Французовский пленэр
– Только без обид – время ли сейчас любоваться пейзажами, когда лучшие наши владимирские ребята сидят в траншеях под Курском или Часовым Яром? – спросила я заслуженного художника России Юрия Ткачёва. Он согласно кивнул головой, но тут же поправился: «А ведь сейчас как раз, в связи со специальной военной операцией, слово патриотизм перестало быть ругательным. Правильно? А как патриотизм воспитывать у народа? Словами – не всегда получается. А вот пейзаж – это же образ Родины. И когда мы его показываем светло, с любовью, я думаю, для патриотизма это лучшее средство. Это как толчок в сердце. А без любви к Родине не будет и Победы.
…Дорога в Сергеиху от Суздаля вьётся сквозь поля да перелески через Кидекшу, Ляховицы, Песочное... Ухоженные и обустроенные сёла с весёлыми новокрытыми домиками, стройными заборчиками в палисадах, с частыми выставками-продажами на лавочке или табурете молодой картошечки, огурцами да помидорами, оранжевыми тыквами, заметными издалека. И бабушками при них. Кто помнит девяностые, сразу определит: не последнее продают, а от излишка. Потому и лица добрые, и на пробегающие легковушки – ноль внимания: кому надо – пожалуйста, подходи.
В Сергеихе несколько иначе. Надгробием социализму высится над деревней гигантская кирпичная труба бумаготкацкой фабрики ряховских купцов Швецовых, построенной ещё в 1888 году и проработавшей до самой «перестройки». Вереница заброшенных домов по улице Карла Либкнехта, которого сергеихинцы в упор не помнят. Но именно здесь, на родине Бориса Французова (Зауичье вниз по течению Печуги километров с семь) 12 лет назад состоялся самый первый французовский пленэр. Зато теперь среди примет августа он – одна из главных.
Это большое событие, с какой стороны ни погляди: десять дней абсолютно свободных от земных хлопот, даже о хлебе насущном, и – лучшее время в году для творчества. Владимирские художники и их единомышленники из Петербурга и Москвы собираются здесь вместе ежегодно уже более десятка лет.
Тогда подвигла, вдохновила и помогла организовать первую такую творческую встречу Юлия Николаевна, вдова известного художника Бориса Французова, собравшая наследие своего мужа в его мастерской во Владимире, на Большой Московской, 6, а позже и учредившая фонд его имени, ставший главным популяризатором творчества и философии этого удивительного мастера офорта.
В Зауичье Камешковского района Владимирской области, где в доме деда с бабушкой рос Борис Французов, сложился в нём и человек, и художник. Домик, который купил он там ещё в восьмидесятые «под этюды», – это и есть географическая точка отсчёта пленэров, на которых художники, отодвинув все житейские заботы, по-французовски, с этюдниками открывают наново камешковские просторы и себе, и нам. Влюбляются сами и влюбляют нас в деревенскую избу, в тянущийся к солнцу золотой шар, упорно процветающий в заброшенном палисаднике, в заборчик, несущий на себе приметы пролетевшей эпохи, в купол храма, золотящийся из-за дубовых ветвей, и в небо – всегда в небо, укрывающего грешную нашу землю.
В большом зале недавно отреставрированного Дома культуры деревни Сергеиха к началу выставки стало многолюдно. И этот первый знак подлинного интереса к художникам и их творчеству оказался не последним. К концу выставки среди посетителей сформировался очевидный запрос: а нельзя ли купить понравившуюся картину? С этим, пусть пока ещё осторожным проявлением меценатства мы поздравили главу муниципального образования Сергеихинское Олега Кушакова, и он с удовольствием согласился с тем, что уже не только о хлебе насущном заботятся жители деревни. Но это – позже. А открывая выставку, Олег Николаевич заметил:
– Вы знаете, учёные давно уже объяснили, как мы видим мир. Свет, он как-то преображается, и мы видим предметы, очертания, краски... А что такое картины? Картины это свет, который проходит через сердце художника. И каждое сердце это свой кристаллик. И вот сейчас мы можем увидеть нашу малую родину глазами художников. Глазами людей, которые сюда приехали, увидели и оставили нам на холсте то, что увидели, и что мы сможем увидеть и через десять, и через сто лет...
Главный «дирижер» события, директор Камешковского районного историко-краеведческого музея Дмитрий Страхов представил почётных гостей. Оценить ещё пахнущие красками работы пришли заместитель главы Камешковского района по социальным вопросам Наталья Сергеевна Терентьева, глава муниципального образования Сергеихинское Олег Николаевич Кушаков, начальник комитета культуры, туризма и молодёжной политики Галина Витальевна Баташова, директор областного центра пропаганды изобразительного искусства Светлана Вячеславовна Красулина и человек, без которого этот пленэр вообще бы не состоялся, Юлия Николаевна Французова. Полномасштабную выставку, посвященную этому пленэру, можно будет посмотреть в феврале, в залах Камешковского историко-краеведческого музея.
Художник Юрий Ткачёв, с обращения к которому мы и начали наш разговор на итоговой выставке работ, выполненных за десять дней пленэра в Сергеихе, любит вспоминать, как меняется отношение местных жителей к «этим понаехавшим», которые с утра до вечера попадаются им на пути всё время что-то «рисуют».
– Везде, где первый раз появляемся, к нам настороженно относятся. Но потом, слава Богу, у нас коллектив хороший, никто не буянит, когда мы приезжаем второй, а где-то и третий раз, нас уже как своих встречают. И нам работать легко, потому как никто с вопросами не пристаёт, зачем это мы за каждый забор заглядываем или лазаем по тракторам. Все всё понимают.
Участник пленэра художник Андрей Мочалин согласен:
– Мы собрались пописать лето. Нашу любимую природу – Камешковский район. Мы заняты зарабатыванием денег, семейными проблемами, общественными делами. И чтобы вырваться так на природу и чтобы все про нас забыли, для этого нужен такой весомый повод, как вот этот пленэр. Чтобы всем сказать – всё, я уезжаю, забудьте про меня на десять дней, и вот мы с чистой головой уходим в природу и этим дышим.
Пользуясь случаем, задаю Юрию Ткачёву и такой нелёгкий вопрос:
– Сегодня, с учётом очень непростой действительности, нас окружающей, художнику жить легче или тяжелей, как думаете?
– Я застал ещё те, советские, времена, для художников они были просто замечательные. Потому что государство обращало на нас внимание, и мы были востребованы. А сейчас художников просто не замечают, будто их нет. И чтобы написать картину, её же надо «кормить», то есть нужны краски, холсты и время свободное, поэтому приходится вначале где-то зарабатывать деньги, а потом писать картины. То есть, сложная ситуация сейчас. Кто-то преподаёт, кто-то дизайном занимается, но не живописью. Сейчас нет никаких ограничений на творчество, но это как со свободой слова – говори, что хочешь, но тебя никто не услышит. И пленэр – это единственное, что делает для нас власть. Разумеется, местная. Но ведь она тоже – государство. И некоторые из нас только на пленэре и могут поработать...
Увы, время такое – мы принимаем в Союз одних пенсионеров. Только на пенсии человек вдруг вспомнит, что он художник и начинает заниматься творчеством. Такая тенденция жуткая... Вот кот прошёл – ему искусство не нужно. Человек тем и отличается от него, что ему оно нужно...
Сейчас приходится работать урывками. А художник не может быть художником выходного дня. Пропадает мастерство. Пропадает запал. Пропадает качество живописи. Сейчас можно всё в сети выкладывать, в картинки, получать «лайки», и кто больше маячит там, тот будет и лучший художник. А художнику настоящему не нужны «лайки».
– Но с «лайками» приходит реклама, с рекламой – деньги... Третьяковых, увы, нет пока. А раз нет, то нет и развития меценатства...
– Мы же ходим по деревне – этот уголочек, этот – ой, как здорово. А мальчишки подошли вчера к мольберту, глянули на пейзаж – один и говорит: на картинке красивше. А там всего банька какая-то. Но это значит, они открыли красоту...
– Получается, вы воспитатели чувств?
– Получается.
Но судьба работ, выполненных за время пленэра – лежать дома на полках и стеллажах. Может быть, какая-то из них позже и вырастет в картину, но это станет лишь исключением из правила, по которому разбежались в девяностые интересы государства и всех, не только художников, участников культуротворческого процесса в стране.
И если задать себе вопрос, какие чувства воспитывают в зрителях нынешние «звёзды» эстрады и кино, какие ценности несут читателям тысячные тиражи «раскрепощённой» от нравственности литературы, ответом станет песенка «про мани-мани». Разве не так?
– Так, – согласилась с нами Юлия Николаевна Французова. – Мне кажется, это всегда важно – Родину любить, но сейчас ещё важнее, потому что вокруг нас обстановка напряженная.
Война – это не только боевые действия и окопы. Война всегда идёт за человеческие души, за сердца людей, потому и в искусстве это очень важно.
Борис Фёдорович Французов как-то написал: «Когда солдат, сражался со злом, в памяти его всегда была малая Родина. Память о своём отце, матери, дедушке, бабушке, месте, в котором он родился. Это то, что называется по простому "пейзаж". Если хотите, малая Родина. И за неё жизнь отдать уже не жалко».
Есть и ещё одна уникальная особенность у этого события. В графике пленэров российских художников на этот год вы их насчитаете по всей стране едва не полсотни. Почему на особицу французовский на Камешковской земле? Потому что на любой другой пленэр художник едет, чтобы показать себя. Куда, с кем, как надолго – ему по большому счёту безразлично. В Сергеиху, на малую Родину Бориса Французова, едут его единомышленники и друзья по духу. При всей разнице талантов и техники живописи – единомыслящие в понимании предназначения русского художника. Потому что все самые прекрасные чувства при ближайшем рассмотрении рождаются от любви к земле, на которой ты родился и живешь.
Не соглашусь, пожалуй, только с одним: нет у человека «малой» Родины. Есть одна, большая и близкая. В это единое чувство любви к родной земле легко вмещаются иные города и веси России и всякий, живущий с таким же чувством, человек. Без этого сыновьего отношения к Отечеству всякие иные чувства легко фальсифицируются соблазнами и приманками нынешнего бытия, делая победу над врагом – без разбору внутренним или внешним – невозможной. И пленэр этой борьбы участник.