемое убеждение, что благополучие, в том числе и материальное, прочным может быть только тогда, когда оно трудом неустанным добыто. А что легко приходит, то столь же легко и улетучивается – сама Клара Степановна не раз о том мне говорила.

Лучко ни разу (буквально ни разу!) не появилась ни в одной из реклам на телевидении, в СМИ, в прочих видах тотального надувательства. А ведь ей делались столь заманчивые предложения, что просто дух захватывало: десятки тысяч долларов сулили! Только снимайся!

В самом деле, трудно представить Лучко, рекламирующую какой-нибудь «мгновенно омолаживающий кожу крем». Какая из женщин не поддалась бы соблазну испытать такое чудо на себе? Хотя, неоспоримый факт – Клара Степановна и в свой солидный возраст выглядела на удивление молодо.

Когда я задал однажды Лучко подобный провокационный вопрос, она совершенно серьёзно ответила:

– Поверьте, Миша, даже, если бы мне пришлось голодать, не согласилась бы ничего рекламировать, а уж тем более – сомнительную продукцию, услугу, политическую партию. Слишком я дорожу тем высоким доверием у моих зрителей, которое, смею надеяться, завоевала своим многолетним трудом в кино. Хочу остаться в их памяти такой, какой они запомнили меня в моих ролях. Но это вовсе не значит, что я осуждаю тех коллег, которые от бедности и безысходности вынуждены зарабатывать, торгуя собственным творческим имиджем. Никому судьей быть не могу и не хочу. За себя только отвечаю.

В строку, как говорится, вспомнился мне случай, когда президент Ельцин установил вдруг персональные пенсии для избранных известных российских творцов. Клара Степановна тоже была отмечена монаршей милостью. У неё даже появилась возможность встретиться с женой президента Наиной Ельциной. Спасибо, сказала актриса тогдашней первой леди страны за то, что ваш муж решил отметить мои скромные заслуги. Но я искренне согласна отказаться от своей пенсии ради того только, чтобы государство хоть чем-то помогло выдающейся актрисе Марине Ладыниной, живущей крайне стеснённо.

Ладынина обитала в одном доме с Лучко на Котельнической набережной.

Разговор Клары Степановны с супругой президента, к чести последней, имел весьма конструктивное продолжение. Ладыниной тоже выделили президентское вспомоществование, после чего её резко заметили и наши, насквозь тогда «демократические», родства не помнящие СМИ.

О бывшей советской звезде киноэкрана первой величины, соперничавшей в свое время с непревзойденной Любовью Орловой, стали писать газеты и журналы. Сванидзе успел сделать о Ладыниной телепередачу – лучшее из того, что лихорадочно написали и сказали о действительно великой актрисе виртуозы пера и микрофона. Однако Марина Алексеевна, и в гроб сходя, так и не узнала, что последние дни её земной юдоли привела к праведному знаменателю именно Клара Степановна. Они ведь даже не дружили. А как она разбивалась в лепешку, но собрала для своего друга и партнера Михая Волонтитра несколько сот тысяч долларов (!) на операцию!

Но хвастаться своими добрыми делами тоже было не в её цельной и взыскательной натуре. Клара Степановна слыла женщиной весьма строгих нравов и по большому счёту даже консервативной. В той же книге о себе Лучко не допустила ни одной скабрезности в чей-либо адрес, ни одного даже намека на сведение счетов с кем бы то ни было, хотя, понятно, недругов на её долгом, весьма преуспевающем творческом пути встречалось предостаточно. И вообще, её книга напрочь лишена той разухабистости и нигилизма, давно уже ставшего приметой большинства нынешних воспоминаний. Лучко осталась простой и целомудренной и своей исповедальности с исконно народной скромностью, которая отличает по-настоящему мудрых людей. Актриса в книге такова, какой была в жизни – подлинной, без прикрас. Ей – доброй, всегда приветливой и ласковой женщине – тоже хотелось хоть немного, хоть чуть-чуть, но поплакаться в жилетку. Глядя в её красивые, лучистые и чуточку озорные глаза, я понимал, почему именно эту актрису избрал на главную роль Клавдии Пухляковой режиссёр многосерийных фильмов «Цыган» и «Возвращение Будулая» Александр Бланк. Вряд ли кто другой из отечественных актрис справился бы с этим персонажем так блестяще, как то сделала Клара Лучко.

Разумеется образ Пухляковой в высшей степени собирателен. Но в то же время и предельно достоверен. Есть в нём и долготрудное терпение, и чисто природная стыдливость, и народное умение самоотверженно трудиться. Однако главное в созданном Кларой Лучко образе – высота любви, облагораживающая душу, делающая её тонкой, ранимой и одновременно мужественной.

Сыграть такую масштабную роль удаётся далеко не каждой актрисе. Но то, что Лучко всей своей прожитой жизнью оказалась готовой именно к такой творческой самоотверженности, исключительно её заслуга.

Чтобы в ней многие женщины узнавали и свою судьбу. Пусть не совсем схожую, но во многом очень близкую. Как раз это умение и определило в конечном итоге успех Клары Лучко.

…Мы много и часто приватно общались с Кларой Степановной. Вот лишь некоторые фрагменты из наших продолжительных бесед:

– К великому сожалению, Миша, но я чувствую, как в сегодняшней жизни явственно проступает духовный кризис. Ломаются стереотипы прошлого, меняется отношение людей к жизни. Отчасти это и хорошо: так жить, как мы жили прежде, нельзя, тут я согласна со Станиславом Говорухиным. Но происходит, на мой взгляд, и весьма негативный процесс, которого многие стараются не замечать: разрушается достоинство человека. Сейчас стало модным сталкивать людей лбами и выискивать виновных на стороне. Все говорят о плюрализме, а по сути, идёт массированное давление (именно давление, а не влияние) на умы со стороны некоторых средств массовой информации. Старательно смакуются изнанки жизни, тотально утверждается негативное, а добрые человеческие дела и поступки не в чести. Почитаешь некоторые издания, и такое впечатление, что все мы летим в тартары, ничего светлого, святого у нас с вами нет, не было и не предвидится. По-моему, это очень дурной тон – ниспровергать все подряд. А ведь мой друг Расул Гамзатов не зря взял эпиграфом в одной из лучших своих книг «Мой Дагестан» слова Абуталиба: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, оно выстрелит в тебя из пушки». Нельзя нам забывать эту мудрость.

– С Пикассо я встречалась на Каннском фестивале. К тому времени я снялась в трех или четырех фильмах. Пабло пригласил в гости и подарил мне блюдо, которое до сих пор висит дома на стене. Меня спрашивают, сколько оно стоит? Да ни за какие деньги не отдам такой подарок гения!

– Мы с Аллой Ларионовой на встречах со зрителями обычно представляли отрывок из фильма «Двенадцатая ночь». А Николай Рыбников, муж Аллы, помогал нам тем, что пел песню из фильма «Высота». Играли мы эту сцену раз сто, наверное, а может, и больше, но однажды всё же умудрились забыть слова. Коля набросился на нас: как так, мол, слова забыть. Растяпы! После этого отправился петь свою песню, как всегда без фонограммы. Мы слышим: «Не кочегары мы, не плотники». А потом вдруг: «Ля-ля-ля». Так пролялякал всю песню. Нам объяснил сконфуженно: «Представляете, стою на сцене и думаю: «Вот, мол, идиотки, дуры, текст забыли». И понимаю, что забыл сам».

– На самом деле роль Ули Громовой в фильме «Молодая гвардия» должна была играть я. Это была моя дипломная работа. Но, как говорится, интриги помешали. Тогда, в молодости я очень переживала, а теперь на всё смотрю совершенно иначе. Кстати, со студенческой скамьи у меня число «13» счастливое.

– С «Кубанских казаков» началась моя большая жизнь в кино. И этот фильм сопровождает меня всю жизнь, пройдя через смену эпох, через череду настроений разных вождей. Он стал не только частью моей личной биографии, но и маленькой частицей биографии моей страны. Я говорю об этом совершенно искренне, не боясь быть обвинённой в выспренности. Для таких «народных картин», как «Кубанские казаки» в нашем кино пальцев двух рук много.

– В советские времена я много лет получала письма с адресом: «Москва, Кларе Лучко». Десятками, сотнями получала. От этого могла ведь и крыша поехать, но Бог меня уберёг. Может быть, ещё и потому, что в моей трудовой книжке одна-единственная запись: Студия «Мосфильм». Театр киноактера. Актриса». Всё.

– Я скажу вам о том, о чём почему-то всегда забывают писать ваши коллеги журналисты. Так вот, своим успехом фильм «Цыган» во многом обязан не только режиссёру, нам, актёрам, но и очень талантливому композитору Зубкову. Финальная мелодия фильма удивительная, бесподобная. Такая музыка, что о ней словами не скажешь. Как несправедливо, что Валерий столь рано ушёл из жизни!

– Когда я общаюсь с животными, будь то на съемочной площадке или в собственном доме, мне всегда хочется знать, насколько наши представления о братьях наших меньших соответствуют истине. И мне кажется, что они гораздо умнее, гораздо тоньше организованы, чем мы о них думаем. Во всяком случае, наш коккер-спаниель Бони (к сожалению, его у нас украли) был чрезвычайно умной собакой. Мы с мужем очень переживали, когда его не стало.

– Сохранить внутри себя добро, надежду, покой, гармонию очень трудно. Но мы должны двигаться в этом направлении, иначе уходит доброжелательность, духовность, человечность, а это уже страшно.

Теперь о муже Клары Степановны – Д. Мамлееве. Он был старейшим в стране публицистом. В «Известиях» проработал с 1955 по 1977 годы: собственным корреспондентом по Ленинграду, первым заместителем ответственного секретаря и секретарём газеты Верховного Совета СССР. Дмитрий Фёдорович – единственный в нашей стране, а может и в мире, журналист, освещавший 6 (шесть!) Олимпиад. Самое высшее его достижение в карьерном росте – первый заместитель председателя Госкомпечати СССР. (Примечательно, что из этого кресла он вновь вернулся в родные «Известия»!) И на каждом из своих постов Дмитрий Федорович проявлял лучшие человеческие качества. Мне не встречались коллеги, которым бы пришлось сталкиваться с Мамлеевым накоротке или длительно, и которые бы отзывались о нём отрицательно. Просто поразительно, как этот журналист до мозга костей, всю сознательную жизнь просидевший в больших руководящих креслах, так ни разу и «не опьянел от власти», как говорится, не скурвился, не забронзовел. Под стать Лучко, точно. Мамлеев обладал удивительной способностью равно заинтересованно, душевно и сердечно общаться со всеми, невзирая на свой статус.

Никогда и ни перед кем Дмитрий Федорович не кривил душой, не лицемерил, не кичился и не гоношился. Мамлеев и Лучко поэтому были удивительно редкой и гармоничной супружеской парой. Клара Степановна и умерла на руках мужа.

Её дочь Оксана Сергеевна как-то сказала мне: «Для того, чтобы так умереть: просто заснуть с усмешкой, надо было так праведно жить, как моя мамочка».

А Дмитрий Фёдорович через несколько дней после похорон жены вышел на службу. Помнится, я попенял ему за излишнее рабочее рвение. Дескать, никто же вас не гонит. «Да я, Миша, от безделья, – ответил, – быстрее околею, чем от болезней». Искренен, правдив. Крепкой закваски был человек.

…С некоторых пор, когда умер мой отец, а Дмитрий Фёдорович перенес инсульт и похоронил свою горячо любимую супругу, Клару Степановну, он мне стал почему-то ещё дороже и роднее. Видно, боли наши перемешались, и на их месте пробилось что-то родственное, взаимно притягивающее. Так мне, во всяком случае, всегда казалось. Потому что, зная Мамлеева более четверти века, лет пятнадцать с ним близко общаясь, я им всегда только восхищался. А в последние годы его жизни, в самом деле, испытывал к ДФ какое-то щемящее, почти сыновнее чувство. И это обстоятельство особенно греет мне душу.

К своему восьмидесятилетию Дмитрий Фёдорович написал книгу «Далёкое-близкое эхо». Давал мне её читать и править (!) ещё в рукописи. Выдержкой оттуда я и закончу: «В марте 2005 года Клары не стало. Она умерла внезапно, вернувшись только что из очередной поездки в Питер: снималась там в многосерийной ленте «Разведённые мосты» с Кириллом Лавровым. Клара похоронена на Новодевичьем кладбище.

Там упокоились наши друзья: Евгений Матвеев и Никита Богословский, Георгий Жжёнов и Николай Крючков, Ян Френкель и Михаил Ульянов, Наталья Бессмертнова. Когда я навещаю Клару, прохожу мимо памятников Юрию Никулину, Борису Брунову, Галине Улановой, Никите Хрущёву; адмиралам и генералам, космонавтам и учёным… Как бы перелистываю историю своей жизни, своей страны».

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..