Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Чем страшнее – тем важнее

Чем страшнее – тем важнее

Кто же «заказывает музыку» на российском телевидении?
Валерий Панов
05.10.2012
Чем страшнее – тем важнее

При обсуждении в Госдуме вопроса о создании комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи (комитет по СМИ) особенно зацепила одна фраза из выступления депутата от фракции ЛДПР Сергея Иванова. Ситуацию в телепространстве России он охарактеризовал как «информационный геноцид». С ним трудно не согласиться. Говорю это с полным на то основанием.

Каждый день стараюсь отследить все выпуски новостей на таких, прежде всего, телеканалах, как «Первый канал», «Россия 24», «Россия 1», НТВ, «Звезда». И всегда с надеждой, что вот сейчас-то узнаю, наконец, что происходит в родной стране и в мире, по крайней мере, в близлежащем – странах СНГ. Полагая, что, если один из этих самых мощных в России каналов чего-то не допокажет, не договорит, то другой уж непременно его дополнит. Святая простота: почти везде встречаю то же самое. За примерами ходить далеко не надо. Скажем, широко растиражированная недавно нашим ТВ драка на каком-то китайском заводе, где производят то ли «айфоны», то ли «айпады». Это было, видать, самое важное событие международной жизни, поскольку его показывали в первую очередь, несколько раз в этот день, и с такой же назойливостью - на следующий.

Потом место данного сюжета заняла многотысячная демонстрация в Афинах, плавно перешедшая в массовое столкновение с полицией. Причины негодования понятны: «в Греции все было», а теперь «все» исчезло, и народу приходится затягивать пояса потуже. Но ведь не хочется – не «привыкши» они. Потом на телеэкране двое, трое, четверо суток мелькала аналогичная «картинка» из Испании.

Невольно возникает мысль: а не инструкцию ли к действиям показывают нашей «несогласной» ни с чем и ни с кем «болотной» оппозиции? Или, наоборот: сие есть откровенный намек российской полиции, что не надо, мол, в таких случаях особо и церемониться с «несогласными»?

Кто знает, что у этих телевизионщиков на уме: скажем, европейские сюжеты на экранах сменяет длинный видеоряд из Зимбабве, Намибии, Парагвая, Пакистана и т.д. - отовсюду, где только случилась автокатастрофа с многочисленными жертвами. На первом месте в блоке новостей может появиться и подобный отечественный сюжет при условии, конечно, что трагедия не менее кровавая. Приоритет определяет простой принцип: чем страшнее – тем важнее. И нас «прессуют» землетрясениями, наводнениями, тайфунами, циклонами и прочими происходящими за рубежом природными катаклизмами. А также – авариями и техногенными катастрофами. Особенно - когда они наносят хотя бы маломальский ущерб Североамериканским Штатам. Очевидно, по замыслу режиссеров-постановщиков, именно такие новостные «телесценарии» должны выдавливать из российского зрителя слезу сострадания и вытекающий вместе с ней «одобрямс» американской внешней политике.

Но, по большому счету, какое отношение непосредственно к России имеет этот ежедневный «телепоток»? У нас ведь своих дел насущных невпроворот.

Да и от кого в мире дождалась Россия хотя бы толику искреннего сочувствия на всем том трудном пути, который она преодолевает после развала СССР?

И пока она сама не поднялась с колен, ее не уважали, к ней даже не прислушивались, не говоря уже о том, чтобы слышали. Грабили, унижали, уничтожали безнаказанно, за что кроме злобных нападок на нас мы по сей день ничего больше не видим. И вот эти нападки не без удовольствия, кажется, и с энергией, достойной лучшего применения, воспроизводит наше, российское, телевидение. И ловко укладывает в этот контекст весь негатив, который только можно найти в собственной стране. Было бы, как говорится, желание.

При этом президентов, других лидеров западных государств, международных организаций показывают на российских телеэкранах с такой частотой, последовательностью и любезностью, граничащей с подобострастием, что наши государственные деятели вполне могли бы и позавидовать паблисити своих западных «коллег», которое им обеспечивает российское ТВ на российской же территории. Порой становится даже непонятно, где в ближайшее время будут выбирать президента – опять в России или теперь все же в США. Наше телевидение вообще отдает предпочтение новостям из-за «бугра».

Из каких побуждений это делается – разговор отдельный, но руководителей стран СНГ российское телевидение игнорирует почти полностью. Как, подчеркнем, и весь СНГ, выросший из бывших советских республик, с большей частью которых у нас налаживаются подлинно партнерские и даже союзнические отношения. Мы вместе создаем влиятельные экономические и политические пространства. Недавно директор агентства «Евразийский монитор» Игорь Задорин отметил: «Позитивное отношение в рамках СНГ преобладает. Исключением являются две страны: Азербайджан называет наиболее дружественной для себя Турцию, а Грузия - США… Для большинства стран, в первую очередь Центральной Азии, главный друг - это Россия». А директор Центра интеграционных исследований ЕАБР Евгений Винокуров сообщил: «Отношение к Таможенному союзу и ЕЭП в целом в рамках СНГ позитивное. Положительно оценивают эти объединения 80% опрошенных в Казахстане, 72% - в РФ, 62% - в Белоруссии». Он подчеркнул, что «на Украине также положительно относятся к ТС и ЕЭП, а именно: 57% респондентов. Только в Азербайджане и Грузии доля позитивного отношения к ТС меньше 50%».

Однако кто у нас скажет, например, что значимого происходит сейчас на Украине, кроме, разумеется, широко разрекламированной с подачи Запада судебной истории Юлии Тимошенко? А чем живет Узбекистан, изъявивший готовность к концу года присоединиться к зоне свободной торговли СНГ? Другие страны Средней Азии?

А какова ситуация в той же Грузии? Саакашвили с его приспешниками – это далеко не весь народ. Но именно о народе – полный молчок. А чем, кроме возрождения нацизма, дышит Прибалтика?

Каково там приходится соотечественникам? К нашему телевидению, которое работает в режиме столь избирательного умолчания, накопилась масса вопросов. И, наверное, не только у меня. Думаю, главный из них: а что нам с вами показывают и рассказывают о нашей Родине?

В теленовостях редко когда находится место для регионов России. Даже официальные сообщения, имеющие первостепенное значение для страны, отодвигаются на задний план. «Глубинка», подчеркнем, для нас просто terra incognita.

Вместе с тем, по данным опросов, отмечала директор по коммуникациям ВЦИОМ, доктор психологии Ольга Каменчук, большинство населения России интересуется, прежде всего, происходящим в собственной стране. Но вот типичный телеответ на этот общественный запрос. Пропала девочка (мальчик, мужчина, женщина) в Костроме (Твери, Коломне, деревне Задеримедведь или на хуторе Тьмутаракань), и телеканалы, имеющие федеральное значение, для таких и подобных ему сюжетов ни времени, ни места не жалеют. И «крутят» их с раннего утра до позднего вечера несколько дней подряд. Вполне пристойно, думаю, было бы рассказать об этом происшествии в коротком сообщении. Мы же не ходим на все подряд похороны и поминки.

Безусловно, ценнее человеческой жизни нет ничего на белом свете, но почему событие, имеющее, в общем-то, локальное значение, должно непременно звучать как общенациональная трагедия? Разве в регионах ничего оптимистического не происходит? Зачем вгонять в тоску и печаль почти все население огромной страны? И это не преувеличение, увы.

Или еще: поймали чиновника на взятке. Сказать бы, что молодцы, дескать, ребята-полицейские, борьба с коррупцией стала заметной, так держать. Отнюдь нет – следует обобщение: страна погрязла в коррупции. И все сразу оказались по уши в одинаковой грязи. Но никто ведь и не скрывает сегодня, что это наш бич. Коррупция есть в любой стране, другое дело – каков ее масштаб.

В США, скажем, жестко контролируется уровень теневой экономики. Принято считать: если он составляет менее 10% ВВП, то «тень» не представляет угрозы национальной безопасности, с ней на данном этапе можно мириться. У нас этот уровень, по официальным данным, раза в два больше, а десятилетие тому назад было в четыре. Прогресс налицо. Да и других реальных достижений в стране немало. Расскажите об этом тоже. Но акцент, главным образом, делается на «чернухе-порнухе». О положительных фактах, явлениях и словечка молвить не желают, что ли?

Так-то оно так, да не совсем. Скорее, не могут, не умеют и не хотят учиться. Вы только прислушайтесь к тому, что и как говорят, комментируют многие телевизионные ведущие и корреспонденты, считающие себя «профи». Уши, как говорится, от их речей вянут: вопиющая полуграмотность и воинствующее дилетантство.

А как человек говорит – так он и мыслит. Иллюзия глубокого проникновения в тему создается за счет нагромождения второстепенных, часто лишних деталей, подробностей и откровенной словесной «шелухи». Впрочем, для того, чтобы дать «картинку» с места происшествия, а потом прокричать в микрофон, что, скажем, водитель был пьян, особого умственного напряжения не требуется. И доминирующая тематика теленовостей примитивна до чрезвычайности: криминал, кровь, деньги – вот, пожалуй, и все. Даже спортивные новости часто начинаются словами: «Призовой фонд соревнований составляют…», - и называется кругленькая сумма, в борьбе за которую, по мнению ТВ, и заключается смысл любых состязаний. Волей-неволей приходится делать вывод о том, что телевидение наше, в общем и целом, не только, мягко говоря, глуповато, но еще и всю страну активно оглупляет.

А что можно сотворить с «головами», если денно и нощно вбивать в них искаженное представление о российской действительности, о великом прошлом нашего государства и при этом всячески превозносить лукавые «ценности» западной демократии?

Разрушить национальный код, и не менее того.

Любопытный факт: несколько лет тому назад из состава многих редакций были исключены международные отделы. Владельцам «заводов, газет, пароходов» показалось, что гораздо выгоднее снимать «картинки» со спутника, чем содержать собственных корреспондентов за границей.

В результате российский телезритель чаще всего информацию получает из рук CNN или других западных информагентств. Информацию, как правило, тенденциозную, а то и откровенно враждебную в отношении России. Но русский «пипл» вынужден и это заморское «добро» молча «хавать». И пожаловаться некому: двери и окна телевидения наглухо закрыты для посторонних. Ему, телевидению, мнение народа неинтересно. Оно подсчетами рейтингов, то есть прибылей, занимается. Забыли там или не знают, что и на телевидение распространяется такое жесткое правило: любая социальная система без обратной связи рано или поздно вырождается. Или - перерождается.

На этом фоне как-то совсем не удивляешься тому, что, например, наибольшей популярностью среди москвичей старше 18 лет пользуется сериал «Улицы разбитых фонарей. Менты-12» (23,3% зрительской аудитории). второе место в так называемом топ-100 занимает мелодраматический сериал «Земский доктор. Жизнь заново» (21,0%, «Россия 1»). На третьей строчке те же «Улицы разбитых фонарей», но не 12-го, а 11-го сезона (21,3%). Четвертое место у ток-шоу Андрея Малахова «Пусть говорят» (19,7%, «Первый канал»). Еще один чемпион «всенародной» любви и многократный лидер топа-100 сериал «Глухарь. Возвращение» занимает пятое место (18,7%).

Заметим, что до «Пусть говорят» у Малахова были однотипные программы - «Пять вечеров» и «Большая стирка», выходившие по будням в вечерний прайм-тайм. Но, судя по всему, руководство канала решило, что зрителям такой «порции» скандального шоумена недостаточно, и теперь по субботам в вечернем эфире «Первого канала» выходит еще одно его ток-шоу - «Сегодня вечером». В нем дискуссия ведется тоном пониже, зато именитых гостей побольше. И как бы в пику малаховским топ-программам канал «Россия 1» запустил «разговорное» шоу М. Зеленского. Много и шумно спорят и на НТВ, на других каналах. Телевидение давно уже стало СМИ «разговорного жанра», конкурируя, по сути, с радио. Из известной когда-то фразы «Говорит и показывает Москва», слово «показывает» сегодня можно убрать безболезненно. На «центральных» телеканалах России, заметьте, «крутится» около сотни ток-шоу, из них почти 70 американского производства.

Но к развлекательному жанру (шоу) они, по большей части, имеют такое же отношение, как порнофильмы к классической опере. Ведущие настойчиво предлагают зрителям поковыряться в «чужом белье».

Подобного рода шоумены очень напоминают грифов-стервятников, с наслаждением терзающих своих жертв. Впрочем, жертвы все – добровольные. Никто их на телевидение силком не затягивает.

И на зрительскую аудиторию России ежедневно обрушивается поток эксгибиционизма, телемазохизма, садомазохизма и прочих психических отклонений, представляемых в качестве нормы общественного поведения.

Таким передачам слава, почет и высокие рейтинги, обеспечивающие, в свою очередь, широкий приток рекламных денег. Именно она, реклама, правит бал на российском телевидении.

Информпрограммы располагаются где-то посередине «топового» списка, в «призеры» поднимаются разве что по выходным, когда подводятся итоги недели. Да и то редко, и не на всех каналах. И не мудрено: в той «сборной солянке» из пошлости, гламура и криминала, что ушатами выливается на российское общественное сознание, она просто лишилась своего первоначального смысла – информировать зрителей (и слушателей) о главных событиях в стране, а уже потом, подчеркиваю особо, – за рубежом. После чего – все остальное, в том числе, спорт и погода. У нас сообщение о результатах футбольного матча может предварять сюжет о визите президента, информация о заседании Думы подаваться в одном блоке с сообщением о наводнении в «Гваделупе». Согласно последним данным компании «TNS Россия», которая определяет рейтинги телеканалов и их программ, аналогичная картина наблюдается по всей стране. Неужели за последние 20 лет наш народ настолько очерствел, отупел, оглох и ослеп, что кроме «спецэффектов по Спилбергу» его больше ничего не волнует?

К счастью, еще нет. Этим летом Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные о том, интересуются ли россияне политикой и какие источники получения информации о ней являются для них самыми важными. Выяснилось, в частности, что за последние шесть лет интерес россиян к политике снизился с 48% до 39%, а количество тех, кто не уделяет ей внимания, напротив, увеличилось с 50% до 59%. Наверное, это не так уж и плохо: когда людям безразлично, кто министр, а кто губернатор, значит, эти руководители хорошо сумели поставить вверенное им дело. Это когда всюду завал, имена виновных руководителей у всех на слуху. Вместе с тем, исследователи отмечают, что интерес к политике и политическим событиям является необходимым условием развития и институализации демократии. Можно сделать вывод и о том, что интерес к политике сегодня связан не столько со стремлением людей разобраться в политической ситуации, сколько с желанием понять, как различные политические события повлияют на их ближайшее будущее.

Чаще всего источником политических новостей для россиян выступают передачи центрального телевидения (88%), на втором месте – местное телевидение и газеты, затем в порядке убывания следуют радио, рассказы знакомых и родственников.

Интересно сопоставить: данные о доверии к средствам массовой информации показали, что в странах Центральной Азии 90% населения доверяют телевизионному вещанию, в Прибалтике больше верят интернет-источникам. А вот на Украине и в Казахстане предпочитают печатные средства массовой информации. Кстати, исследование, проведенное учеными университета Вашингтона из Сент-Луиса, выявило, что красочные фантазии затмевают в головах студентов реальные сведения, почерпнутые из книг. В тех случаях, когда события в фильмах соответствовали текстам в учебниках, верное воспроизведение информации увеличивалось на 50%. Но с такой же частотой кинематографические (телевизионные) «изыски» стирали достоверные знания.

«Главным проводником культуры, а равно и бескультурья в современном мире являются СМИ. Именно от журналистов зависит формирование благотворной атмосферы в стране, именно они призваны формировать благоприятную атмосферу», - сказала на первом заседании Совета по культуре и искусству главный редактор газеты «Культура» Елена Ямпольская. Тему СМИ поднял и директор Государственного музея-заповедника им. Шолохова Александр Шолохов. Он предложил популяризировать культурное наследие через средства массовой информации.

Пока же тенденция к вестернизации российского информпространства потихоньку нарастает. Без лишней помпы был открыт новый молодежный канал, круглосуточно пропагандирующий на русском языке американский образ жизни, транслирующий исключительно кино- и видеопродукцию из США.

Охота за российскими «головами» идет по всему информационному полю. И «охотники-то» свои, как говорят в народе, нашенские, правда, не все из них «сало русское едят».

Закономерно, что сегодня в обществе отчетливо проявились побеги морали, которая, по сути, враждебна православию и традиционной российской государственности.

В чем, без сомнения, есть весомый «вклад» и отечественного телевидения. Впору задаться вопросом: а кто для нас заказывает такую «музыку»?

Как ни странно, наше государство. Судите сами. И выводы делайте тоже самостоятельно. Итак, государству принадлежит 51% акций ОАО «Первый канал». Телеканалы «Россия 1», «Россия 2», «Россия 24», «Россия К», «EuroNews2, «Бибигон», «Моя планета» входят в состав государственного унитарного предприятия ВГТРК, 100% акций которого владеет государство. Оно фактически является владельцем НТВ и ТНТ, где все акции принадлежит холдингу «Газпром Медиа». Телеканал «Звезда» - тоже государственный. Надо ли комментировать?  

Специально для Столетия


Материалы по теме:

Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.