«Галина». Грустно…

Две недели подряд, восемь будних вечеров, на телеэкранах царила гранд-дама советского бомонда Галина Брежнева, героиня «вкусных» и полновесных, как анекдот, московских сплетен 60-х – 90-х годов прошлого столетия.
Галина Брежнева на 16 лет пережила своего отца, а стало быть, пережила и собственную безопасность. Но только полный неврастеник мог посягнуть на жизнь, честь и достоинство бывшей кремлевской принцессы – новые появились. А ее возможных врагов унесло бурей перестройки.
Стоило ли спустя десять лет после смерти Галины Брежневой поминать ее художественным сериалом? Наверное, стоило, если бы авторы и продюсеры взяли на себя труд хоть чуть ярче обозначить фон, на котором развивались нехитрые события принцессиной биографии. А так… Так она выглядит орехом в вишне. Кто видел фильм, тот знает, что любимым занятием Галиной мамы Виктории Петровны было виртуозное изготовление варенья из вишен с внедренным в них орехом – верх бессмысленной кулинарии. И, кстати, один из немногих точных, запоминающихся образов фильма.
Хотя… Почему кулинарии бессмысленной? Вспомните, те, кто жил тогда - не было и в помине действительно бессмысленных сериалов, которыми забивают сейчас на наши головы. Даже самые большие критики социалистического строя и советской власти не стали бы отрицать того очевидного, но неудобного факта, что большинство людей жило при «проклятом брежневском застое», не побоюсь такого сравнения, по православным законам разумного потребления.
А Брежнева жила, как хотела, и была для одних воплощением свободы, а для большинства – предметом зависти.
О себе самой она как-то сказала, что всю жизнь занималась любовью. Конечно, Галина, натура негрубая, не имела в виду точный перевод английского make love – она действительно со всей страстью бездействующей души любила своего Милаева, своего Кио, Лиепу, Буряце… «Все мои мужчины были настоящие звезды», - говорит она в фильме. Живи она во времена Таис Афинской – кто бросил бы камень в царственную куртизанку? Но Галине Леонидовне досталась другая, более развитая эпоха. Эпоха, в которой страстность натуры должна романтически сочетаться с воплощенным талантом балерины, писательницы, актрисы, певицы, а то и политика. Кто была бы сейчас Пугачева с ее романами без ее голоса и гастрольной истории? У Галины Брежневой не было «гастрольной истории», не повезло с нормальной интеллектуальной жизнью советской образованной женщины, а были подаренные папой должности – высокие, но оставшиеся совершенно незаметными в ее биографии.
Вольно или невольно, сложно сказать, но авторам фильма удалось незаметно показать и образ Галины-матери. Многие возмущались и возмущаются до сих пор, как это Виктория, дочь Брежневой, могла сдать в дурдом мать, спившуюся алкоголичку. Да, поступок, не красящий дочь. Но кто-нибудь заметил в фильме эпизоды, показывающие, как Галина любила свою дочку, как она провожала ее в школу, как пыталась приласкать ее? Девочка появляется в кадре только затем, чтобы ее отослали вон.
«Мне негде жить, мне не с кем разговаривать…» - страшный итог красивой яркой жизни.
Неровный минисериал (чего только стоит бесконечная пятая серия – веселенькая такая, с цыганами, свадьба Галины с Игорем Кио) все-таки заставляет размышлять о жизни умной женщины, которой было дано всё, но которая использовала лишь потенциал своего любвеобильного сердца. Говорят, она многим помогала. Но, наверное, не тем людям? Иначе поневоле задумаешься над избытком неблагодарности в этом лучшем из миров.
Безусловно, фильм сделан на более высоком уровне, чем обычное «мыло». Много актерских удач: Л.Нильская и Е.Плаксина (Галина «в возрасте» и молодая), В.Афанасьев (Евгений Милаев), В.Бочкарев (Василий Иванович), Н.Позднякова (Виктория Петровна), И.Евтушенко (молодой Игорь Кио)… Режиссеру В.Павлову великолепно удались эпизоды приезда Брежнева к семье на побывку вместе с Тамарой, красавицей ППЖ (походно-полевой женой), нежность первого брачного утра Галины, но особенно, на мой взгляд, получился финал фильма, когда бывший охранник генсека, задумавший продать тайные записи бесед с Галиной, после ее смерти безжалостно сжигает их в ведре. Приятно все-таки было наблюдать, как в человеке вдруг прорвалась честь русского офицера.