Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
23 апреля 2024
Царский стиль

Царский стиль

Заметки с выставки в итальянском городе Прато
Ирина Баранчеева, Марио Торнелло
30.11.2009
Царский стиль

В Прато (Тоскана) проходит выставка «Царский стиль», рассказывающая о зарождении и развитии коммерческих и дипломатических отношений между Россией и Италией.

Город Прато по праву гордится своим уникальным собором из белого камня и зеленого мрамора, в котором сохраняются великолепные фрески великих мастеров эпохи Возрождения Филиппо Липпи и Паоло Уччелло, а также деревянное распятие Джованни Пизано и мраморный амвон работы Донателло и Микелоццо, где для верующих время от времени выставляется местная реликвия – шерстяной пояс Богоматери.

Прато известен на весь мир, прежде всего, как крупный центр текстильной промышленности. Эта деятельность зародилась здесь еще во времена этрусков, а начиная с XII века ткани, производившиеся на многочисленных местных фабриках, благодаря своему высочайшему качеству и богатому орнаментальному рисунку покорили всю Европу, включая и далекую Россию.

Музеи Кремля в содружестве с Эрмитажем и Русским музеем Петербурга представили в Прато свои сокровища – уникальные образцы царской и аристократической одежды, многие из которых были сшиты в XV-XVIII веках из тканей, произведенных именно в этом городе.

Коммерческие и дипломатические отношения между Россией и Италией начинают активно развиваться в XV веке. По некоторым данным, первый русский посол прибывает в Италию в 1461 году.

Спустя несколько лет по поручению царя Ивана III в Рим приезжает Джованни Ваттиста делла Вольпе, известный также как Иван Фрязин, итальянец на службе у русского государя. Он ведет переговоры о браке Ивана III с Софией Палеолог, происходившей из знаменитой династии правителей Византийской империи. Этот брак был заключен в 1472 году, и вместе с Софией в Москву прибыли многие итальянские художники и ремесленники.

Это дало новый толчок развитию коммерческо-дипломатических отношений между двумя странами. В 1476 году Галеаццо-Мария Сфорца, князь Милана отправляет в дар Ивану III рулоны золотой парчи, а князь Людовико иль Моро получает в 1493 году от русских послов соболиные шкурки и живых соболей.

Таким образом, зарождаются коммерческие связи, которые получают дальнейший импульс в 1585 году с постройкой порта в Архангельске и одновременным расширением порта в Ливорно. Именно сюда в 1656 году, после многих лет отсутствия, прибывает русское посольство, направляющееся в Венецию и руководимое Иваном Ивановичем Чемодановым. Последний находит прием в доме английского консула в Ливорно.

Однако в течение долгого времени коммерческие отношения между двумя странами не шли дальше привычного обмена пушнины на ценнейшие ткани.

Лишь в XVIII веке Козимо III де Медичи, правитель Флоренции, заинтересовался Россией, поскольку хотел через нее проникнуть в Китай и напрямую закупать китайские товары, минуя посредничество Португалии. Он изучает обычаи нашей страны, просит присылать ему новости о ней тосканских торговых агентов, которые находились в Амстердаме и в Москве. Узнав о пристрастиях Петра I, он отправляет ему в дар токарный станок, а также сосуд, содержащий миро от мощей св. Николая Чудотворца в городе Бари, почитаемого покровителя России.

Между Козимо III и Петром Великим завязывается корреспонденция (в Государственном архиве Флоренции сохранилось несколько писем русского монарха). В ответ Петр I дарит флорентийцу компас из слоновой кости, выточенный собственной рукой, и несколько роскошных китайских тканей для гобеленов, находившихся в царской коллекции. Сейчас они хранятся в Галерее Питти во Флоренции, и их можно видеть на выставке в Прато.

Между XVI и первой половиной XVIII века русские монархи также предпринимали многочисленные попытки запустить собственное производство шелковых тканей, но не добились значительных результатов. Однако со временем ситуация начала меняться. В середине XVIII века в окрестностях Москвы появились частные мануфактуры по производству шелковых тканей для царского двора, находившиеся в руках торговцев и придворных. Одна из них принадлежала князьям Юсуповым в деревне Купавино, другая – семье Лазаревых в деревне Фряново.

Из отчетов последней между 1765 и 1820 годами можно видеть увеличение продукции и большое разнообразие тканей. Лазаревы вкладывали значительные средства в свое производство, не скупясь приглашать европейских мастеров на фабрику во Фряново: там работали «самые лучшие ткачи, прибывшие из Италии».

Итальянские мастера принесли в Россию многовековую культуру производства шелковых тканей высочайшего качества и великолепных орнаментальных рисунков.

Они оставляли Флоренцию, Венецию и маленький Прато не только ради богатых заработков, но и в силу резкого падения текстильного производства на родине.

Итальянские мануфактуры, которые для производства шелка строго придерживались древних традиций, около середины XVIII века окончательно уступили место французским конкурентам. Недостаток заказов в Италии вынудил ткачей искать работу за рубежом. Об этом рассказывает комедия Карло Гольдони «Один из последних вечеров карнавала», написанная в 1762 году. Ее герой уезжает на заработки именно в «далекую Московию».

Кроме итальянцев, на фабрике Лазаревых работали рисовальщики и красильщики из Франции, которые, в свою очередь, обучали ремеслу русских мастеров. Фабрика Лазаревых была одной из лучших для своего времени, а в XIX веке Россия вышла на первые места в Европе по производству текстильной продукции.

На выставке, проходящей в Музее тканей в Прато, интересно видеть, что витрины с образцами одежды и тканей помещены рядом с подлинными станками XIX веков.

Здесь представлена также богатая портретная галерея известных русских и итальянских исторических персонажей, запечатленных художниками в роскошных одеждах, позволяющих в полной мере судить об искусстве итальянских ткачей.

Интересно отметить, что многие одежды, изображенные на картинах, почти досконально повторяют рисунки тканей, фрагменты которых выставлены рядом.

Среди особенно запоминающихся экспонатов отметим верительные грамоты царя Алексея Михайловича Фердинанду II от 1663 года, хранящиеся в Государственном архиве Флоренции, картины Тициана Вечеллио «Портрет молодой женщины» и Париса Бордоне «Портрет мужчины в шубе» и «Венера, Флора, Марс и Купидон» из коллекций музеев Петербурга и Флоренции, интересные опять-таки своим изображением мехов и тканей.

Запоминаются портреты Фердинанда II де Медичи и царей Алексея Михайловича Романова и Петра Великого. Из Эрмитажа прибыли не только «европейские» платья основателя Петербурга, но и его золотой крест и крестильная рубашечка.

Однако настоящей сенсацией для Прато стало возвращение на родину после почти двух веков отсутствия картины «Обрезание» кисти Людовико Карди, прозванного Чиголи. Она была написана художником для местной церкви св. Франциска, но в 1825 году попала в Россию. Теперь благодаря исключительной щедрости Эрмитажа ее снова смогли увидеть жители и гости города Прато.

Прато – Рим

специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.