Джакомо Пуччини: «Бог дотронулся до меня мизинцем...»
100-летию со дня смерти Джакомо Пуччини (22 декабря 1858 - 29 ноября 1924) посвящены теле- и радио-программы, выходят новые книги о его творчестве. В его родном городе Лукка в Тоскане и в местечке Торре дель Лаго на севере страны, где у композитора была вилла, а сейчас находится его музей, идут фестивальные концерты. Большой концерт на фоне средневековых стен Лукки дал выдающийся дирижер Риккардо Мути.
Однако и без этих торжеств музыка прославленного маэстро звучит отовсюду постоянно, а его оперы не сходят со сцен театров всего мира. Творчество Пуччини является как бы завершением золотого века итальянской оперы. Его часто сравнивают с великими предшественниками: Беллини, Доницетти, Верди… С XIX веком его роднила в музыке любовь к мелодии, а в реальной жизни — любовь к земле, к усадебной жизни, страсть к охоте и изысканной кухне (в этом он был похож на Россини, оставив нам рецепты своих любимых блюд).
Однако в жизнь Пуччини уже врывались сумасшедшие ритмы XX века: он был страстным автомобилистом (как наш Рахманинов), ему пришлось завоевывать Новый Свет, он пережил Первую мировую войну, которая на время остановила его творческую активность, затруднила его контакты с зарубежными коллегами. В 1918 году, уже по окончании войны, он, например, так и не решился поехать в Америку на исполнение трех его одноактных опер, так называемого Триптиха, поскольку… боялся подорваться на мине. И не без оснований.
В конце жизни композитор начал внимательно присматриваться к представителям новых поколений, он интересовался музыкой Стравинского, Шенберга, Берга, Яначека, размышляя о том, стоит ли писать монументальные оперы в нашем быстро меняющемся мире. Все же духовно, по своей формации и воспитанию Пуччини остался верен идеалам сентиментального XIX века. Возможно, поэтому его оперы и сегодня способны вызвать слезы на глазах.
Будущий композитор родился 22 декабря 1858 года в семье музыканта в Лукке, где представители нескольких поколений Пуччини были потомственными капельмейстерами в городском соборе. К несчастью, отец умер, когда мальчику было всего пять лет, и его образованием занялся дядя его матери, который не видел в нем никакого особенного таланта. В школе Пуччини также не отличался прилежанием, один из его учителей говорил, что он заходит в класс только для того, чтобы «протирать штаны».
Закончив школу, Пуччини поступил в Музыкальный институт Лукки, где когда-то преподавал его отец. С 14-ти лет он начал зарабатывать, играя на органе в различных церквах. Таким образом, пытался помочь своей семье.
В 1876 году восемнадцатилетний Пуччини присутствовал в Пизе на исполнении оперы «Аида» Дж. Верди, и это решило его судьбу. «Бог дотронулся до меня мизинцем и сказал: пиши для театра и только для театра», — вспоминал он впоследствии.
По окончании Миланской консерватории он пишет свою первую оперу «Виллисы» (1883), которая, хотя и не без трудностей, но все же нашла дорогу к сердцам слушателей. В большинстве случаев музыка Пуччини благосклонно принималась публикой, но подвергалась жесткой и часто несправедливой критике профессиональных музыкантов, которые видели в нем подражателя немецким, французским и русским композиторам. Однако прекрасные, легко запоминающиеся мелодии, захватывающий сюжет и подлинное чувство, которое сквозит в его музыкальных драмах, в короткий срок сделали их популярными и любимыми во всей Италии.
Настоящий успех пришел к композитору в 1893 году, когда в Королевском театре Турина была поставлена его опера «Манон Леско», написанная на сюжет романа французского писателя XVIII века Антуана Франсуа Прево. История любви бедной девушки Манон и кавалера Де Грие, выраженная в музыке, сразу же привлекла к себе внимание и была перенесена на сцены других итальянских и европейских театров. Последующие оперы «Богема» (1896) и «Тоска» (1900) только еще больше упрочили славу Пуччини.
Однако со следующей за ними оперой «Мадам Баттерфляй» произошел казус. Поставленная в феврале 1904 года в Ла Скала, она благополучно провалилась. Расстроенный композитор укрылся на своей вилле в Торре дель Лаго и начал дорабатывать партитуру, пытаясь понять причину фиаско. И здесь в жизни Пуччини неожиданно появляется славянский след.
Для повторной постановки в Брешии он пригласил на главную роль новую исполнительницу, выдающуюся украинскую певицу Соломию Крушельницкую, которая в тот момент выступала на лучших сценах мира. Она была знакома с Федором Шаляпиным и могла наблюдать за его игрой на сцене, за его полным перевоплощением в образ. (Крушельницкая, кстати сказать, оставила о русском басе очень интересные и теплые воспоминания).
В течение трех месяцев певица вживалась в роль нежной, обворожительной гейши Чио-Чио-Сан, нося кимоно не только во время репетиций в театре, но и дома, чтобы чувствовать себя в нем абсолютно свободно. В итоге, успех повторной премьеры был огромным. Крушельницкая спасла эту оперу от забвения, и растроганный композитор подарил ей свою фотографию с дарственной надписью: «Самой прекрасной и очаровательной Баттерфляй».
В 1907 году Пуччини вместе с женой Эльвирой впервые посетил Америку, завязав контакты с нью-йоркским музыкальным миром. В 1910 году в Метрополитен-опера состоялась премьера его оперы «Девушка с Запада», но она остается одной, как считают специалисты, из наименее интересных его работ. Последующие одноактные оперы Пуччини также несравнимы с его предыдущими шедеврами. Сейчас они редко исполняются, из них известны в основном отдельные арии. Наступало не его время: на смену романтики шел хаос грядущих революций бизнес, коммерция...
Только в 1920 году композитор принялся за сочинение большой оперы на сюжет сказки Карло Гоцци «Турандот», для чего начал изучать китайскую народную музыку. Однако работа шла медленно, с большими интервалами. Композитор чувствовал себя неважно, у него диагностировали рак горла.
В ноябре 1924 года он отправился в Брюссель, где ему была сделана операция на горле, «удачно», как было сказано в медицинском бюллетене, но несколько дней спустя композитор скончался от внутреннего кровотечения. Опера «Турандот» осталась незаконченной. Разные композиторы пытались досочинить финал. Наиболее известным и часто исполняемым остается вариант Франко Альфано. Впервые «Турандот» была поставлена в Ла Скала в 1926 году. За дирижерским пультом стоял Артуро Тосканини, друг Пуччини, который, дойдя до того момента, когда смерть похитила маэстро, положил дирижерскую палочку и не стал продолжать дальше…