«Хочешь что-то изменить – меняйся сам»
По традиции целую неделю, с 5 по 17 апреля, зрители всей планеты смотрели в интернете фильмы уникального фестиваля «Российской газеты». В конкурсе было 10 полнометражных картин и шесть короткометражек последних двух лет. Программный директор и инициатор фестиваля критик Валерий Кичин называет свое детище «международным фестивалем нового типа», который, используя технологии, стремится познакомить с российским кинематографом зрителей всего мира.
В программу попадают фильмы не из тех, что обласканы критиками и зрителями и не нуждаются в поддержке, а те талантливые работы, которые, по неведомым законам, «проваливаются в черную дыру российского кинопроката». У зрителей есть возможноть оставить отзыв о фильме на сайте фестиваля или написать рецензию.
В этом году зрителями кинотеатра «Планета» стали 100 тысяч человек почти из ста стран мира.
Они посмотрели картины, снятые как для массового зрителя («Частное пионерское-3», «Из Уфы с любовью», «Тень», «Близкие», «Ке-ды»), так и авторское кино («Мой лучший друг», «Скоро все кончится», «Ложь или действие», «Нашла коса на камень»). Интрига была в том, что в конкурсе участвовали картины мастеров.
Открылся фестиваль «Холодным танго» Павла Чухрая - фильмом о трагической любви юноши из еврейского гетто (Риналь Мухаметов) и литовской красавицы Лаймы (Юлия Пересильд) на фоне военных и послевоенных событий на территории Литовской ССР. В этот же день были показаны «Ке-ды» Сергея Соловьева – новая поэма о молодежи. И как же было остаться мастерам без призов? Но в жюри, которое возглавлял Рустам Ибрагимбеков, был молодой режиссер Андрей Зайцев, лауреат онлайн-фестиваля за фильм «Бездельники» (2011), который «сломал» схему вручения призов, сказав, что у мастеров уже есть «судьба в кинематографе», которую молодым делает признание именно на таких фестивалях. Его поддержали коллеги, и призами мэтрам стали тысячи новых зрителей мира, а молодые кинематографисты, среди которых было немало дебютантов, со слезами радости выходили на сцену за своими первыми «золотыми кинолентами».
И это прежде всего Ксения Зуева, режиссер фильма «Близкие» (лучший дебют) и исполнительница роли дочери семейства – Надежда Иванова (лучшая женская роль). Неслучайно за Ксению, выпускницу Школы-студии МХАТ, авансом порадовался ректор Игорь Золотовицкий, член жюри. Зуева сняла свою «нелюбовь» – фильм о раздирающих семью ссорах: родителей друг с другом и с подростками-детьми, с бабушкой по линии матери. Стены готовы рухнуть от криков, и если отец еще пытается как-то приободрить дочь, а мальчик поддерживает бабушку, то мать – какое-то воплощение ненависти по отношению к детям, переживающим первые подростковые драмы. И, конечно, никто не обращает внимания на репетиционную поездку бабушки в заброшенный дом в деревне. Однажды, в ужасе от своего окруженя, она уедет туда навсегда, а дети слишком поздно ее найдут... И слова критика Леонида Павлючика, члена жюри, в адрес Надежды Ивановой, которая «умеет быть на экране яркой, сильной, страстной, умной, умеет молчать в кадре и взрываться эмоциями», были тем самым бальзамом, который, не исключено, поможет раскрыться молодой артистке в новых ролях.
Много поклонников оказалось у фильма Айнура Аскарова «Из Уфы с любовью», получившего почетный диплом жюри. Фильм снят в духе веселых «римских каникул» и каждому обещает счастье. С магией кино молодые авторы разобрались очень грамотно.
Изабелла Боровска из Варшавы, рецензия которой получила наибольшее число лайков, в своем видеообращении так и сказала, что считает российское кино «необыкновенно искренним, и так ясно почувствовала в этой ленте колорит многонационального российского общества, что ей захотелось приехать в Уфу».
Зрители прислали более 200 рецензий, отличившимся вручили подарки. Приз зрительских симпатий получила картина Александра Карпиловского «Частное пионерское-3», сделанная на этой же волне и имеющая свою историю на фестивале. Второй фильм из трилогии про трех школьных друзей был отмечен на «Дубль дв@», и завершения ждали все с нетерпением. Фестиваль и на этот раз посодействовал продвижению фильма по миру: создателей ленты пригласили на крупнейший азиатский фестиваль в Пусане и – во французский Нант.
Особенностью этого фестиваля стало то, что зрители проявили интерес к фильмам на производственную тему. Приз за лучшую мужскую роль получил питерский актер Михаил Сиворин, достоверно сыгравший заводского токаря («Скоро все кончится» Алексея Рыбина). Рабочий парень Миша живет приземленной жизнью, в которой вечера в дешевых ночных клубах и канонада телевещаний о событиях на Украине – самые яркие моменты. Эти вечерние телекомменты становятся также привычны для него, как дождь за окном, он почти зомбирован ими. Но жизнь преподносит ему парадокс в виде эскортницы Дианы-Кати, случайно оказавшейся в его квартире. Проявив сочувствие к девушке, токарь помогает ей крупным взносом на операцию матери в Германии, но постфактум из телесюжета узнает, что Катя – киевлянка, и доллары взяла на заграничную операцию своему парню из армии Украины... Реакция Миши неожиданна. «Здоровья тебе, браток!» – говорит токарь вездесущему ноутбуку…
Гран-при также вручили фильму о людях труда. «Мой лучший друг» Элины Суни – о молодых энтузиастах 70-х, выпускниках Института транспортного машиностроения, совершенствующих газоперекачивающий завод в казахстанской степи.
Бурных событий много – взрыв турбины, начальственные разборки, в которых гибель одного из выпускников в корне переменит жизнь другого, его антипода, и выявит удивительное родство душ. «Мой лучший друг» – скажет антипод о погибшем однокурснике, которого и не замечал при жизни, и рванет в казахстанскую степь, презрев «теплое местечко» в столице, чтобы продолжить его дело... И, возможно, стать мужем для его вдовы – веселой и мудрой казашки Айнур (прекрасная работа Маргариты Кутовой), вокруг которой всегда кипит жизнь. Этот фильм зачаровывал зрителей, несмотря на производственные пейзажи и сосредоточенность персонажей на работе газовых турбин. «А все потому, что это кино о любви, – сказала член жюри, актриса Инга Оболдина на вручении призов. – Мы соскучились по кино, в котором ясно обозначено, где добро, а где зло, которое зовет людей к действию, потому что главным законом жизни всегда было правило – хочешь что-то изменить в существующем порядке, меняйся сам».
Короткометражки на фестивале показывают второй год. Жюри из студентов ВГИКа выбрало «PRO кино» (Гран-при), что неудивительно, потому что Денис Прима в пяти новеллах, замкнутых в кольцевую композицию, с юмором показывает абсурдные моменты со съемок, противопоставляя бесконечный гул разговоров киношников тишине, в которой и рождаются иногда серьезные вещи. Смешно, и – в точку. Приз за лучшую актерскую работу – на тему преданности театру – получил Сергей Бредюк («Без репетиций»). Зрители одарили своим призом картину «Еду как хочу» Дениса Филюкова, в которой батюшка на исповеди назвал суеверием страхи прихожанки по поводу «числа зверя», а сам, получив автомобильный номер с роковыми цифрами, тоже занервничал. Священника с юмором изобразил Олег Дуленин, а в роли прихожанки блеснула Татьяна Догилева. Не промахнулись зрители, очень полезный фильм – и для сотрудников ГИБДД, и для всех остальных граждан.
Приз «За выдающийся вклад в киноискусство» был вручен Марку Захарову. Завершил онлайн-фестиваль «Театральный антракт» – в этом году в записи показали спектакли «Яма» Свердловской музкомедии и «Гадюка» Новосибирского музыкального театра. Участники фестиваля, в частности, Элина Суни, предложили считать фестивальную площадку онлайн-кинотеатром, увидев в этом «невероятную поддержку российскому кинематографу». А по предложению Рустама Ибрагимбекова, фестиваль мог бы возвращать нам лучшие фильмы прошлых лет, которые актуальны сегодня. Писатель сравнил хорошие фильмы с книгами и призвал помогать им становиться долгожителями.
?>