Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
3 июля 2022
Десять дней счастья в Давыдово

Десять дней счастья в Давыдово

Закончился девятый пленэр владимирских художников на родине Бориса Французова
Елена Пустовойтова
17.08.2021
Десять дней счастья в Давыдово

Пленэр прошел на Камешковской земле, в деревне Давыдово. Назвать его только владимирским было бы неточно – отдать дань любви к русской земле и запечатлеть кистью её красоты в Давыдово приехали, как это водится, и художники из других весей: в этот раз Москвы и Рязани. За десять жарких дней, под присмотром любопытных давыдовцев, четырнадцать мастеров кисти создали больше полутора сотен работ – такова творческая сила пленэра!

Они составили целую художественную выставку, которая могла бы украсить любую, не только владимирскую, картинную галерею. Эта выставка, ставшая итогом десяти дней – и вечеров, и утренних зорек, – прошла в воскресенье, 8 августа, в Доме культуры села.

Такие пленэры, начало которым положил мастер владимирского офорта Борис Французов,а теперь продолжает традицию фонд его имени, для владимирских художников стали не только местом встреч, живого общения и отдохновения для единомышленников, но и местом свидания с музой, добавляющей им творческих сил.

А то, что пленэр этого года прошел там, где Александр Порфирьевич Бородин писал музыку оперы «Князь Игорь» и жил три летних сезона в 1876-1879 годах, добавило художникам какого-то особого, юношеского вдохновения.

Открывая торжественную часть пленэра,директор Камешковского историко-краеведческого музея Светлана Кудряшова напомнила собравшимся, что это уже второй пленэр в Давыдово. Первый, в 2013 году, назывался «По бородинским местам», был он скромнее, в нём участвовали только восемь художников, но с каждым годом «бородинский дух» покорял всё большее число живописцев, и вот опять привел их сюда, к музею.

Председатель Владимирского областного отделения Союза художников России Дмитрий Холин так прямо это и сказал: «В давыдовских местах есть музыкальность, недаром Бородин сюда так часто приезжал... Здесь и работы рождаются музыкальные, это можно даже по ним проследить...».

Действительно, выставленные в большом, недавно хорошо отремонтированном Доме культуры картины, при всем разнообразии авторского темперамента, техники, изобразительных средств – пастель ли это или угольный карандаш, масло или акварель –все работы давыдовского пленэра действительно звучат. Звучат в унисон светлому чувству любви к родному краю. И несут это чувство зрителю.

Пленэрный меридиан связывает творчество владимирских художников с прошлыми творческими десантами, проходившими в Камешковском районе. Он ведёт в будущее–картины,этюды, зарисовки, сделанные в Давыдово, только начали свою жизнь. Они могут стать большими живописными полотнами, украсят выставки, умножат признание владимирцев.

– Художники – это большая семья, – считает Дмитрий Холин. – Она живет своей внутренней жизнью. И это хорошо, тогда есть творчество, есть желание творить. Я уверен, со временем мы увидим эти работы на больших выставках.

Не открою секрета, если скажу, что без поддержки местных органов власти ни один праздник художников – а пленэр это праздник –не состоялся бы так полно и творчески значительно. И в этот раз глава администрации муниципального образования Второвское Камешковского района Светлана Левина, принимавшая участие в организации пленэра, с восторгом говорила о его плодах, выставленных в Доме культуры.

– Смотришь и поражаешься тому, какие вы мастера. Не представляю, как возможно запечатлеть на листе бумаги мокрую крышу, заход солнца, вот эти наши церкви...

Она пригласила художников приезжать к ним снова, обещая всяческую поддержку и помощь.

С Фондом Бориса Французова у художников вполне понятная связь. Но с ним тесно сотрудничает и камешковский историко-краеведческий музей... Поэтому глава Фонда Юлия Николаевна Французова здесь не просто гость. Она предложила следующий пленэр, юбилейный – он обязательно пройдёт в Зауечье, на родине Бориса Французова, – завершить выставкой работ в Центре пропаганды изобразительного искусства Владимира.

– То, что вы показываете в течение всех этих лет, – обратилась она к художникам, – это прекрасно. Нужно, чтобы люди это видели.

И еще у Юлии Николаевны есть мечта, она поделилась ею с гостями и хозяевами пленэра. Было бы замечательно, чтобы у этого праздника владимирских живописцев появилось собственное «давыдово» или, если хотите, своё «Переделкино». Дом творчества, где они сами были бы хозяева, где их творческий союз свил бы себе гнездо.

– И хотелось бы, чтобы это было в родной деревне Бориса Французова, – заключила она.

Виктор Корсаков, гость из Рязани, поделился главным: «Теплота этого пленэра, человеческая теплота она просто подкупает... Коллектив, спаянный творчеством, и каждый интересен в творческом плане. Спасибо вам большое».

Дело неблагодарное передавать словами то, что надо видеть. Работы этих художников действительно надо видеть. Какими увидит их наш искалеченный монетизацией чувств современник? Член Союза художников, доцент кафедры искусствоведения Российского госуниверситета имени А.Н. Косыгина Виктор Калашников считает, что современный уровень культуры – болезненный вопрос.

– Считать его катастрофическим не приходится. И апологеты современной цивилизации и её критики не сходятся из-за механизмов старого восприятия, который срабатывал, скажем, полвека назад. Если мыслить в тех представлениях, мы придём либо к восторгу, либо к чудовищному ужасу. Потому что объективность той ситуации, в которой мы прибываем сейчас, не определяется некоей данностью, как это было двести–триста лет назад: вот есть система ценностей, вот есть общество, которое эту систему ценностей впитывает и реализует. Сейчас культура пребывает в стадии самоопределения, становления. Сейчас доминанты нет.

Поэтому художественная жизнь, при всех сложностях экономических, организационных и так далее, она как раз очень важна. Может быть, важнее, чем десятилетия или даже столетия назад. Потому что через искусство другие сферы человеческой жизни могут получить какие-то координаты, какие-то якоря, за которые можно зацепиться.

Через искусство прежде всего.

При всей сложности «проставления оценок» новому миропорядку, складывающемуся у нас на глазах, остаётся всё-таки доминантой предназначение искусства – нести людям прекрасное.чувства добрые. Как это делают участники давыдовского пленэра.

И вместо послесловия: как сказал, и тем самым вызвал согласие всей дружной команды живописцев, тот же Виктор Калашников:«Для меня, например, этот пленэр – это счастье. Десять дней счастья. В жизни много радостей всяческих бывает, но десять дней счастья это вот то, ради чего можно и потерпеть остальные триста пятьдесят пять».


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Малешкин
17.08.2021 15:22
Слава Богу, что еще есть в России такие художники, есть красота!
Очень нужны такие очаги, конечно, дать бы им постоянное пристанище, дом.

Эксклюзив
01.07.2022
Наталия Нарочницкая
Как проект «Украина» становится инструментом мировой войны.
Фоторепортаж
27.06.2022
Подготовила Мария Максимова
К годовщине начала Великой Отечественной войны в Музее Победы открылась необычная выставка.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.