Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
15 августа 2022
Данте на все времена

Данте на все времена

В Италии широко отмечается юбилей великого поэта
Ирина Баранчеева, Рим
11.11.2021
Данте на все времена

В этом году исполнилось 700 лет со дня смерти Данте Алигьери, скончавшегося в Равенне в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года в возрасте 56 лет. Всемирную известность ему принесла его монументальная поэма, в которой он, выступая в роли главного героя, сначала спускается в ад и созерцает все его муки, а затем, пройдя сквозь «чистилище», попадает в рай. Поскольку поэма заканчивается «хорошо», то по канонам того времени он назвал ее «Комедией», к которой современники присоединили эпитет «Божественная» за ее несомненные литературные достоинства.

Казалось бы, Данте, отделенный от нас толщей столетий, который в этом своем капитальном труде продемонстрировал синтез средневековой культуры и видения мира того времени, бесконечно далек от нас, сегодняшних. Но это не так. И подтверждением тому служит открывшаяся в римском выставочном комплексе «Конюшни Квиринала» большая экспозиция под лаконичным и впечатляющим названием: «Ад».

Через богатый изобразительный и документальный материал (235 картин, рисунков, гравюр, скульптур и старинных книг) устроители выставки приглашают посетителей пройти вслед за Данте по кругам его «Ада» и проследить через работы великих художников и скульпторов, вдохновленных его шедевром, как на протяжении веков менялось в человеческом сознании восприятие категории ада.

Жизнь Данте была богата событиями и несла не себе отпечаток его времени и яркой личности, отмеченной гордым характером и неуемным темпераментом. Он родился в 1265 году во Флоренции, где его семья занимала видное положение в городской иерархии. В силу этого он получил прекрасное образование и со всем пылом молодости окунулся в интеллектуальную и общественную жизнь своего города.

Однако Флоренция того времени была раздираема борьбой между различными политическими группировками, и это роковым образом отразилось на жизни Данте. В 1302 году, после поражения его партии в борьбе за власть во Флоренции, он был навсегда изгнан из родного города.

Почти двадцать лет он провел в изгнании, находя приют у просвещенных правителей, которые возглавляли небольшие княжества, существовавшие тогда на территории Италии. Для некоторых из них он становился посредником в дипломатических делах, и преждевременная смерть настигла его как раз по возвращении с одной из таких миссий, когда по дороге он заболел малярией.

«Горек чужой хлеб, и тяжелы ступени чужого крыльца...» – цитирует Пушкин в «Пиковой даме» слова Данте.

Именно познав горечь изгнания, Данте начал создавать свою поэму как уход от реальной жизни с ее обманом и разочарованиями в идеальный мир искусства. Он посвятил в ней горькие строки родной Флоренции и не забыл отправить в воображаемый ад своих врагов, для которых придумал весьма изощренные пытки.

По единодушному мнению исследователей, главы «Ада» по своей изобретательности и мастерству описания удались ему гораздо больше, чем две другие части поэмы, «Чистилище» и «Рай». И в этом Данте тоже как никогда близок современному человеку. Не случайно римская выставка посвящена именно первой части бессмертной «Комедии»: на протяжении веков художники обращались в своих работах чаще всего к изображению картин ада, которые нам кажутся несравненно более жизненными и понятными, чем трансцендентные видения рая, доступные немногим...

Экспозиция, начинающаяся с раздела «Падение восставших ангелов», проводит посетителей через разделы «Смерть, суд, ад и рай», «Данте – автор «Божественной комедии», «Топография дантовского ада» и другие к более близкому нам прочтению «Ада на земле». Это – осмысление реальности урбанизации, войны, тюрем, психиатрических больниц и концентрационных лагерей. А современные посетители в масках, вынужденные держать дистанцию, которым смотрители советуют не задерживаться подолгу у витрин, являются лучшим доказательством того, что человек удивительно ловко умеет создать сам себе ад на земле.

Среди наиболее интересных экспонатов выставки – рисунок Сандро Боттичелли «Воронка ада» из его иллюстраций к «Божественной комедии», предоставленный Библиотекой Ватикана, и «Страшный суд» Беато Анджелико, прибывший из Флоренции.

Обращает на себя внимание семиметровый гипсовый слепок со знаменитых «Врат ада» Огюста Родена, сделанный в 1989 году одновременно с отливкой одного из последних бронзовых экземпляров этой работы. В ней великий скульптор XX века интерпретирует дантовский сюжет со свойственными ему изобретательностью и новаторством.

В экспозиции представлено несколько редких экземпляров «Божественной комедии» XV века, украшенных миниатюрами. Адские видения во всей их явственности оживают в работах Яна Брейгеля-старшего и Иеронима Босха.

Зритель почти ощутимо ощущает его леденящее душу дыхание на полотне «Вергилий и Данте в девятом круге Ада» Гюстава Доре, одного из лучших иллюстраторов этого литературного шедевра.

Стоит сказать несколько слов о внешности поэта. Тот образ Данте, который запечатлен в нашем коллективном сознании, с резко очерченными чертами лица и орлиным носом, имеет мало общего с его подлинной внешностью. Ученые, исследовавшие его останки, пришли к заключению, что у Данте было тонкое лицо, но без орлиного носа, поэтому его облик ближе скорее к портрету художника Андреа дель Кастаньо.

Отдельный раздел экспозиции посвящен Паоло и Франческе – самым известным дантовским фаворитам, где запоминается картина Анри-Жана-Гийома Мартена, на которой несчастная пара предстает перед Данте и его вожатым несущаяся в огненном вихре лимба.

Значительное место уделено «Метаморфозам дьявола», где интересно проследить, как менялось со временем восприятие «врага рода человеческого» – от привычного для Средневековья мохнатого чудовища с рогами и копытами до вполне человеческого существа, хотя и с инфернальным взглядом.

Таким он предстает на картине «Люцифер» немецкого художника-экспрессиониста Франца фон Штука. Этот образ выбран для афиши выставки.

Свое сошествие в ад Данте заканчивает тем, что, преодолев центр Земли, начинает подъем к горе «чистилища», чтобы «вновь узреть светила». Так и эта выставка, которая задумана как теологический и аллегорический анализ великого творения Данте, чтобы указать человечеству путь освобождения от ужасов и духовной нищеты для достижения счастья и спасения, заканчивается в «звездном» зале. Он заполнен пастельными работами французского художника и астронома XIX века Этьена-Леопольда Трувело, запечатлевшими Большую туманность Ориона и Млечный путь. А также – картинами современных художников, таких, как Герхард Рихтер и Ансельм Кифер, глядя на которые понимаешь, как ничтожно мал человек перед Божественным звездным океаном бесконечности…


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Александр из Од
12.11.2021 14:26
Размах Данта соответствует таланту и размаху Вергилия. Герой Вергилия Эней тоже по сюжету спускается в мир мертвых. Но католическая ересь в придуманном Чистилище портит весь замысел великого произведения.
В православной догматике есть только Ад и Рай.

Эксклюзив
10.08.2022
Валерий Панов
Зачем артиллерия ВСУ бьет по Запорожской АЭС.
Фоторепортаж
08.08.2022
Подготовила Мария Максимова
Трансформации и планы туристической Москвы представлены на выставке в Манеже.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.