Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
Хип-хоп побеждает

Хип-хоп побеждает

Валерий Панов
26.03.2013
Хип-хоп побеждает

В минувшую субботу состоялся третий показ этого проекта. Осталось еще пять аналогичных «сеансов» по два с половиной часа, но подводить итоги уже можно. Специалисты от шоу-бизнеса, телевидения и участвующие в проекте мастера российского искусства в один голос твердят, что такого грандиозного шоу на нашем ТВ еще не было. Восемь команд по сто человек из восьми городов –Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Самары, Волгограда, Нижнего Новгорода и Ростова-на-Дону – борются за звание, - ни больше, ни меньше! - танцевальной столицы России.

Звучит громко, тем не менее, даже предположить невозможно, какой именно смысл вкладывается в это понятие: танцев в их классическом понимании увидеть пока не удалось, и вряд ли удастся. Редкий случай, но СМИ, оказывается, честно писали, что это будет «настоящая битва», то есть - «баттл», как называют такие поединки участники уличных танцев. И правильно называют, потому что о состязаниях по хип-хопу и его разновидностям - брейку, джаз-фанку, брейк-дансу, хаус-дансу, r'n'b, рок-н-роллу и пр., - сказать иначе нельзя: улично-дворовый «батлл» – он и есть «батлл» на американской ли улице или в европейском дворе. Но при чем тут Россия, где этот самый «батлл» центральное телевидение представило на всенародное обозрение?

В очередной раз приходится констатировать: нас потчуют тем, что родилось на задворках мировой культуры, пытаясь выдать этот афроанглосаксонский суррогат за высокое искусство.

Главное, рассказывал прессе постановщик этих т.н. танцев британец Пол Домейн, «…чтобы они были в синхроне. Для танцоров - это отличная возможность. В России немного шоу, в которых могут участвовать танцоры в таких масштабах.Вдохновляет то, что танцуют 100 человек». Как хореограф Домейн в определенных кругах известен тем, что работал с такими музыкантами, как Джордж Майкл, Шер, Тина Тернер, Кайли Миноуг. В России мало что о нем знают. Да и говорит ли что-нибудь широкой телевизионной аудитории такое имя, как, например, Миноуг? И надо ли вообще, чтобы говорило? У нас, вроде, своих талантов всегда хватало.

Тот же, скажем, мастер хореографии Евгений Папунаишвили, которого нынче включили в состав жюри «Больших танцев», разве не смог бы реализовать аналогичный российский проект? А Федор Бондарчук, которому в танцевальном проекте отведена скромная роль одного из ведущих?

Но с «ельцинских» времен, а точнее – еще с петровских, так уж повелось, что предпочтение отдается иноземцам.

Домейн еще - и главный постановщик в разных странах Европы шоу «Voice», «X-factor», «World Music Awards» и др. Переводить, думаю, не надо: эти названия десятки и сотни раз звучали на нашем ТВ, а «Танцы со звездами», «Две звезды» давно и прочно вошли в дома большинства российских обывателей. Одна из ведущих нового танцевального шоу Наталья Стефаненко говорила, «что такие уникальные проекты как «Битва хоров» или «Большие танцы» очень важны. Они помогают людям совершенствоваться и учат работать в команде. И потом, они дают понять, что мечты сбываются!» Какие мечты, у кого сбываются?.. Ладно… Короче, великий танцевальный маэстро прибыл в Россию для того, чтобы научить нас «быть в синхроне» и «работать в команде». Так сказать, поучаствовать в процессе стандартизации, а проще говоря, подгонки нашего сознания под шаблоны всеобщей и полной глобализации. Для чего, собственно, и импортируют к нам разного рода телевизионные «баттлы».

Вроде, например, откровенной подделки под танцевальные конкурсы - телешоу «Танцы со звездами», российской версии английской программы канала ВВС «Strictly Come Dancing». А еще - «Батлла хоров», пардон, «Битвы хоров», адаптированного на русский ладамериканского телешоу «Clash of the Choirs». Запущенный на канале NBC в 2007 г., проект затем был продан более чем в 13 стран, в том числе в Швецию, Норвегию, Финляндию, Данию, Испанию и Францию. После чего и в Россию попал. «Этот проект - невероятный шанс для всех, кто мечтал петь, - говорил ведущий шоу Валерий Меладзе. - В нем может принять участие любой человек, независимо от возраста… даже, если он уже на пенсии». «Большие танцы», заметим, - это аналог украинского шоу «Майдан`s», стартовавшего в Киеве три года тому назад, куда, в свою очередь, эти «танцы» попали из Западной Европы.

Проект «Голос», с успехом прошедший не так давно на «Первом канале», – тоже российская версия (то есть реализуется в России) международного проекта «The Voice», который был представлен более чем в 50 странах мира.

А телевизионная франшиза (в смысле бизнес-варианта на ТВ) стартовала в 2010 г. в Нидерландах под названием «The Voice of Holland». Шоу было адаптировано для других стран. Создатели проекта подписали глобальное соглашение с одним из гигантов мировой звукозаписывающей индустрии «Universal Music Group», после чего ТВ-проект «запел» и в России. Руководитель дирекции музыкального вещания «Первого канала» Юрий Аксюта сказал о «Голосе» так: «Это ценно тем, что в поп-музыку возвращается понятие голоса. Не секрет, что в последние годы совершенно не обязательно было человеку петь, можно было просто записать фонограмму и под нее работать, собирая концертные залы. Так что это – революционный прорыв, точнее, возврат к тому, с чего начинается песенная культура, – к вокалу».

Ну, наконец-то, о своих талантах вспомнили. И не только вспомнили, но и разрешили петь на ТВ «вживую».

Но кто, спрашивается, допустил на то же ТВ откровенную «фанеру», на которой несколько поколений безголосых дельцов заработало миллионы долларов? На откровенном обмане людей заработало! Теперь с помощью иноземцев будем возрождать всемирно известный русский вокал.

Под этот многообещающий тезис подходит, видимо, и «Фактор А», музыкальная программа Аллы Пугачевой и телеканала «Россия», - тоже т.н. русская версия британского проекта «The X Factor».

Заметим, что вся адаптация сводится к тому, что проект реализуется в той или иной стране, но его сценарий, логика, антураж, вплоть до манеры и одежды ведущих (вроде американизированного Михаила Зеленского на канале «Россия 1»), создаются на иностранный лад.

Авторитетный в российских музыкальных кругах продюсер Евгений Фридлянд обо всех подобных проектах отзывается так: «…если немного копнуть, то выяснится, что и наше телевидение, и наш музыкальный шоу-бизнес абсолютно соответствуют всем другим сторонам нашей жизни: от ЖКХ и медицины до «успехов» в космосе и обороноспособности. Все телевизионные проекты, которые нас интригуют и завораживают, при ближайшем рассмотрении оказываются лицензионными программами, часто идущими уже несколько лет на крупных американских, британских, голландских или даже испанских телеканалах».

Число адаптаций в эфире крупнейших телеканалов России еще в 2011 г. увеличилось почти на треть в сравнении с предыдущим годом, - а это более 40 проектов, - подсчитала исследовательская компания «KVG Research». Основной рост обеспечили форматы, рассчитанные на привлечение молодой аудитории: развлекательные и реалити-шоу. Аналитики рассматривали адаптированные проекты, которые транслировались в эфире восьми телеканалов: «Первый канал», «Россия 1», НТВ, СТС, ТНТ, РЕН ТВ, «Муз-ТВ» и MTV в период с 2005 по 2011 годы. Всего за шесть лет телеканалы показали 253 адаптации, большую часть которых составили телеигры (24,9%) и телесериалы (17%).

При этом пик адаптаций в России пришелся на 2006 год, когда телеканалы показали 43 проекта, сделанных по зарубежным форматам, в том числе ставшими популярными сериалы «Моя прекрасная няня», «Не родись красивой», шоу «Кандидат», «Танцы на льду», - это на 72% больше, чем годом ранее. Дажешироко почитаемое «Поле чудес» - всего-навсего трансформирмированное британское «Колесо фортуны». Адаптированными являются также: «Модный приговор», «Малахов+», «Пусть говорят», «Суд присяжных», «Федеральный судья», «Comedy Club» и т.д. В результате получается, что слегка «подретушированный» на русский манер чуждый нам образ жизни, но под российским «лейблом» ежедневно входит в наши дома, сознание, душу. И преувеличения здесь нет.

Большинство населения страны сегодня фактически изолировано от великой русской культуры. В стране исчезло более 10 тыс. драматических театров и более 30 тыс. хоровых и хореографических коллективов. Вдали от больших городов идет настоящее культурное опустынивание. Регистрация в казино RED PINGWIN https://red-pingwin.su/

За последние 10-15 лет цены на билеты в театры и на концерты выросли в десятки раз. В Москве и в областных центрах еще поддерживаются т.н. очаги культуры, и по доступной для обывателей цене. Однако у нас на тысячу душ населения в 10 раз меньше театров, чем, например, в маленькой Финляндии. В деревнях и поселках, на заводах и фабриках закрыты тысячи клубов, которые были порой для людей единственными островками культуры. Ликвидировали их за ненадобностью: американский хип-хоп и русская глубинка, согласитесь, не сочетаются. Хип-хоп победил, и окном в «большой мир» стал для большинства россиян телеэкран.

Специалисты «Connected TV&Video» констатируют, что время, которое проводят жители нашей страны перед телевизором, достаточно велико - около 220 минут в день. Недавно директор «Цифрового ТВ» ВГТРК Сергей Кошельков привел данные о среднем количестве телеканалов, которые доступны российскому телезрителю, и о том числе телеканалов, которые смотрят. Так, из доступных в 2011 г. 35 телеканалов абоненты смотрели всего 10. В 2012 г. доступных каналов стало 39, но люди все равно смотрели те же 10. Газпром-Медиа Холдинг приводит цифру в 17 тематических телеканалов на одного абонента. Но даже в тех сетях, где количество телеканалов достигает и нескольких сотен, средний телезритель выбирает и постоянно смотрит только небольшое их количество.

Названные выше «Первый канал», «Россия 1», НТВ, СТС, ТНТ, РЕН ТВ, «Муз-ТВ» и MTV входят в их число. Ставка делается на то, чтобы импортированные в Россию телепроекты «прокручивались» именно на этих каналах, что обеспечивает максимальное число зрителей. Даже при том, что поколение, которое выбирает «пепси», почти не включает телевизор и с головой ушло в Интернет: «батллы» уличных танцев или столь же уличных (дворовых) хоров любого «хомячка» из Сети на волю, то есть к телеэкрану, выманят: как же - синхрон, мечта, команда, в общем, обожаемый либералами креатив в «миксе» с гламуром! Как писал известный политолог и русофоб Збигнев Бжезинский, американская массовая культура излучает магнитное притяжение, особенно для молодежи во всем мире.

Чтобы хоть как-то прикрыть убогость происходящего на сцене, организаторы теледейства, - будь то «Битва хоров», «Большие танцы» или « Голос», - отвлекают зрителей (заполняют дорогое телевизионное время) второстепенными деталями. По несколько раз показывают то, что происходило и происходит за кулисами, до съемок, во время и после них (а вот Маша шлепнулась после кувырка так, что сломала ногу, - бедная Маша! Петя и Галя за время записи программы успели пожениться – молодцы!), и т. п. дребедень. Длинные пустоты (паузы) заполняют ведущие (вроде «рыжих» в цирке). Зал бурно аплодирует и визжит, якобы, от восторга, но экстаз демонстрируется не бесплатно.

За участие в съемках, скажем, «Больших танцев» каждому зрителю полагается полтыщи рублей, в других проектах фигурируют суммы поменьше. За «Comedy Club», скажем, дают всего «стольник». Участники действа тоже «зажигают» не просто так. За первое место, к примеру, в «Больших танцах» команде-победительнице обещано пять млн рублей. Но самых больших денег стоят телепроекты, которые покупают только за границей. Так что суммы затрат, в конечном итоге, получаются огромные. И сегодня любое телешоу практически превращается в площадку для зарабатывания денег на рекламе. Солидную прибыль приносят и дорогостоящие СМС, с помощью которых проводится голосование среди телезрителей и тех же телезрителей обирают.

А в глубинке народ, сидящий перед телеэкраном, искренне верит в «великую силу» постиндустриального искусства типа хип-хоп. Плюется, но смотрит: а нечего глядеть более! И потихоньку привыкает к этому американизированному балагану.

Американский аналитик Харли Шлангер со знанием дела писал: «… телевидение предполагало идеальный способ создания гомогенной, массовой культуры, посредством которой можно было бы контролировать и удовлетворять общественное мнение таким образом, чтобы в итоге все в стране стали думать одинаково».А что касается непосредственно музыкальной сферы, то здесь успешно экспортируется хип-хоп. Распространяясь в большинстве европейских стран и в России, хип-хоп обрастает некоторыми чертами национального колорита, однако успешно справляется с миссией ликвидации культурных различий и утверждения массовой культуры США как приоритетной. Кроме того, элементом хип-хоп культуры считается не только музыка, но и эстетика (субкультура). А заместитель генерального продюсера канала «Россия 1» Искандер Хакимов сегодня говорит, что канал работает над новыми сезонами «Битвы хоров» и «Танцев со звездами», которые выйдут в эфир осенью 2013 г. Хотелось бы напомнить, что еще в 2006 г. президент Джордж Буш, обращаясь к правительству Соединенных Штатов, сказал: «Америка отвергает комфорт изоляции. Мы – нация, которая отстояла свободу в Европе и освободила гибельные содружества и помогла создать демократию, повернувшись лицом к лицу к зловещей империи. В очередной раз мы приняли на себя вызов истории освобождать, подавлять и продвигать этот мир к гармонии».

Именно для реализации этих целей была разработана «концепция глобальной культуры», согласно которой США стремятся навязать мировому сообществу, в том числе и России, свою идеологию, свой образ жизни.

Массовая культура, созданная по американским стандартам, порождает чувство неполноценности у других народов в отношении к собственным культурам.

Бывший шеф боннского идеологического центра Ганс Ян так сформулировал цели американизации культуры: «Облегчить человеку процесс мышления до такой степени, чтобы, в конце концов, совсем выключить мышление».

А доктор исторических наук, член Бюро Российской ассоциации американистики Владимир Печатнов в статье «Злое добро Америки» отмечал: «Россия съедает качество американское - что, однако, влечет за собой проблемы с пищеварением, а после – язву в виде больного общества марионеток в крепких руках умных и прагматичных кукловодов».

Насчет умных можно, конечно, и поспорить, но что касается прагматичных, то тут возражений, к нашему стыду, не находится. По данным, опубликованным в октябре прошлого года интернет-изданием «РИА Новости», самым дорогим СМИ России стал медиа-холдинг ВГТРК (Всероссийская телевизионная и радиовещательная компания), в состав которого входят и «Первый канал», и канал «Россия 1». Всего на финансирование холдинга государством было выделено 616 млн долл. Так что «кукловоды» неплохо «осваивают» и государственный бюджет России, реализуя свои проекты на нашем ТВ за наш же с вами счет. Неужели в России нет уже ни средств, ни талантов, чтобы создавать свои, истинно национальные проекты?  

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.