Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Бунтарь Марио Ланца

Бунтарь Марио Ланца

К 100-летию великого певца и актера
Ирина Баранчеева, Рим
31.01.2021
Бунтарь Марио Ланца

Не зря говорят – артисты, подобные Марио Ланца, рождаются раз в сто лет. После «короля теноров» Энрико Карузо только ему одному удалось добиться такого же всеобщего обожания. И даже сейчас, много лет спустя после его смерти, яркий свет его одинокой звезды доходит до нас, а напетые им пластинки являются предметом гордости коллекционеров всего мира.

В разных странах существуют общества и ассоциации, носящие имя певца. Одна из них находится в Италии, в городке Филиньяно (регион Молизе), откуда происходила семья отца знаменитого тенора. Каждый год в этом небольшом городке проходит Конкурс молодых певцов имени Марио Ланца. В этом юбилейном году Муниципалитет помимо конкурса планирует летом организовать концерт «10 теноров для Марио Ланца», а также представить публике оперу Дж. Верди «Аида» и новую мультимедийную выставку, посвященную жизни певца.

Вообще Филиньяно давно «усыновил» Марио Ланца (хотя певец родился в США), трепетно сохраняя воспоминания о его приездах на историческую родину, о чем напоминают старые фотографии и мраморные доски на стенах города.

История жизни Марио Ланца – непрекращающаяся борьба. Ему постоянно приходилось преодолевать трудности на пути к успеху. Сначала он боролся за право быть певцом, затем со страхом неуверенности в себе, который не покидал его всю жизнь.

Уже став «звездой», он вынужден был бороться со своими пагубными привычками, с лишним весом, с железными правилами Голливуда, который хоть и вознес его до небес, но старался подавить и разрушить его индивидуальность.

Детство певца, настоящее имя которого Альфред Арнольд Кокоцца, прошло в итальянском квартале Филадельфии, где он увидел свет 31 января 1921 года. Его мама Мария Ланца, в честь которой он позже взял свой сценический псевдоним, обладала хорошим сопрано и сама мечтала об оперной сцене. Мальчик рос среди музыки и знал наизусть чуть ли не весь записанный на пластинках репертуар Энрико Карузо и Титта Руффо.

Проблема, правда, состояла в том, что юное дарование, обладавшее редким по красоте и силе голосом, абсолютно не хотело учиться и долго не задержалось ни у одного из профессоров пения, включая знаменитого маэстро Энрико Розати, у которого учился Беньямино Джильи.

И все-таки судьба с самого начала была необычайно благосклонна к этому обаятельному молодому человеку, у которого, как позже выразился один немецкий журналист, «в горле был бриллиант, а в груди – Страдивари».

В 1940 году его случайно услышал известный дирижер Сергей Кусевицкий, который сразу же предложил ему участвовать в руководимом им Фестивале в Тэнглвуде (штат Массачусетс), где Марио Ланца впервые появился на оперной сцене в роли Фентона в опере «Винздорские проказницы» О. Николаи.

фото 2.jpg

Критика была вполне доброжелательной. И хотя сам Ланца больше всего на свете мечтал петь в опере, но не этому жанру суждено было прославить его имя.

Призванный в армию, он начинает выступать в сборных концертах, в короткий срок заслужив прозвище «Карузо Американских ВВС». Демобилизовавшись, продолжает выступать в концертах и на радио, записывает пластинки.

Наконец в 1947 году ему улыбнется удача – он заключает выгодный контракт с известной кинокомпанией «Метро-Голдвин-Майер» на производство семи музыкальных фильмов, в которых Ланца не только должен исполнять отрывки из опер и песни, но и появиться на экране как актер.

Уже первый фильм «Полуночный поцелуй» (1949) принес ему оглушительный успех, а компании – солидную прибыль. Второй фильм под названием «Любимец Нового Орлеана» (1950) запомнился песней «Be My Love» («Будь моей любовью»), которая вскоре стала мировым шлягером.

В третьем фильме Ланца смог осуществить свою заветную мечту – сыграть своего кумира, великого тенора Энрико Карузо, по пластинкам которого учился петь и которого считал своим главным учителем.

Как трепетно артист относился к этой работе, свидетельствует тот факт, что за время съемок «Великого Карузо» (1951), у него ни разу не было нервного срыва (а на съемках других фильмом их бывало предостаточно, в том числе из-за необходимости голодать, чтобы сбросить вес). Больше того, уже закончив съемки, Ланца совсем не собирался «выходить из образа» любимого певца и прогуливался по улочкам Беверли-Хиллз в старомодном сюртуке, котелке и с тросточкой 20-х годов, как бы олицетворяя собой «воскресшего Карузо».

Отношения артиста с Голливудом переживали разные фазы, от первоначальной любви до последующей взаимной неприязни. На три года он даже был «изгнан» оттуда за его «несносный характер», поскольку осмелился на съемках перечить режиссеру. Но вскоре предприимчивые киномагнаты опомнились и предложили ему новые контракты, не желая терять «курицу, несущую золотые яйца». Такова была его слава!

Вообще-то, определенный «бунт» в поведении Марио Ланца несомненно был, как было кое-что из его собственной жизни в каждой сыгранной им роли. В Голливуде Ланца так никогда и не стал «своим»: для этого он был слишком человечным, непосредственным и отзывчивым. По воспоминаниям людей, близко знавших его, в его натуре на всю жизнь сохранилось что-то детское и наивное, что спровоцировало немало проблем, особенно в его отношениях с прессой.

Он был отзывчив к чужому горю, любил помогать знакомым и незнакомым, щедро одаривал понравившихся ему людей подарками. При этом был необычайно требователен к себе. В последний момент он мог отменить важные выступления перед самой изысканной публикой, если чувствовал себя не в форме, а затем бесплатно петь в каком-нибудь кабачке для бедняков, которые никогда не смогли бы попасть на его концерты.

В Голливуде за ним закрепилось прозвище «тигр». Тигр, которого продюсеры, менеджеры и режиссеры пытались – безуспешно – приручить, усмирить и посадить в золотую клетку, откуда он все время вырывался, потому что, в отличие от многих своих коллег, зарабатывание денег так и не стало смыслом его жизни.

Его целью было служить Искусству, то есть петь. Петь для тех, кто его понимает, и именно для них, своих искренних поклонников, Марио Ланца не жалел самого себя и пел каждый раз как в последний. За это его и любили! Многие благодаря его фильмам узнали и полюбили оперу.

В конце 50-х годов певец с семьей приехал в Италию, где снялся в двух последних фильмах. Говорили, что он хотел на этом закончить карьеру в кино и начать выступать в опере, имея приглашения от таких театров, как миланский «Ла Скала», неаполитанский «Сан Карло» и лондонский «Ковент-Гарден». Но в октябре 1959 года безжалостная смерть похитила всеобщего любимца в возрасте всего лишь 38 лет, подведя окончательную черту под его несбывшимися мечтами...

 

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.