Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
17 октября 2025
«Я русский обыватель – я просто жить хочу!»

«Я русский обыватель – я просто жить хочу!»

145 лет назад родился трагический комик Саша Черный
Валерий Бурт
15.10.2025
«Я русский обыватель – я просто жить хочу!»

Читал – не в первый уже раз его стихотворения, смотрел на фотографии, пробегал глазами по воспоминаниям. И стало казаться, что этот человек с пронзительными, живыми глазами из далеких лет – мой давний знакомый. Написанное им – поразительно умно и остроумно. Слова отточены, иллюзии сверкают, метафоры играют. Но дело не только в совершенстве стиля. Поэт, в жизни молчаливый и замкнутый, с читателем, наоборот, приветлив и откровенен. Зовет вместе с ним погрустить и посмеяться над явлениями жизни.

 

Жил он давно, многое с тех пор, казалось бы, переменилось. Впрочем, это касается лишь внешних атрибутов. Самих же женщин и мужчин, как и прежде, движут чувства. Они встречаются, расходятся, любят и ненавидят. Так что, он – вполне современный. И – актуальный.

…Саша Черный – это его прозвище еще с детских времен, пригодившееся, когда стал литератором. Так он – Александр Михайлович Гликман, родом из Одессы. Его называли комиком, но – трагическим. Он говорил, что «в литературном прейскуранте я занесен на скорбный лист: «Нельзя, мол, отказать в таланте, но безнадежный пессимист».

Да и каким ему быть, если вся Россия тогда была страной беспокойной, суетной, бредущей словно впотьмах невесть куда. Царь уединился в Царском селе и редко подавал голос. Депутаты государственной думы – октябристы, кадеты, монархисты и прочие господа затевали споры до хрипоты, но толку от этого не было никакого: «Что ни слово – то реформа, что ни шаг – идут вперед… Расширяется платформа – сторонись, честной народ! Резолюцию выносят: всем свободу и права, воли требуют – не просят – надоели всем слова…»

Сам поэт сторонился партий, с усмешкой наблюдая бесполезную толкотню со стороны, сетовал: «Слишком много паразитов, фарисеев, иезуитов, губернаторов, удавов, патриотов, волкодавов…» Вконец отчаявшись, он возопил: «Молю тебя, Создатель (совсем я не шучу), я русский обыватель – я просто жить хочу!»

Героями человека в потертом пиджаке и мятых брюках – поэт презирал быт и жил без мыслей во что одет и что на обед – были обычные россияне без титулов и званий. Над одними он посмеивался, другим сочувствовал. Как, например, семейству из стихотворения «Обстановочка». Тут и сынок, который «побит за двойку с плюсом», и жена, что «на локоны взяла последний рубль», и супруг, «убитый лавочкой и флюсом».

В доме – полная безнадега: денег нет, еды – тоже, и даже чижик в клетке голодный. Надежды на будущее угасли, «сырость капает слезами с потолка». Как же жаль это несчастное семейство! «А за стеной жиличка-белошвейка поет романс: "Пойми мою печаль…"»

И в других стихах Саши Черного фигурируют «маленькие люди» – «родственники» гоголевского Башмачкина. На службе дела у них не клеятся, и в любви не везет. Их поэт искренне жалеет и вместе с ними роняет слезы.

В одной из рецензий Николай Гумилев писал: «…У него достаточно вкуса, чтобы заменять иногда брюзгливую улыбку улыбкой благосклонной и даже добродушной. Он очень наблюдателен и в людях ищет не их пороки… а их характерные черты, причем не всегда его вина, если они оказываются только смешными».

Саша Черный любил детей, с удовольствием писал для них. И – развлекал. Современники видели, как он их катал по Неве на лодке. Ничуть не обижался на их фамильярность – они звали его на «ты» и просто «Сашей». Он получал истинное удовольствие от общения с маленькими пассажирами – волосы его растрепались, плечи выпрямились…   

 Слава поэта была огромной! Корней Чуковский писал: «Получив свежий номер журнала, читатель, прежде всего, искал в нем стихов Саши Черного. Не было такой курсистки, такого студента, такого врача, адвоката, учителя, инженера, которые не знали бы их наизусть...»

Тут необходимы ремарки. Речь – о работе Саши Черного в «Сатириконе», самом насмешливом и едком журнале дореволюционной России. Но вот парадокс – в издании, где расцвел его талант, поэту было неуютно. Журнал стеснял его творческое дыхание, заставлял рифмовать смешное, насмешливое в угоду читателю. Но он хотел вырваться из этого плена. У него зрели другие идеи.

В разговорах с тем же Чуковским Саша Черный не раз говорил, что чувствует себя в журнале чужим и хочет уйти из редакции. В конце концов, он так и поступил: «Хочу отдохнуть от сатиры… У лиры моей есть тихо дрожащие, легкие звуки…»

И с другими людьми Саша Черный сходился плохо. Часто убегал из Санкт-Петербурга в деревенскую глушь. Вот эхо одной из отлучек: «Крестьяне на шляпу мою реагируют странно: / Одни меня «барином» кличут – что скажешь в ответ? /Другие вдогонку, без злобы, но очень пространно, / Варьируют сочно и круто единственно-русский привет».

Он дружил только с Александром Куприным и Леонидом Андреевым. Но и у них в гостях больше слушал, чем говорил. С сатириконцами не сближался, позже назвал атмосферу в редакции «танцклассной» – за людность и безудержное веселье.

Принесет свои сочинения в особняк на скрещенье Невского и Малой Морской, где располагалась редакция, выслушает комплимент редактора Аркадия Аверченко, выкурит папироску и – адью!

С Чуковским у Саши Черного вышел разлад. Критик при всем своем ласковом и безобидном облике в своих публикациях был не только ершист, задирист, но и беспощаден. И с Сашей Черным «разобрался»: назвал его «удивительным поэтом», который «выводит себя на позор». Заодно обозвал «инфузорией» и «писателем микроскопическим».

Разумеется, тот обиделся. И ответил поэтическим шаржем «Корней Белинский», где вволю покуражился над манерой изложения своего оппонента: «То выедет на английской цитате, то с реверансом автору даст в бок… Кустарит парадокс из парадокса… Холодный пафос недомолвок – гол…»

Впрочем, Чуковский и Саша Черный враждовали недолго и   помирились. В своих мемуарах «Современники» Корней Иванович отдал ему должное. И печалился, что «чужбина явно обескровила его дарование», что «поэт очутился в безвоздушном пространстве – без читателей, без будущего».

По сути, это так.

Он никогда бы не уехал из России, если бы не Октябрьская революция. Старый мир – предмет его наблюдений, был далеко не самый совершенный, но – привычный, уютный. Новый – с кровавыми безобразиями, строгими декретами, суровыми комиссарами – его потряс.

Однако привычная ирония его не оставляла:      

Скажу, как один пожилой еврей,

Что, пожалуй, всего мудрей:

Революция очень хорошая штука, –

Почему бы нет?

Но первые семьдесят лет –

Не жизнь, а сплошная мука!…

Саша Черный уехал за границу, когда ему было сорок лет. В отличие от многих не бедствовал, его литературные дела шли также гладко, как на родине. Он переиздавал старые сборники, выпускал новые. Но это было не в радость – все сильнее одолевала тоска: «И встает былое светлым раем, словно детство в солнечной пыли...»

Но все же порой глаза его вспыхивали. Из того, что Саша Черный написал в эмиграции выделю одну вещицу – прелестную. Называется она «Мой роман». В этом стихотворении поэт описал свидание с… С ней он чудесно проводит время и забывает о невзгодах: «Тихонько-тихонько, прижавшись друг к другу / Грызем соленый миндаль. / Нам ветер играет ноябрьскую фугу, / Нас греет русская шаль. / Каминный кактус к нам тянет колючки, / И чайник ворчит, как шмель... / У Лизы чудесные теплые ручки / И в каждом глазу газель…»

Лишь в самых последних строках поэт открывает читателю «тайну»:

«Для ясности, после ее ухода, / Я все-таки должен сказать, / Что Лизе – три с половиною года… / Зачем нам правду скрывать?»

Писатель Роман Гуль вспоминал: «Как-то я сказал Саше Черному, что всегда любил его стихи и даже (сказал) некоторые помню наизусть. Но Саша (неожиданно для меня) недовольно сморщился, как лимон надкусил, и пробормотал: «Все это ушло, и ни к чему эти стихи были...»

Писатель Глеб Алексеев оставил такой портрет Саши Черного в эмиграции: «У него красивое, покойное лицо, серебро, осыпавшее виски, ласковые глаза, тонкие девичьи руки – во время разговора он любит смахивать со стола пушинки».

Он говорил всегда об одном и том же – о судьбах русской литературы. Эта тема «прожгла его, как раскаленная игла, и не оставила в нем ни одной капли души не кипящей». В своих суждениях поэт старался быть резок и прям, но собеседник видел, что уверить он старается скорее себя, чем его: «Для него ясно, что Россия, какой она была, погибла».

…Он словно шел по полутемному лесу тропинкой, которая становилась все уже и уходила в чащу. Был задумчив, и казалось, что-то мучительно вспоминает. Мысли метались, рифмы стали сухими и ломкими, как желтые листья в погрустневшем, осеннем саду.

…Когда Саша Черный умер, сердце его любимца – фокстерьера Микки не выдержало разлуки с хозяином и разорвалось.  

 

Фото Культура.рф

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Наталья
15.10.2025 13:36
Щемяще-трогательная статья о талантливом ироничном поэте.
Интересны истории из его жизни, политическая ситуация в России того времени, взаимоотношения с другими поэтами и писателями.
В сущности такой же маленький человек со своими печалями и маленькими радостями, как и его герои.
Спасибо автору , Валерию Бурту

К Дню Победы (1941-1945)
29.09.2025
Анатолий Кошкин
Пакт Германии, Италии и Японии как инструмент достижения мирового господства
Фоторепортаж
14.10.2025
Подготовила Мария Максимова
В Государственном музее Востока открылась выставка «Белое золото. Хлопок в искусстве советского Востока»




* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.