Диапазон Тамары Синявской
У неё огромный диапазон звучания голоса, какое-то обволакивающее и пронзительное, исполненное страстной чувственности звучание особенно в низких нотах. А её уникальный бархатный тембр и по сию пору позволяет певице исполнять и партии, и песни, и романсы исконно русским контральто. И вообще таких певиц, как Синявская, в стране можно на пальцах рук сосчитать...
Она родилась в рабочей семье. Рано осталась без отца. Свой необыкновенный голос унаследовала от матери, которая в молодые годы очень хорошо пела. Правда, только в церкви на клиросе. Сама Тамара пела с тех пор, как помнит себя. Любила заходить в парадные подъезды старых московских домов с высокими мраморными потолками, обладающими превосходной акустикой. В них упражнялась с голосом до тех пор, покуда кто-то не возмущался нарушением тишины. Потом переходила в другой дом. Так со своими «парадными концертами» маленькая Тамара обходила все подъезды, расположенные по улице Мархлевского, ныне Милютинский переулок. О её «уличных гастролях» прознала мама и записала дочку в Дом пионеров. И не потому, что мечтала видеть её певицей или актрисой. Наоборот говорила, что это тяжелый и неблагодарный труд. Но всё же уважила Тамарино стремление к пению. Поначалу девочка занималась в танцевальной группе, которая входила в знаменитый детский ансамбль песни и пляски В.С. Локтева. Затем восемь лет прилежно пела в хоровом коллективе ансамбля. На каждом правительственном концерте в те времена обязательно выступал их коллектив. Со временем он превратился в превосходную музыкально-сценическую школу, где будущая народная артистка привыкла к публике, приобрела «чувство сцены».
В те времена Синявская знала все популярные песни из любимых кинофильмов. Её кумиром была аргентинская певица Лолита Торрес. В.С. Локтев посоветовал своей лучшей ученице поступать в музыкальное училище при Московской государственной консерватории. Там Синявскую учили такие известные музыкальные педагоги, как Л.М. Маркова и О.П. Померанцева. Будучи студенткой училища, Тамара уже участвовала в постановке спектакля «Живой труп» на сцене Государственного академического Малого театра. Много раз выходила на сцену и в составе цыганского хора. Этот период послужил для неё великолепной актерской школой, которая так пригодится спустя годы на сцене лучшего оперного заведения страны и мира – Большого театра. И, разумеется, всю себя отдавала музыкальным занятиям. Ещё на скамье училища исполняла сложнейшие сольные партии в кантатах Чайковского «Москва» и Прокофьева «Александр Невский». Померанцева не сдерживала слёз умиления, говорила: «Тамарочка, милая, если ты таким темпом будешь и дальше осваивать кантаты, то я тебя обязательно ещё услышу на сцене Большого!» Предсказание педагога сбылось.
Все выпускные экзамены в училище Тамара Синявская сдавала на «отлично с плюсом», что в стенах прославленного заведения случалось чрезвычайно редко.
Учителя были единодушны: ей следует пройти слушанье в стажерской группе Большого театра. Сборы юной выпускницы на трудный экзамен были недолги. И вот она предстала перед членами приёмной комиссии, куда входили: Евгений Светланов, Геннадий Рождественский, Борис Покровский, Ирина Архипова, Галина Вишневская. Что ни имя, то легенда отечественной музыкальной культуры. Однако Тамара не растерялась и сумела по-настоящему удивить членов комиссии своими великолепными вокальными данными. Её взяли стажером безоговорочно, даже вопреки устоявшимся традициям и правилам. Всё дело в том, что Синявская ещё не достигла двадцати лет, и у неё отсутствовало консерваторское образование.
Через год Синявскую зачисляют в основную труппу Большого театра солисткой. Как оказалось, более чем на четыре десятилетия. В 1970-м Тамара Ильинична становится лауреатом IV Международного музыкального конкурса имени П.И. Чайковского. Для всякого серьёзного певца это всё равно, что для спортсмена стать олимпийским чемпионом. Кстати, Тамара получила тогда Первую премию и Золотую медаль. (Вместе с ней в тот год лауреатами стали Елена Образцова и Владимир Спиваков). Уже работая в Большом театре, Тамара Ильинична окончила ГИТИС – факультет актёров музыкальной комедии по классу Д. Белявской. В 1972 году принимала участие в спектакле Московского государственного академического камерного музыкального театра под руководством Б.А. Покровского «Не только любовь» Р.К. Щедрина (партия Варвары Васильевны). Много гастролировала за рубежом. Участница музыкального фестиваля «Варненское лето» (Болгария). Выступала в спектаклях оперных театров Франции, Испании, Италии, Бельгии, США, Австралии и других стран мира. Ездила с концертами по Японии и Южной Корее. Некоторые партии из обширного репертуара Синявской впервые были исполнены именно за рубежом. К слову, она год стажировалась в знаменитом «Ла Скала». А еще завоевала Гран-при в Бельгии и Софии.
Несколько десятилетий Тамара Ильинична вела и сольную обширную концертную деятельность. Выступала с концертами в крупнейших концертных залах России и за рубежом, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П.И. Чайковского, Консертгебау (Амстердам).
…Мы познакомились с Тамарой Синявской осенью 1977 года. Её супер популярного мужа Муслима Магомаева я знавал много раньше, во времена своей службы в Бакинском округе ПВО. Певец дал мне фронтовые письма своего отца, полкового разведчика, геройски погибшего в Трептов-парке. И я написал документальную повесть «Свой долг исполню честно». До самой смерти Магомаева мы поддерживали великолепные отношения. О Тамаре и говорить нечего. Правда, к тому времени я располагал о ней только самыми общими биографическими данными, как о депутате Верховного Совета СССР. И мне почему-то казалось, что обласканная системой певица, вдобавок с такими совершенно неотразимыми внешними данными, да ещё и будучи женой прославленного певца, давно приставляет собой гордую и недоступную особу. Сколь сильно я ошибался, убедился, когда пришлось готовить её творческий вечер у нас в Доме ВТО имени А.А. Яблочкиной. Тамара оказалась умной, обаятельной и веселой, с большим чувством юмора женщиной. Не зря она пользовалась всенародным обожанием, будучи более трёх десятилетий «половинкой» самой красивой звёздной супружеской пары Советского Союза с Муслимом Магомаевым.
– Тамара, как вы познакомились, как чувствовали себя со столь популярным человеком? – Спросил я её как-то при встрече.
– Рядом с ним я была просто женщиной, а восточный мужчина женщину ценит по-особому. И потом Муслим ведь обладал великолепным чувством юмора. Мы с ним познакомились в 1972 году на Декаде русского искусства в Азербайджане – были такие замечательные мероприятия во времена Советского Союза – в 1972 году. Меня представил друг Магомаева поэт Роберт Рождественский. «Муслим», – смущённо опустив глаза, произнёс всемирно знаменитый певец. «Хорошо, что вы представились, – сказал я, – а то бы я вас и не узнала». И мы все трое рассмеялись.
– Но поженились-то вы не сразу…
– Да, мне пришлось сначала развестись с первым мужем Сергеем. Полюбила я Муслима сильно, если хотите – всесокрушающей любовью. Он для меня был единственным на всём белом свете. Ну и он мне, видит Бог, отвечал взаимностью. Без этого мы бы не прожили вместе более трети столетия. А как он ухаживал – это словами передать трудно. Знаменитую «Мелодию», едва записав, он дал мне прослушать по телефону. Хотя поначалу мы с ним долгое время обращались на «вы». Муслим вообще был человеком с огромным чувством собственного достоинства. Вы же знаете, что он не терпел панибратства. Попробовал бы кто-нибудь подойти к нему и похлопать по плечу. Одним взглядом испепелил бы. Он был очень добрым, но всегда со всеми держал дистанцию.
– И всё-таки, случалось же, что вы спорили?
– Так называемых бытовых сцен между нами никогда не возникало. Ибо надо быть просто дурой набитой, чтобы считать себя главной в семье, чинить мужу всякие козни! Да и как можно было считать себя пупом земли рядом с таким Артистом и Личностью, как Муслим? Женщина всегда должна окутывать теплом мужчину. К нам в дом часто приходили друзья, семейные пары. Однажды Муслим услышал, как жена непочтительно, с раздражением что-то гневно тараторила своему мужу. Потом мне сказал: «Если бы я хоть раз услышал от тебя нечто подобное – только бы в этом доме меня и видели». А так, у нас возникали, в основном творческие дебаты. Творчество ведь составляло главное содержание нашей жизни. Муж мог на этой почве проявить свой восточный характер, вспылить. Но и отходчив был. Я всегда понимала, кто мне Судьбой послан.
И вот сейчас думаю, что при всей своей славе Муслим остался всё же недооценённым. Ведь он не только как певец, но и как человек во всех своих проявлениях был уникальным. Деликатнейший, никогда и никого не порочил. За глаза – тем более. Такие люди отмечены Богом. Потому он до самого последнего дня пребывания на этой Земле вызывал к себе живой, неподдельный интерес. Наверное, и я в том плену находилась. Он мне часто снится. Периодически я бываю на его могиле в Баку. Нелегко, я уже не девушка. Но мне просто необходимо время от времени посидеть возле его почётного захоронения. В республике меня, с лёгкой руки Алиева называют «гялин». Гейдар Алиевич на нашей с Муслимом свадьбе произнёс тост: «Ты, Тамара, наша гялин – невестка всего Азербайджана. Потому как наш Муслим – сын всего Азербайджана»
Муслим просто обожал сюрпризы. Был случай, когда он, возвращаясь из какой-то поездки, завернул ко мне на гастроли в Казань. Там я пела Любашу в «Царской невесте». И вот в антракте, когда я вышла на поклон, мне билетёрши поднесли огромный букет. Гигантский букет! В нём я потом насчитала сто пятьдесят четыре гвоздики! Представляете, что это за букет? Весь зал ахнул. Потому что у нас, в лучшем случае, дарят цветы до женитьбы, а чтобы вот так просто поднести букет жене, согласитесь, явление не самое распространённое. А ведь это праздник, когда ты чуть-чуть, но поднимаешься над землей. К тому же сам мужчина еще больше становится мужчиной, когда он дарит цветы женщине.
Первое время после его ухода я не могла видеть его на экране, слышать его голос в записи – так мучительно было больно. Лечилась работой. Я заведую вокальной кафедрой в своём родном ГИТИСе. С большим шумом он вошёл в нашу жизнь и по-английски тихо ушёл из неё…
И так всегда при встрече – она говорит больше о нём, чем о себе.
Дорогая, любимая Тамара Ильинична, с юбилеем!
Тамара Ильинична Синявская – народная артистка Советского Союза, камерная, оперная певица (меццо-сопрано), музыкальный педагог, кавалер Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, орденов Почёта, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», лауреат премии Ленинского комсомола, народный артист Азербайджанской Республики. Кроме того, певица стала лауреатом I премии IX Международного фестиваля молодёжи и студентов в Софии, гран-при и специальной премии за лучшее исполнение романса на XII Международном конкурсе вокалистов, 1 премии IV Международного конкурса имени П. И. Чайковского, премии Московского комсомола, премии Фонда Ирины Архиповой, премии Правительства Российской Федерации 2013 года в области культуры.
Михаил Александрович Захарчук – полковник в отставке