Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
14 декабря 2024
Джакомо Пуччини: «Бог дотронулся до меня мизинцем...»

Джакомо Пуччини: «Бог дотронулся до меня мизинцем...»

Нынешний год проходит в Италии под знаком великого композитора
Ирина Баранчеева, Рим
27.11.2024
Джакомо Пуччини: «Бог дотронулся до меня мизинцем...»

100-летию со дня смерти Джакомо Пуччини (22 декабря 1858 - 29 ноября 1924) посвящены теле- и радио-программы, выходят новые книги о его творчестве. В его родном городе Лукка в Тоскане и в местечке Торре дель Лаго на севере страны, где у композитора была вилла, а сейчас находится его музей, идут фестивальные концерты. Большой концерт на фоне средневековых стен Лукки дал выдающийся дирижер Риккардо Мути.

 

Однако и без этих торжеств музыка прославленного маэстро звучит отовсюду постоянно, а его оперы не сходят со сцен театров всего мира. Творчество Пуччини является как бы завершением золотого века итальянской оперы. Его часто сравнивают с великими предшественниками: Беллини, Доницетти, Верди… С XIX веком его роднила в музыке любовь к мелодии, а в реальной жизни — любовь к земле, к усадебной жизни, страсть к охоте и изысканной кухне (в этом он был похож на Россини, оставив нам рецепты своих любимых блюд).

Однако в жизнь Пуччини уже врывались сумасшедшие ритмы XX века: он был страстным автомобилистом (как наш Рахманинов), ему пришлось завоевывать Новый Свет, он пережил Первую мировую войну, которая на время остановила его творческую активность, затруднила его контакты с зарубежными коллегами. В 1918 году, уже по окончании войны, он, например, так и не решился поехать в Америку на исполнение трех его одноактных опер, так называемого Триптиха, поскольку… боялся подорваться на мине. И не без оснований.

В конце жизни композитор начал внимательно присматриваться к представителям новых поколений, он интересовался музыкой Стравинского, Шенберга, Берга, Яначека, размышляя о том, стоит ли писать монументальные оперы в нашем быстро меняющемся мире. Все же духовно, по своей формации и воспитанию Пуччини остался верен идеалам сентиментального XIX века. Возможно, поэтому его оперы и сегодня способны вызвать слезы на глазах.

Будущий композитор родился 22 декабря 1858 года в семье музыканта в Лукке, где представители нескольких поколений Пуччини были потомственными капельмейстерами в городском соборе. К несчастью, отец умер, когда мальчику было всего пять лет, и его образованием занялся дядя его матери, который не видел в нем никакого особенного таланта. В школе Пуччини также не отличался прилежанием, один из его учителей говорил, что он заходит в класс только для того, чтобы «протирать штаны».

Закончив школу, Пуччини поступил в Музыкальный институт Лукки, где когда-то преподавал его отец. С 14-ти лет он начал зарабатывать, играя на органе в различных церквах. Таким образом, пытался помочь своей семье. 

В 1876 году восемнадцатилетний Пуччини присутствовал в Пизе на исполнении оперы «Аида» Дж. Верди, и это решило его судьбу. «Бог дотронулся до меня мизинцем и сказал: пиши для театра и только для театра», — вспоминал он впоследствии. 

По окончании Миланской консерватории он пишет свою первую оперу «Виллисы» (1883), которая, хотя и не без трудностей, но все же нашла дорогу к сердцам слушателей. В большинстве случаев музыка Пуччини благосклонно принималась публикой, но подвергалась жесткой и часто несправедливой критике профессиональных музыкантов, которые видели в нем подражателя немецким, французским и русским композиторам. Однако прекрасные, легко запоминающиеся мелодии, захватывающий сюжет и подлинное чувство, которое сквозит в его музыкальных драмах, в короткий срок сделали их популярными и любимыми во всей Италии.

Настоящий успех пришел к композитору в 1893 году, когда в Королевском театре Турина была поставлена его опера «Манон Леско», написанная на сюжет романа французского писателя XVIII века Антуана Франсуа Прево. История любви бедной девушки Манон и кавалера Де Грие, выраженная в музыке, сразу же привлекла к себе внимание и была перенесена на сцены других итальянских и европейских театров. Последующие оперы «Богема» (1896) и «Тоска» (1900) только еще больше упрочили славу Пуччини.

Однако со следующей за ними оперой «Мадам Баттерфляй» произошел казус. Поставленная в феврале 1904 года в Ла Скала, она благополучно провалилась. Расстроенный композитор укрылся на своей вилле в Торре дель Лаго и начал дорабатывать партитуру, пытаясь понять причину фиаско. И здесь в жизни Пуччини неожиданно появляется славянский след.

Для повторной постановки в Брешии он пригласил на главную роль новую исполнительницу, выдающуюся украинскую певицу Соломию Крушельницкую, которая в тот момент выступала на лучших сценах мира. Она была знакома с Федором Шаляпиным и могла наблюдать за его игрой на сцене, за его полным перевоплощением в образ. (Крушельницкая, кстати сказать, оставила о русском басе очень интересные и теплые воспоминания).

В течение трех месяцев певица вживалась в роль нежной, обворожительной гейши Чио-Чио-Сан, нося кимоно не только во время репетиций в театре, но и дома, чтобы чувствовать себя в нем абсолютно свободно. В итоге, успех повторной премьеры был огромным. Крушельницкая спасла эту оперу от забвения, и растроганный композитор подарил ей свою фотографию с дарственной надписью: «Самой прекрасной и очаровательной Баттерфляй».

В 1907 году Пуччини вместе с женой Эльвирой впервые посетил Америку, завязав контакты с нью-йоркским музыкальным миром. В 1910 году в Метрополитен-опера состоялась премьера его оперы «Девушка с Запада», но она остается одной, как считают специалисты, из наименее интересных его работ. Последующие одноактные оперы Пуччини также несравнимы с его предыдущими шедеврами. Сейчас они редко исполняются, из них известны в основном отдельные арии. Наступало не его время: на смену романтики шел хаос грядущих революций бизнес, коммерция... 

Только в 1920 году композитор принялся за сочинение большой оперы на сюжет сказки Карло Гоцци «Турандот», для чего начал изучать китайскую народную музыку. Однако работа шла медленно, с большими интервалами. Композитор чувствовал себя неважно, у него диагностировали рак горла. 

В ноябре 1924 года он отправился в Брюссель, где ему была сделана операция на горле, «удачно», как было сказано в медицинском бюллетене, но несколько дней спустя композитор скончался от внутреннего кровотечения. Опера «Турандот» осталась незаконченной. Разные композиторы пытались досочинить финал. Наиболее известным и часто исполняемым остается вариант Франко Альфано. Впервые «Турандот» была поставлена в Ла Скала в 1926 году. За дирижерским пультом стоял Артуро Тосканини, друг Пуччини, который, дойдя до того момента, когда смерть похитила маэстро, положил дирижерскую палочку и не стал продолжать дальше…


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Наталья
09.12.2024 15:27
Спасибо, Ирина, за замечательную статью о гении и прекрасные фотографии. Джакомо Пуччини действительно получил благословение от бога и музыка его божественна. Пишите больше! Ваши статьи - это всегда новое открытие!

Эксклюзив
12.12.2024
Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени отмечена Н.А. Нарочницкая
К Дню Победы (1941-1945)
13.12.2024
Дмитрий Фёдоров
Великая Отечественная глазами американского военкора со старинной русской фамилией
Фоторепортаж
11.12.2024
Подготовила Мария Максимова
В нашей стране появился Музей Героизма




* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.