Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Что нравится зрителю?

Что нравится зрителю?

Заметки о прошедшем в Сочи юбилейном «Кинотавре»
Нина Катаева
26.06.2019
Что нравится зрителю?

Юбилейный национальный кинофестиваль прошел с размахом. Как всегда, приехали все, легче было назвать тех, кто не был. Мэтрам, правда, становится все труднее добираться до «Жемчужины» у моря. Но Сергей Соловьев, достаточно вспомнить его «Сто дней после детства» и «Ассу», приехал – именно ему вручили почетную награду «За свободу духа и твердость убеждений». Сергей Александрович не стал подниматься на сцену, огромный зал аплодировал ему стоя. Конечно, он вспомнил молодость, назвав «Кинотавр» «семьей» и «своей жизнью», потому что «другой» у него «не было», признался, что уходить на пенсию не планирует и надеется «что-нибудь снять».

Президент «Кинотавра» Александр Роднянский, говоря о пути трансформаций российского кинематографа за три десятилетия – от вынужденной «замороженности», через «эйфорию временных успехов и кризисы нулевых – к достаточно стабильной работе в наши дни», непременно подчеркивает, что миссией фестиваля считает то, что «из разрозненных кинематографистов он собирает солидарное сообщество, работающее над тем, что называется «славой российского кино». Роднянский считает «Кинотавр» «самым большим фестивалем национального кино в мире – по количеству показанных фильмов, гостей, программ». Президент убежден, что на этом мероприятии люди разных взглядов и убеждений действительно чувствуют родство: «А это самое важное. Без этого не получится кино».

В этом году на фестивале было аккредитовано 3.500 участников и более 200 СМИ. Бюджет составил 180 млн рублей, кино посмотрели более 12 тыс. зрителей. В программе основного конкурса было показано 15 картин, всего из 75 присланных лент 50 были созданы независимыми авторами.

Из очевидных тенденций программный директор Ситора Алиева назвала феминизацию и яркие выступления дебютантов.

Семь картин из 15 созданы женщинами, дипломом жюри «Кинотавра», возглавляемого Константином Хабенским, с формулировкой «За безграничную веру актёров в режиссёра» награждена картина Нигины Сайфуллаевой «Верность», в которой весьма своеобразно, с большим количеством откровенных сцен, исследуются отношения внутри молодой семьи. Собственно, семейная тема, распад ячейки общества, превалирует в большинстве фильмов. «Давай разведемся» – именно так назван фильм Анны Парнас, получившей приз жюри за дебют и сценарий. Психологически точно сыграла в этой картине роль деловой женщины, уверенной что муж навсегда «пристегнут» к ней, Анна Михалкова, но когда вторая половина вдруг «отстегивается» и уходит к другой, пережить это трудно. Все этапы этого переживания актриса передает с неподражаемым юмором и приводит свою героиню к осознанию того, что, оказывается, жить можно и дальше, даже не имея на данный момент подпорки в виде супруга...

Журналисты были уверены, что приз за лучшую женскую роль у Анны в кармане, но ушел он к Виктории Толстогановой, сыгравшей еще одну нашу современницу, бьющуюся за мужа престранным способом – объявив ему, что у трехлетней дочки порок сердца. И симулирующей эту ситуацию до совершеннолетия дочери.

Тут следует признать, что особо прозорливым жюри Хабенского, не заметившего картину «Керосин» Юсупа Разыкова, самую «феминистскую» на фестивале, с блестящей работой старейшей актрисы Волковского театра Елены Сусаниной и с глубоким социальным подтекстом, не назовешь. В этом же ряду – «Однажды в Трубчевске» Ларисы Садиловой и «Сторож» Юрия Быкова.

Героине индустриальной сказки «Керосин» бабке Павле 83 года, живет она на окраине села и общается лишь с портретом давно умершего мужа, дающего ей наказы во сне. Иногда дочка с внучкой из города наезжают. Давно вы видели в кино такую героиню? Но глаз от экрана не оторвать, потому что протекает на нем подлинная жизнь. Курочка несет бабке яйца, хряк требует заботы, горести-печали настигают старуху, но она их перемогает, как песню слушает... А когда настоящая беда придет, остаться в живых поможет ей волшебство – живая вода из дождевой бочки, превратившаяся в керосин. В фильме звучит дивный голос этнографа Сергея Старостина, русские народные песни в его исполнении. И остается в душе у зрителя, словно дождем омытая, улыбка бабки Павлы. После такого фильма и зрителю перепадает душевных сил и эмоций, веры в жизнь (Приз Гильдии киноведов и кинокритиков).

Гран-при вручен Борису Акопову за фильм «Бык» – про «битвы» 90-х, а приз за режиссуру и лучшую мужскую роль – «Большой поэзии» Александра Лунгина – про героев, вернувшихся с современной войны. Из шести дебютов награды получили три картины – кроме «Быка» и «Давай разведемся», «Мальчик русский» Александра Золотухина (Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков»). Это ученик Александра Сокурова, снявший по документам историю из времен Первой мировой.

В качестве спецсобытия на фестивале была показана «Дылда» Кантемира Балагова, уже известного соученика Золотухина.

В конкурсе «Кинотавр. Короткий метр» было показано 26 лент. Жюри под руководством Анны Михалковой наградило Михаила Архипова за фильм «Топливо». Формулировка – «За красоту высокой температуры».

Куратор программы Ирина Любарская отметила, что у авторов наконец возник интерес к реальной повседневной жизни, им захотелось рассказывать истории с упором на психологию, на развитие характеров. Шутки и анекдоты, похоже, иссякли. Зрительному залу, судя по реакции, это понравилось.

Юбилейный киносмотр был отмечен серьезной деловой программой Work-in-progress. Кинотавр первым внедрил в российскую фестивальную жизнь показ незавершенных проектов. Представляя незаконченный фильм, его создатели, если не хватает средств, могут найти инвесторов, а также дать возможность специалистам оценить, чем может быть интересен будущий фильм, если он не поспевает к фестивалю. Важен и сам рассказ создателей картины о замысле, о том, что они хотели бы донести до зрителя.

На 30-м «Кинотавре» Work-in-progress, в присутствии отборщиков международных кинофестивалей, дистрибьюторов и журналистов, прошел во второй раз. И если в 2017 году из шести проектов было лишь два дебюта, то в этом году представлены, в основном, первые и вторые режиссерские работы. Также налицо феминизация: из шести проектов половина снята женщинами-режиссерами, и в качестве продюсеров слабый пол выступил в пяти картинах, в то время как в прошлый раз все режиссеры были мужчинами, а продюсерами женщины выступили лишь дважды.

В качестве режиссера фильма «Камень, ножницы, бумага» дебютировала известная актриса Татьяна Лютаева, а Светлана Ходченкова выступила продюсером картины «У нее другое имя». Ксения Зуева, дебютировавшая фильмом «Близкие» в конкурсе «Кинотавра-2017», представила картину «Вмешательство». Все три женских фильма посвящены любви, сокрушающей страсти, стихии отношений между мужчиной и женщиной...  

Мужские работы, судя по всему, более сдержанны, авторы их увлечены решением социальных и психологических проблем, в плену которых оказывается современный человек. Любимец МКФ Венеции и Рима, а также «Кинотавра», Алексей Федорченко представил отрывок из картины «Последняя Милая Болгария» – экранизации повести Михаила Зощенко «Перед восходом солнца». Режиссер назвал это произведение Зощенко «психоаналитическим детективом», в котором писатель искал, что могло повлиять на его меланхолию в жизни. «Мы посмотрели на повесть Зощенко из нашего века, – сказал Федорченко, – в нашем фильме событий больше, чем в его книге, потому что мы больше знаем о судьбе писателя, чем он сам».

Режиссер, как всегда, экспериментирует с визуальным решением картины, и его поклонники уже сейчас уверены, что оно будет одним из самых смелых за всю его карьеру. Многие приемы монтажа приближены к современному искусству и видеоарту. Почти все декорации в фильме, как у Сергея Эйзенштейна, снимавшего в 1943 году в Алма-Ате «Ивана Грозного», построены из камыша. Тогда не было фанеры, а у Федорченко герой картины по сюжету попадает на алма-атинскую съемочную площадку Эйзенштейна. Вот Алексей и шутит, что его съемочная группа «скупила весь урожай камыша в стране за год». Фильм снимался, в основном, в Екатеринбурге, в нем заняты местные актеры, а главную роль сыграл артист «Коляда – театра» Константин Итунин.

Продюсер Елена Гликман, представляя проект призера «Кинотавра-2017» Виталия Суслина «Седьмой пробег по контуру земного шара», сказала, что персонажи его фильмов вызывают у зрителя отклик, напоминающий реакцию на гоголевскую «Шинель». Сюжет новой картины, как и прежней, основан на реальности. Фильм Дмитрия Федорова «Москвы не бывает» – о таинственных событиях в городе - снят на стыке жанров.

Напомним, что «Кинотавр» проводится при господдержке, Владимир Мединский присутствовал на церемонии открытия. В этом году у фестиваля появились новые партнеры – Сбербанк и Роман Абрамович, который также приезжал на юбилей.

Приз вручался в этом году в новом дизайне ювелирной компании Mercury – солнце из бронзы, серебра и эмали, садящееся за «горизонт» из редкого вида итальянского мрамора. 

Фильмом открытия стала драма Валерия Тодоровского «Одесса» – об эпидемии в городе в 1970-м, а фильмом закрытия – картина Андрея Смирнова «Француз» – о событиях в СССР конца 1950-х.


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..