Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Александр Назаров: «Хранители бесценных сокровищ получают гроши»

Александр Назаров: «Хранители бесценных сокровищ получают гроши»

Беседа с аудитором Счетной палаты РФ
02.04.2009
Александр Назаров:  «Хранители бесценных сокровищ получают гроши»

Следственный комитет при МВД России объявил: расследуется уголовное дело о контрабанде из России антиквариата весом 3.2 тонны. Из страны контрабандой вывезено 145 киотов, 6 икон и других предметов искусства на сумму более 7.5 миллиона рублей. И это только одно из подобных сообщений... «Уровень цивилизованности государства определяется отношением к национальным архивам и музеям», - говорит аудитор Счетной палаты РФ Александр Назаров. Кстати, этим утверждением, привычным скорее для публицистики, чем для строгого делового документа, начинается и сводная аналитическая записка, подготовленная Счетной палатой РФ.

- Сегодня объем рынка нелегальной торговли предметами искусства в мире исчисляется миллиардами долларов. К сожалению, в тройку лидеров по хищениям культурных музейных ценностей входит и Россия. Кроме нее - Франция и Италия.  

- У нас в стране, напомню, более 2.3 тысяч музеев с более чем 64 миллионами единиц хранения основного фонда. Из этого числа за последние 15 лет украдено около 60 тысяч предметов искусства примерной стоимостью около миллиарда долларов. Ежегодно, только в государственных хранилищах, совершается от 50 до 100 краж, причем за один «заход» похищается, как правило, ряд экспонатов.  

Даже поверхностный анализ состояния, учета и сохранности музейных коллекций и предметов в музеях России однозначно показывает: условия для воровства есть. Например, мероприятия по государственному контролю музейных коллекций не проводились по 10–15 лет, а в музеях субъектов федерации и муниципальных музеях – по 30 и более лет. Нынешняя система учета музейного и архивного фондов не предполагает оценки балансовой стоимости хранящихся предметов, а это притупляет бдительность хранителей, не позволяет проводить финансовые проверки силами действующих контрольных органов. Об истинной ценности хранящихся раритетов становится известно только после их похищения.  

- И что же делать?  

- Хищения – только одна из проблем, которые надо решать в комплексе. Они давно известны, как известны и меры, необходимые для их решения. Надо максимально усовершенствовать нормативно-правовую базу музейного дела, например, не должно быть правовых лакун, действующих на руку похитителям. Надо, чтобы музеи имели в своем распоряжении достаточные финансовые ресурсы для изучения, учета музейных экспонатов, их полноценной охраны и хранения, для экспонирования не в закутках, а в соответствующих условиях. Наконец, музейному делу нужны хорошие кадры, и их работа должна достойно оплачиваться.  

- А что закон, как он оберегает эти сокровища?  

- Правовое регулирование в области хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, входящих в состав Музейного фонда РФ, – ключевой момент. В российском законодательстве само понятие «культурные ценности» не имеет однозначного толкования. Сложно также возвращать похищенное или незаконно вывезенное за пределы страны, потому что в УК РФ нет статьи, раскрывающей содержание понятия «музейные ценности» в применении к преступлениям, связанным с их хищением. А также из-за распространения на преступления подобного типа действия срока давности, от 2 до 15 лет – в зависимости от их тяжести. Минул срок давности, появились наши украденные музейные ценности на международных аукционах, а доказать принадлежность этих предметов и коллекций России или ее гражданам уже весьма сложно.  

Можно смело утверждать: сегодня достоверной полной информации о фактическом состоянии, сохранности и использовании Музейного фонда РФ нет. Это подтверждают и итоги работы организованной в 2006-м по инициативе президента Комиссии по координации вопросов организации и проведения комплексной ревизии культурных ценностей, находящихся в музейных фондах РФ. Мы весьма приблизительно знаем, что у нас есть, а что уже бесследно пропало.  

- Известно, что выставленные на обозрение экспонаты – это только малая часть того, что хранится в музеях.  

- Как показывает музейная практика, через экспозиции, доступные посетителям, проходит в год от 4 до 10 процентов экспонатов. Остальное находится в запасниках – фондохранилищах, где буквально все должно быть учтено, описано, проверено. Это в идеале. На практике же ситуация неважная...  

Сегодня создается Государственный каталог Музейного фонда РФ. Органы государственной власти и местного самоуправления, наконец-то, будут иметь информацию о движении каждого из музейных предметов. Это сделает общероссийскую систему учета музейных ценностей наиболее эффективным способом юридической защиты и обеспечения сохранности фондов. К тому же каталог будет размещен в свободном доступе, а это поможет значительно снизить количества преступлений: всегда можно будет проверить, не предлагают ли вам украденную вещь.  

Хранение музейных фондов предполагает, естественно, и обеспечение физической сохранности, а если надо – то реставрации. С этим дела обстоят плохо. Очень часто фондохранилища расположены в неприспособленных к этому помещениях - подвалах, полуподвалах, чердаках, где проведены инженерные коммуникации, зачастую находящиеся в аварийном состоянии. В среднем в музеях РФ в 2006-м под хранение одного условного музейного предмета отводилось 65 квадратных сантиметров площади. По подсчетам специалистов, каждый четырнадцатый музейный предмет основного фонда требует реставрации. Но это в среднем. Даже в Государственном историко-культурном музее-заповеднике «Московский Кремль» этот показатель поднялся лишь до уровня 69 процентов. За прошедшие годы ситуация в целом по стране кардинально не изменилась. При этом и музейных работников в целом, и реставраторов в частности, после тяжелых девяностых годов нам просто не хватает, люди ушли из профессии. Нам нужны новые реставрационные центры с современной материально-технической базой, с оптимальными условиями для работы уникальных специалистов и стажирующихся музейных реставраторов.  

Но ведь финансирование музеев из федерального бюджета осуществляется по остаточному принципу, и это одна из главных причин всех бед. По данным государственного статистического наблюдения, в музеях России трудится около 70 тысяч человек. Эти люди, отвечающие за бесценные сокровища, получают гроши. Более-менее сносная ситуация только там, где существует возможность самостоятельно зарабатывать, то есть работникам, к их скромному заработку, немного доплачивают из внебюджетных фондов. В целом же по России средняя зарплата сотрудников музеев составляет немногим больше 60 процентов от уровня средней заработной платы по стране. Возник громадный разрыв между низкими окладами хранителей музейных ценностей и огромной рыночной стоимостью предметов культуры, находящихся в их ведении. Это создало небывалые риски для коллекций. Вдумайтесь, каждое пятнадцатое раскрытое преступление в этой сфере совершается с участием музейных работников, причем о таких кражах общество узнает нечасто. Дело в том, что воры стали действовать грамотно: находясь в сговоре либо с недобросовестными работниками музеев, либо с охраной, берут обычно то, что не проходит по учету. Таких экспонатов всюду хватает: на вид старье, а фактически – бесценный раритет. Либо заменяют шедевры на грубые подделки. Квалифицированных экспертов, которые могли бы выявить фальшивки, как водится, не хватает, а, значит, и в официальную статистику эти случаи не попадают.  

Например, хищение хранителем уникальных предметов нумизматики и оружия из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга стало возможным также и потому, что долгие годы не производилась проверка наличия предметов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни. Реставратор Астраханской картинной галереи украл в своем же музее работу Айвазовского. На антикварном рынке как-то появилось полотно Семирадского из фондов Таганрогского художественного музея; до этого момента о пропаже даже не подозревали.  

Эту проблему, в сущности, не так уж сложно решить. Все зависит от уровня финансирования музеев, в том числе по статье «Оплата труда». Установив оклад смотрителя на уровне от 15 тысяч рублей и выше, можно будет устраивать конкурс на замещение вакантных должностей, добиться, чтобы случайные люди на работу в музеи не попадали. Такой подход позволит молодым людям находить себя в этой профессии.  

- Но пока все выглядит не очень оптимистично…  

- Правду надо знать, без этого ситуацию кардинально не изменить. Нужны именно решительные шаги, крупные инвестиции, чтобы получить серьезные результаты. А работа шла и идет постоянно, и с хищениями тоже страна борется, за три последних года возвращено более тысячи экземпляров похищенных, пропавших и незаконно вывезенных произведений живописи и графики, архивных документов, предметов антиквариата и религиозного культа, а также шесть архивных комплексов. Но все это - только малая часть пропавшего, вот что плохо. 

Беседу вел Александр Бондарь 

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.