Кино для всех
Погоду на вторую половину сентября амурчане заказывают заранее, и если синоптики, на всякий случай, и обещают пару хмурых дней, то, как правило, солнце Приамурья прорывается и в них. Вот и в этом году «Амурская осень» сияла погодой, и, если бы не плотный график фестивальных программ, легко можно было превратиться в туристов. Потому что когда приезжаешь в Благовещенск впервые, край земли поражает обилием света и зелени, волнами батюшки Амура, массой исторических событий, про каждое из которых снимай кино, и благожелательностью людей.
В этом году фестиваль начался с представления в разных регионах Амурской области, за неделю до торжественного открытия в Благовещенске группа артистов с концертами и встречами побывала в дворцах культуры и сельских клубах, а накануне дала большой гала-концерт в Хабаровске. Посланцы кинофорума побывали почти в трех десятках муниципальных образований Приамурья и провели 140 мероприятий. Выступая на открытии, президент фестиваля Сергей Новожилов сообщил, что в этом году форум удостоился президентского гранта, и поблагодарил за поддержку министров министерств иностранных дел и культуры – Сергея Лаврова и Владимира Мединского, а также министра РФ по развитию Дальнего Востока Александра Козлова, врио губернатора Амурской области Василия Орлова и других руководителей. Генеральный партнер фестиваля – компания «Сибур».
Фестиваль «Амурская осень» проходит в Благовещенске и Китайской Народной Республике. За все годы его участники побывали в Харбине, Пекине, Шэньяне, а в этом году еще и в Даньяне и Люйшуне (Порт-Артур). «В июне в городе Санья на Хайнане, – рассказал на открытии Сергей Новожилов, – мы сняли с китайскими партнерами фильм «Песня Лингшуи», который, надеюсь, на будущий год представим на фестивале». Президент фестиваля приветствовал директора Музея русского искусства в Харбине Лю Мин Сю, который каждый год привозит большую группу китайских кинематографистов, режиссеров телевидения, освещающих фестиваль на китайской земле, а также художников.
Около 30 лет назад Лю Мин Сю начал развивать российско-китайские культурные связи. За эти годы он открыл пять музеев русского искусства в Китае, в таких городах, как Пекин, Наньцзин, Харбин, Шэньян, Даньян, предполагается, что в течение ближайших двух-трех лет музеи появятся еще в пяти городах.
«И будет в Китае десять музеев русского искусства!..» – восклицает друг фестиваля. «Участвую в фестивале 15-й раз, – говорит Лю Мин Сю, в этом году мы привезли художественную выставку Ван Литина, известного китайского живописца и каллиграфа. Фестиваль собирает много актеров и режиссеров, устраивает большой праздник искусства для амурчан. Считаю, что через культуру можно развивать и экономические, и политические связи народов наших стран».
На выставке Ван Литина зрители убедились, насколько все взаимопроникаемо в нашем мире. На черно-белых графических листах типично китайские мотивы растений, насекомых, птиц. Как истинный китаец Ван Литин понимает пейзаж как символическую картину мира. Но на это понимание, отмечают специалисты, накладываются особенности изображения, пришедшие из европейского искусства. Ломаные ритмы, прерывистые линии, работа тушью на сухой и влажной бумаге придают динамику и экспрессивность работам китайского художника.
Приз за вклад в мировой кинематограф, учрежденный в прошлом году, на церемонии открытия вручили польскому актеру и режиссеру Ежи Штуру. В прошлом году специального «журавля» был удостоен знаменитый кореец Ким Ки Дук.
– Спасибо, с великой радостью принимаю этот приз, рассматривая его как возможность поддержать культурные связи меж Польшей и Россией, – сказал Ежи Штур. – Политика немного отдалила нас друг от друга, но, я уверен, что мы по-прежнему вместе, как сейчас, на этой сцене. Российское кино со мной целую жизнь... А началось все с Эйзенштейна, и, великое счастье, что я смог повторить сцену на одесской лестнице в фильме «Дежавю» (улыбается).
Ежи Штур стал первым гостем в вечернем Шатре, где проходили встречи благовещенцев со знаменитостями.
Традицией фестиваля стало возложение цветов к памятнику знаменитому земляку – кинодраматургу, режиссеру и актеру Валерию Приемыхову, его имя носит Гран-при.
Гвоздики, принесенные его земляками и участниками фестиваля, среди которых был и народный артист России Алексей Булдаков, знавший Валерия Михайловича по работе на съемочной площадке, легли к подножию памятника, а белые голуби взмыли ввысь.
Надо сказать, что с кино у уроженцев Приамурья складывались знатные отношения. В Свободном родился великий комедиограф Леонид Гайдай, и широко говорить об этом стали благодаря фестивалю, а несколько лет назад поставили памятник режиссеру на его родине. В этих же краях родился Виталий Мельников, режиссер фильмов «Начальник Чукотки», «Мама вышла замуж», «Старший сын», «Царская охота», «Бедный, бедный Павел», «Агитбригада «Бей врага!», «Поклонница» и других. Сейчас он живет в Петербурге, и в этом году ему исполнилось 90. На фестивале, в связи с юбилеем Виталия Вячеславовича, показали его ретроспективу, фильмы отца представляла дочь Ольга, руководитель службы информации и зарубежных связей «Ленфильма».
Кино, несмотря на большую театральную и культурную программу, было главным центром притяжения интересов участников. В конкурсе полного метра программным директором Александрой Жуковой были представлены 10 общероссийских премьер и два фильма, участвовавших в программах ММКФ («Спитак» Александра Котта) и «Кинотавра» («Двое» Тимофея Жалнина). Эти фильмы – о землетрясениях – в буквальном смысле «Спитак» и – фигуральном – в человеческих душах людей, бывших парой, получили весомые призы. Котт – за режиссуру (как и на ММКФ), опыт «Брестской крепости» бесценен, Жалнин – приз прессы «за художественное сочетание зрелищности и психологизма». Приз за лучшую женскую роль был присужден актрисе Татьяне Полосиной, убедительно сыгравшей дочку влиятельного папы («Двое»). Тема социального расслоения общества, под пресс которого попадают человеческие души, как выясняется, не способные противостоять этому, была одной из самых актуальных на фестивале. Картину «Двое», безусловно, можно назвать фаворитом фестиваля.
Конкурс судило жюри под председательством народного артиста России Льва Прыгунова, назвавшее лучшим фильмом «Кастинг» Игоря Стама (Гран- при им.В. Приемыхова) – историю о том, как успешно пройти смотрины на пути к успеху.
К самому большому успеху, который называется словом – «топ общества». Роман Фомин, сыгравший счастливца, прошедшего огонь, воду и медные трубы, совершенно логично стал обладателем приза за лучшую мужскую роль. Лучшим оператором назван Андрей Дейнеко, снявший картину Евгения Емелина «Варавва», а лучшими сценаристами – Андрей Шемякин и Анна Яновская, режиссер фильма «Интересная жизнь». Несмотря на затертое название, фильм они сняли веселый, занятный, зовущий на подвиги, и это, на мой взгляд, второй фаворит «Амурской осени». Еще бы, это почти роуд-муви московского актера Алексея Юдникова, отправившегося сниматься в якутском кино, поскольку эта «волна» давно плещется на весь мир, и попавшего в мир дивных приключений.
И третьим фаворитом с уверенностью назовем «Странников терпения» Владимира Аленикова (приз «РГ»), взявшегося исследовать тему «гения и злодейства. Думаю, нет художника, которого не волновала бы эта тема, не зря же коллеги не смогли пройти мимо и вручили приз. Гениального фотохудожника и его модель сыграли Константин Лавроненко, у которого призы за эту роль еще впереди, и 20-летняя полька Майя Сопа, отхватившая приз лучшей актрисе на Монреальском фестивале. Переживаний и эмоций будущим зрителям будет предостаточно, напряженное внимание не покинет их до последней минуты, но ответы на все вопросы вновь придется давать самим. Зрители избрали лучшим фильмом «Чужую жизнь» Виктора Татарского – о запутанных отношениях в треугольнике, а Совет партнеров наградил «Пилигрима» Александра Баршака – сложную драму из жизни разведчиков-нелегалов.
В «Коротком метре» показали 25 фильмов, большая часть из которых премьеры. Призы жюри под предводительством Антона Мегердичева, режиссера суперуспешного «Движения вверх», распределило так: лучший фильм – «Огонь» Марии Шульгиной, лучший режиссер – Доржи Галсанов, («Выдох» (Тесты 8), спецприз жюри – «Году собаки» Василия Ильинского, где режиссер снял своих дедушку с бабушкой. Дипломы за лучшую мужскую роль вручили Юрию Стоянову («Худрук» Ильи Ермолова) и за лучшую женскую – Яне Василевской («Самолеты так низко не летают» Элизабетты Бальби). Приз зрительских симпатий получила Хава Мухиева за фильм «Дерево».
«Короткий метр – это действие», – говорят о своем деле молодые режиссеры, очень часто это действие сопряжено с событиями, происходящими на грани, так что зрители на этих программах никогда не скучают. Десять лучших лент будут показаны на фестивале короткометражного кино в Китае.
«Амурская осень» – единственный в России фестиваль, где проходит конкурс антреприз. Было показано 10 спектаклей, и все основные призы жюри под руководством заслуженного артиста России Максима Аверина – лучший спектакль, лучший режиссер, главная мужская роль Илье Коробко – ожидаемо ушл и спектаклю «Билокси-блюз», поставленному 30 лет назад Олегом Табаковым и восстановленному Денисом Никифоровым(ему еще и приз за роль второго плана). Эта армейская история Нила Саймона об американских парнях, проходящих подготовку в учебке перед отправкой на фронты Второй мировой, трогает сердца зрителей не первый год. Но в том-то и дело, что этот спектакль глубиной и содержательностью резко контрастирует с остальными, исключая, может, «Гамлета».Очную ставку» Елены Кузиной, «Незнакомку» (Спецприз за вклад за сохранение человеческих ценностей и за лучшую женскую роль Ирине Медведевой) и «На высоких каблуках» (Приз президента фестиваля Сергея Новожилова), о которых можно высказаться с известным оттенком пренебрежительности – «чего вы хотите, это же антреприза». Несмотря на то, что залы были полны, и зрители сидели на ступеньках: в спектаклях заняты популярнейшие актеры – Александр Михайлов (по совместительству режиссер «Невесты напрокат»), Алексей Булдаков, Алексей Чадов, Нонна Гришаева, Эвклид Кюрдзидис, Екатерина Волкова, Александр Дьяченко.
Очевидно, что «Амурской осени» пора поднять на новую высоту требования к конкурсным спектаклям, возможно, уменьшить их количество или проводить конкурс раз в два года. Но высокая планка должна существовать, гастрольный «чес» – одно, а конкурсный показ – совсем другое, это уже поле театрального фестиваля, а там – ох, как строги к номинантам. Неслучайно Максим Аверин, представляя лауреатов, назвал антрепризу «противоречивым явлением». «В профессию пора ввести заповедь – не убий, мы должны трепетно относиться к нашему зрителю», – сказал он.
Во время 16-й «Амурской осени» в мастерской народного художника России Александра Тихомирова, автора «Оконописи», которого не стало этой весной, открыли мемориальный музей. Александр Евгеньевич был большим другом фестиваля, участвовал во многих мероприятиях, его обожали благовещенцы, не исключено, что один из новых призов будет носить его имя.
Помимо конкурсных программ, на фестивале состоялись внеконкурсные и спецпоказы, прошли творческие вечера, концерты, мастер-классы. Участники «Амурской осени» побывали на открытии ледовой арены в ТЦ «Острова», где прошло шоу с участием двукратной чемпионки мира Ирины Слуцкой.
Благовещенск – Москва