Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
И все это сделал Чарли…

И все это сделал Чарли…

Почему из сценария американского «политического боевика» вырезали финал
Виктор Грибачев
11.02.2010
И все это сделал Чарли…

На днях российским телезрителям показали фильм «Война Чарли Уилсона», который вышел в Америке еще в декабре 2007-го. Актеры – звездный состав, Том Хэнкс и «красотка» Джулия Робертс. Однако у нас в кинотеатрах фильм не шел, в российском отделе кинопроката «Юниверсал пикчерз интернэшнл» объяснили отказ ярко выраженной «антисоветской направленностью». Были также деликатные ссылки на «коммерческую нерентабельность» показа картины в России.

И то, и другое отчасти верно. «Направленность» зрелищно представлена в виде афганцев, толпами гибнущих под пулями безжалостных советских вертолетчиков, и голодающих в лагерях беженцев на территории Пакистана. Опять же – по вине «Советов». Отсюда – «коммерческая нерентабельность», хотя, конечно, в России найдется немало зрителей, готовых смотреть фильмы об американских супергероях, в одиночку побеждающих русских «коммунистов». «Серьезная комедия», «смешная комедия», «завлекательная комедия» - это оценки обозревателей ведущих американских газет. Сам Том Хэнкс тоже окрестил фильм комедией, но – «серьезной».

Для тех, кто не видел фильма – телевидение «давало» его довольно поздно – о содержании. «История о нечистом на руку техасском конгрессмене Чарли Уилсоне, делавшем деньги на тайных поставках оружия афганским повстанцам, сражавшихся с советскими войсками», - гласил анонс в телепрограмме. Да, Чарли Уилсон – реальная фигура и реальный конгрессмен. Рубаха-парень, балующийся наркотиками бабник и столь же сильно пьющий, сколь не сильно ориентирующийся в международных событиях. Это, понятно, Том Хэнкс. Джулия Робертс вылепила образ Джоанн Херринг - богатой светской тусовщицы-антикоммунистки, почетного консула Пакистана и Марокко. «Красотка» мимоходом открывает Чарли глаза на суть происходящего в Афганистане: там коммунисты убивают женщин и детей, мужчины сражаются за свободу, но у них очень плохо с оружием. Впрочем, делает это она даже не «мимоходом»: в фильме тусовщица приглашает конгрессмена к себе домой и «занимается с ним любовью, чтобы убедить его найти способы выбить больше денег на Афганистан». Кавычки – потому что цитата взята из детального разбора ленты в американской прессе.

Следуют кадры: огонь с советских вертолетов выкашивает мирных жителей афганских деревень. Чарли Уилсон слегка и ненадолго трезвеет – поклонники реального конгрессмена вообще уверяют: он «пьет, чтобы заглушить боль, которую ему доставляют страдания афганского народа» - после чего быстро проводит через конгресс выделение денег на военную помощь моджахедам. В общей сложности, как достоверно известно, ему удалось выбить на это около трех с половиной миллиардов долларов. Легко, потому что Уилсон входит в самый влиятельный и могущественный подкомитет комитета по ассигнованиям палаты представителей, который контролирует бюджет Пентагона. Своими поправками в уже одобренный бюджет члены подкомитета могут регулировать «финансовые потоки» в нужном направлении, и Чарли Уилсон добился секретных ассигнований по статье расходов для Центрального разведывательного управления. Впрочем, неамериканским зрителям эти тонкости не столь интересны. Главное - свобода в Афганистане торжествует, интервенты ретируются, ЦРУ – впервые в своей истории – награждает гражданское лицо почетной медалью. «Это сделал Чарли», - как мантру, радостно произносит актер, играющий президента Пакистана Зия уль-Хака.

Реальный Уилсон, конечно, на всем этом делал деньги, получив прозвище «Пять процентов». Но с голливудского экрана предстает альтруист, гуманист и обычный поборник свободы.

Сценаристы напрасно забыли вложить в текст Тома Хэнкса банальное: «На моем месте так бы поступил каждый!».

До сих пор я наивно считал, что победу в Афганистане одержал Джон Рэмбо в исполнении Сильвестра Сталлоне, в одной из серий зарезавший и застреливший из лука весь ограниченный контингент советских войск. Дебилизм и садизм, которыми высокопрофессиональные кинематографисты от души наделили советских солдат и офицеров, воевавших в Афганистане, принесли создателям «Рэмбо» славу и деньги. Можно – в другой последовательности. Эту ленту также «крутили» у нас по телевидению, но – давно. Теперь, переосмыслив события, режиссеры представили аудитории не гору мышц, а «простого конгрессмена», который выиграл войну. Главное – «правдивость» сюжета, основанного на документальной книге корреспондента компании Си-Би-Эс Джорджа Крайла о «войне Чарли Уилсона». А еще - кровь миролюбивых и добрых афганцев, пусть даже бутафорская, зато льющаяся галлонами, поэтому впечатлительный американский зритель обязан до конца дней своих оставаться русофобом. «Война Чарли Уилсона» вышла на экраны в то время, когда министерство обороны принялось жаловаться на Голливуд: «фабрика грез», по мнению «медных касок», из рук вон плохо пропагандирует привлекательность военной службы, на вербовочных пунктах нет очередей патриотов-добровольцев. История о конгрессмене Чарли вряд ли добавила желающих идти служить, зато находилась в полном соответствии с выдвинутым в 2005-м главой Пентагона Дональдом Рамсфелдом призывом: Соединенные Штаты должны найти «новые и более эффективные способы донесения до иностранной аудитории миссии Америки». Это даже не призыв, а требование отрабатывать деньги.

Три американских министерства - труда, юстиции и обороны – финансируют около 70 процентов фильмов, которые выпускает Голливуд.

Вот, скажем, до Украины «миссию» донесли, фильм о подвиге Чарли там показали, он понравился, злодеяния русских заняли там третью строчку по популярности.

Ладно, беспримерный подвиг Чарли с блеском прописан на экране. Однако главное осталось за кадром. Вооружая непонятных ей моджахедов, Америка получила Усаму бен Ладена, террористов, воюющих против Соединенных Штатов, где только можно. Получила за свои же, не самые маленькие деньги, движимая единственным желанием «прижать к ногтю» Советский Союз. Ведь после вывода наших войск Джордж Буш-старший, победивший на президентских выборах в 1988-м, сразу и напрочь забыл про Афганистан.

«Десятки тысяч фанатичных исламских фундаменталистов, которых вооружало ЦРУ, - напоминает журналист Чалмерс Джонсон – это те же самые люди, которые в 1996-м убили девятнадцать американских военнослужащих на военной базе в Дхаране, в Саудовской Аравии, взорвали наши посольства в Кении и Танзании в 1998-м, взрывом повредили эскадренный миноносец «Коул» на рейде Адена в 2000-м, а 11 сентября 2001-го направили захваченные ими самолеты на нью-йоркский Всемирный торговый центр и Пентагон».

У истории братской дружбы ЦРУ и афганских моджахедов вообще есть много темных сторон, о которых сегодня мало кто вспоминает. Официальная версия гласит: президент Джеймс Картер разрешил тайное финансирование будущих недругов Америки после ввода советских войск в страну, 24 декабря 1979-го. По всем правилам, он должен был подписать документ, именуемый «решением». Теперь, пишет Чалмерс Джонсон, выяснилось, что свой автограф Джеймс Картер поставил под «решением» еще 3 июля 1979-го, за полгода до ввода войск. Ему рекомендовал сделать это помощник по национальной безопасности Збигнев Бжезинский.

Что Збиг и подтвердил в своем интервью: моджахедов начали накачивать деньгами и оружием, чтобы заманить туда наши войска – и воевать с Советским Союзом чужими руками.

Кому выгодно? На этот извечный вопрос ответ был дан давно. В 1952-м в сенатском комитете по военным делам вице-президента компании «Дженерал моторс» утверждали на пост главы Пентагона и задали ему вопрос, чьи интересы будут более важными для будущего министра обороны, страны или его бизнеса? Он ответил: ««Я привык считать: то, что хорошо для нашей страны, хорошо и для «Дженерал моторс», и наоборот». Кандидата утвердили. Его звали Чарльз Уилсон.

Но о выгоде зрителю не надо. Обозреватель «Лос-Анджелес таймс» Кеннет Тэрэн оказался политически грамотным, поставив в подзаголовок к своей рецензии фразу: «Война Чарли Уилсона» превозносит события, которые вернулись, чтобы пугать американцев».

По замыслу Аарона Соркина, писавшего сценарий для фильма, агент ЦРУ, помогавший Чарли, в конце произносит: «Помни, наступит день, когда мы оглянемся назад и скажем «Я бы отдал все за то, чтобы Афганистан захватили безбожники-коммунисты». Из сценария фразу выбросили. Реальный Чарли так и остался при своих – или принадлежащих Джоанн Херринг – убеждениях: «Мы сражались с империей зла.

В любом случае, кто тогда слышал о «Талибане»? Поэтому настоящий Чарли и всамделишная Джоанн - прочитав сценарий, она «чуть не задохнулась от гнева» - обратились к известному техасскому адвокату: тот настоял, чтобы из ленты были выброшены финальные кадры. На них – 11 сентября 2001-го, дымящийся после падения захваченного террористами самолета Пентагон.

Реальный Чарли Уилсон сразу после террористического акта с экранов телевизоров объявил: «Я виноват в этом ровно столько же, сколько и другие».

Сеанс окончен, публика выходит из кинотеатра. Чарли Уилсон покидает пост конгрессмена и регистрируется в качестве лоббиста Исламабада, за что власти Пакистана платят ему 360 тысяч долларов в год. Американские войска безуспешно воюют с теми, кого вчера называли моджахедами и снабжали оружием. Соединенным Штатам минута войны обходится – точно подсчитано – в 57 тысяч 77 долларов 60 центов. На вопрос, кому выгодно, ответ дан в фильме.

Вместо послесловия. 10 февраля американские информационные агентства сообщили о смерти Чарли Уилсона в возрасте 76 лет. Диагноз - инфаркт миокарда. Как заметил корреспондент журнала «Мазер Джонс», бывший конгрессмен «должен был чувствовать себя счастливым, дожив до такого возраста. Его сердце начало сдавать еще в 1985-м, предположительно из-за неумеренного употребления алкоголя и кокаина, тогда врачи давали ему еще лишь полтора года жизни...»

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..