Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
«Глубоко, страшно и жизнеутверждающе!»

«Глубоко, страшно и жизнеутверждающе!»

Фильм о донбасской трагедии стал настоящим откровением
Анна Иванова
11.06.2019
«Глубоко, страшно и жизнеутверждающе!»

«Донецкая Вратарница» – первый фильм из задуманной Донбасской трилогии Натальи Батраевой, ворвавшийся в мир кинодокументалистики и сразу привлекший внимание не только публики, но и профессионалов: картина не раз удостаивалась гран-при на кинофестивалях. «Это должен видеть каждый!» – сходились во мнении все члены жюри. Объект съемок – легендарный Свято-Иверский монастырь на окраине Донецка.

Успех работы неслучаен: автор, которого многие знают по фотовыставке, с уже ставшими классическими фотографиями о Косово, документальным книгам «Косово. Сербская Голгофа», «Южная Осетия: взгляд изнутри», «Мы живы!», признается, что весь ее предыдущий многолетний опыт духовного осмысления событий в местах, где недавно отгремела война, будто вел ее к этой работе. Что происходит с человеком на войне, как он внутренне меняется – вот то, что заставило взять режиссера камеру и на протяжении трех лет снимать в одном их самых неспокойных мест на Донбассе.

Фильм снимался Натальей в течение трех лет, вблизи линии разграничения. Из-за отсутствия бюджета большинство съемок сделано на фотоаппарат, что не помешало работе стать лучшим короткометражным фильмом кинофестиваля «Россия»; получить гран-при сразу трех фестивалей: Военного кино им. Ю.Н. Озерова, «Святого Владимира», «Вечевого колокола»; стать лучшим дебютным документальным фильмом «Лучезарного Ангела»; лучшей режиссерской работой кинофестиваля «Радонеж», лучшим документальным фильмом кинофестиваля «8 женщин».

…Они сажали капусту на огороде, когда в Донецке началась война. Игуменья Михаила и Юлия внезапно оказались в эпицентре боев, в православном монастыре, находящемся напротив Донецкого аэропорта. Женщины в полной мере разделили судьбу своей обители, не покинув ее, хотя могли уехать в любой момент.

Главные героини рассказывают о своей жизни под обстрелами, о том, что пришло на смену страху и непониманию. Бывает и такое: война стала для них самым глубоким, наиболее полным и осмысленным временем их жизни.

Повествование «Донецкой Вратарницы» построено на контрасте – слова акафиста сменяют автоматные очереди; монахов, воинов Христовых – солдаты с оружием в руках. Их переживания, их глаза, когда монастыри и храмы – эту осязаемую нить, связывающую нас с Богом, – сметает ураганом войны невозможно видеть без сострадания. «Я поняла, какое должно быть счастье, – говорит одна из героинь фильма Юля в финале после обстрелов – тихое, тихое, как легкий ветерок…»

Казалось бы, что может быть абсурднее, нежели утверждение о возможности счастья на войне. Но, как говорил архимандрит Иоанн Крестьянкин, проведший лучшие свои годы в заключении: «Бичеванные распятых не понимают».

«Та истина, о которой идет речь в фильме, понимается лучше теми, кто входил в смерть. Просто «бичеванным», которых большинство, ее откровения могут быть и непонятны. Тут мало просто страданий. Нужно сораспятие», так выразил один из зрителей свое впечатление от просмотра картины.

«Я наблюдала это неоднократно: зажигается свет в зале, а зрители сидят с застывшими лицами и не двигаются с места, – рассказывает Наталья Батраева. – Фильм заставляет людей выйти из эфемерной зоны комфорта, показывает события возможного завтра, подталкивает к переосмыслению их собственной жизни. «Глубоко, страшно и жизнеутверждающе!» – делились они со мной. Героини – игуменья Михаила и ее помощница Юлия – свидетельствуют даже молча: выражение их глаз, лиц сильнее, чем произнесенные слова. Через их глаза с нами будто говорил Господь!»

Картина, способная рассказать о событиях «от сердца к сердцу» – не может не вызывать сопереживания. Хотя фильм и вызывает полярные чувства – от катарсиса до агрессивного неприятия. Для кого главное – здесь и сейчас, тот фильм не принимает; если же вектор смысла для человека устремлен вверх, он что-то обретает.  

Режиссер Наталья Батраева 14 лет работает в зонах конфликтов, и видит как на ее глазах ломаются судьбы людей, как очистительно или разрушающе сказывается война на их душах.

В 20-ю годовщину бомбардировок Югославии у нее состоялся тур по городам Сербии. И это неслучайно. В фильме сильны исторические параллели, в том числе, и с балканскими событиями. Как неоднократно отмечали сербские зрители, на экране они увидели то, что им самим пришлось пережить в Косово, Хорватии, Боснии…

«Уже в день премьеры, в Русском доме в Белграде, ко мне подошли беженцы из Хорватии и Косово, и сказали, что увидели в фильме то, что сами пережили 20 лет назад. Когда я привезла фильм в Косово, меня особенно поразило – монахиня из монастыря Грачаница говорила теми же словами, что и мои героини. А муж подруги, переживший в юности бомбардировки, сказал, что прекрасно понял, о каком счастье идет речь, так как испытал нечто схожее, будучи под бомбами.

В монастыре Джяковицы у меня было всего три зрительницы, одна из них – мать Феоктиста, пользующаяся огромным уважением всей Сербии. Церковь, где она подвязалась 40 лет, и на месте которой сегодня стоит монастырь, была осквернена и разрушена до основания в 2004 году. И сегодня монахини не покидают пределов обители, стоящей в самом центре албанского города, они не могут выйти даже в ближайший магазин за хлебом».

Состоялся показ фильма и в Призренской семинарии, в присутствии ее ректора – епископа Косовского Феодосия. По окончании просмотра повисло тяжелое молчание... Владыка медленно встал и произнес: «После страдания приходит Воскресение, после разрушения и пожара – восстановление. И все мы знали, что будет именно так, потому что находимся в некогда разгромленной и сожженной семинарии, отстроенной и возродившейся. Это все сила Божия, которая дает нам силу возродить все вновь. И не было более сильного свидетельства, чем это место, изобилующее жизнью – меня поразили радостные лица преподавателей и учеников семинарии – одни во враждебном городе, в замкнутом, по сути, пространстве, а нет ни тени того надрыва, который иногда проскакивает в людях, несущих более других».

Наталья Батраева считает, что не менее важно, чем донести до нашего зрителя суть происходящего, заставить и Запад, пестующий идею о «русской оккупации Донбасса», не жалеющий на это сил и средств, хотя бы взглянуть на происходящее незашоренными глазами.

В последнее время много сил ушло на продвижение фильма: переводы на иностранные языки, наложение титров, многочисленные показы и представления.Разгорелась настоящая битва за возможность донести за пределы России такой взгляд на эту войну. Отсутствие поддержки и прямое противодействие либералов изнутри усугубляется лоббированием извне.

И тем не меее, показ фильма, вечер, посвященный рассказу о событиях на Донбассе, запланирован в Берлине на 22 июня. Дата эта выбрана неслучайно – это некий посыл к западным политикам: в день начала Великой Отечественной на Донбассе продолжают звучать взрывы и гибнуть люди. Мы расскажем об этом в центре Берлина.

Площадкой станет культовый, известный на всю Европу кинотеатр «Бабилон» – происходящее в нем уже само по себе является событием. Построенный рядом с Александрплац в 1929 году, он предназначался для немых фильмов и театральных постановок, сегодня же принимает Berlinale и другие международные кинофестивали.

В зале и камерном старомодном фойе планируется создать благоприятную атмосферу для общения и диалога с немецкими политиками, журналистами, общественными деятелями, представителями теле- и киноиндустрии.

Премьеру «Донецкой Вратарницы» будет сопровождать культурная программа: после пресс-коференции, откроется выставка фотографий о жизни людей Донбасса, фильм приедут поддержать известные российские музыканты и исполнители.

За берлинской премьерой последуют показы еще в нескольких городах Германии.

P.S. А тем временем вблизи монастыря вновь звучит канонада, и снаряды залетают в недавно посаженный сад и выхоженный монахинями виноградник...

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..