Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 мая 2024
«Адмирал» и «Чапаев»

«Адмирал» и «Чапаев»

Рецензия на новый фильм, посвященный А.В. Колчаку
Николай Черкашин
16.10.2008
«Адмирал» и «Чапаев»

С большим предубеждением шел я смотреть этот фильм. Написав три книги об адмирале Колчаке и сценарий для документального фильма, собрав огромный фактический и иконографический материал об этом человеке, я имею о нем свое четкое представление, которое вполне могло не совпасть с экранным образом. Тем приятнее было разочароваться в мрачных предощущениях. Скажу сразу, фильм оставил доброе впечатление.

Разумеется, двухчасовая картина не дает (да и не может дать) полного представления о всей глубине личности Александра Колчака, это, скорее, живые картины из его биографии. В них отражена лишь военная деятельность адмирала в сражениях Первой мировой войны и на полях гражданской усобицы. Жаль, что не нашлось полминуты экранного времени, чтобы хотя бы обозначить научную роль Колчака, его полярные изыскания, героический поиск сгинувшего в Арктике учителя и руководителя экспедиции Эдуарда Толля. Очень многое осталось за кадром - и геройское участие лейтенанта Колчака в обороне Порт-Артура, и японский плен, и его личная борьба за возрождение российского флота… Понятно, что в основу фильма положена не драма даже, трагедия любви Александра Колчака и Анны Тимиревой. Сценаристу ничего не надо было придумывать, сама жизнь явила эту высочайшую вершину человеческого духа со всеми жестокими поворотами судьбы.  

Как это ни странно на первый взгляд, но трагическая любовь Гришки Мелехова и Аксиньи из всемирно известного романа Шолохова «Тихий Дон» в какой-то мере отражает реальную историю не менее трагической любви – природной терской казачки Анны Тимиревой и потомка есаула казачьего бугского войска Александра Колчака. Повторилось все, разве что на более высоком социальном уровне.  

Адмирал Колчак проиграл Красной Армии военные сражения, но он победил в другом измерении – в нравственном плане. Любовь Анны возвысила его над всеми большевистскими вождями, ибо ни один из них не ведал такой любви, любви жертвенной.  

И все страсти Троцкого по Ларисе Рейснер, сданной им потом в объятия Федора Раскольникова, Владимира Ульянова-Ленина по Иннесе Арманд или роман Коллонтай с Дыбенко на фоне такой любви, какая связала судьбы Колчака и Тимиревой, выглядят жалкими и пошлыми адюльтерами.

Ни одна из этих большевистских метресс не смогла, подобно Анне Тимиревой, швырнуть свою жизнь к ногам палачей возлюбленного: «Расстреляйте меня вместе с ним!».

Александр Колчак был достоин такой любви, и он познал ее, заплатив за подобное счастье жизнью.  

К сожалению, в фильме не сделан один важный смысловой акцент, без которого трудно понять трагизм судьбы Колчака, как Верховного Правителя России. Дело в том, что Колчак не рвался к верховной власти. Она выпала ему как тяжкий крест, уклониться от которого ему не поз¬волили ни долг гражданина, ни офицерская честь. Все было так, как на первом корабле его мичманс¬кой юности — крейсере «Рюрик». Когда в бою с пре¬восходящей эскадрой погиб командир, его сменил стар¬ший офицер, когда пал и он, на его место заступил штурман, затем в развороченную боевую рубку, превратившуюся в аду боя в некий командирский эшафот, поднимались — по старшинству — остальные офицеры... По этому же праву и адмирал Колчак вступил в командование гибнувшим кораблем рос¬сийской государственности.  

Можно найти немало других недочетов и просчетов в фильме Андрея Кравчука. Но это скорее сценарные и даже редакторские изъяны, нежели режиссерские. (Ну не мог дворянин Каппель, образованнейший человек, сказать вместо «надевать сапоги», «одевать сапоги»!) Простим фильму послевоенные советские паровозы, которые влекут за собой колчаковские эшелоны, военно-морские погрешности. Все это искупает великолепная операторская работа и режиссерские находки. Проникновенно, образно, метафорично показан финал жизни Анны Тимиревой: идет съемка фильма «Война и мир», первый бал Наташи Ростовой… На этом празднике жизни и творчества не находится места для состарившейся в лагерях и ссылках «жены» Верховного Правителя. Ее удаляют из массовки, из кадра…  

Многое можно простить авторам картины лишь за одну сцену последней атаки каппелевцев, их отчаянного броска к Иркутску.

Тут невольно вспоминаются кадры знаменитой ленты братьев Васильевых – «Чапаев». Там мы видим подобную же «психическую атаку» через прицельную планку пулемета Анки. Косит, косит русская деваха русских же офицеров, и ни у кого из публики и сердце ни разу не сжалось. Здесь же мы, зрители, находимся по другую сторону фронта, и видим воочию, чего стоило обреченным по сути дела офицерам идти плотными цепями на пулеметные ливни. Начинаем понимать, кто такой генерал Владимир Каппель, какой подвиг он совершил и почему не столь давно его прах был торжественно перезахоронен на кладбище Донского монастыря. И уж вовсе в контраст с легендарной Анкой-пулеметчицей - безымянная сестра милосердия из белого стана, срезанная пулеметной очередью во время атаки.  

Андрей Кравчук снял не «Анти-Чапаев». Его фильм лишь заполняет тот пробел, который более полувека зиял в нашем сознании, в нашем понимании Гражданской войны. Есть все к тому основания, чтобы «Адмирал» стал для нас таким же знаковым фильмом, каким был «Чапаев» для многих поколений советских людей. По сути дела две этих ленты - своего рода диптих, два диаметрально разных взгляда на братоубийство, в какие бы идеологические одежды его не рядили. Сегодня принято утверждать, что и красные, и белые дрались за Россию, что каждая сторона была по-своему права и неправа. Пусть так. Если выбран такой паритет, то и в увековечивании героев обоих станов тоже должен быть равновеликий подход. Но, увы, этого нет. Красным вождям и красным военачальникам стоят памятники по всей стране, в их честь названы улицы во всех российских городах и селах, о них написаны тысячи книг, сняты сотни кинолент. Только «Красные дьяволята» и «Неуловимые мстители» чего стоят… Налицо явный дисбаланс в памяти общества.  

Впрочем, минувшее десятилетие несколько уравняло чаши весов: о Колчаке вышла добрая дюжина толковых, отнюдь не хулительных книг, сняты документальные фильмы, написаны диссертации и пьесы. Спектакли об адмирале идут в Севастополе и Иркутске. На месте расстрела поставлен крест, а в городе памятник работы Вячеслава Клыкова. В Кисловодском военном санатории «Благодать» открыт едва ли не первый в России музей Колчака, точнее музейная комната, посвященная уроженке города Анне Васильевне Сафоновой-Тимиревой. Даже в Москве в ограде храма на Соколе можно прочитать имя адмирала Колчака на поминальной плите. Все это сделано стараниями энтузиастов, знатоков и ценителей отечественной истории.

Официальные власти страшатся имени Колчака - то ли по преемственности от большевистских правителей, то ли от нежелания брать на себя еще одну заботу - увековечивать память «весьма спорного деятеля гражданской войны».

Именно так оценили личность адмирала петербургские чиновники, когда инициативная группа горожан предложила отметить памятными досками дома, где жил и работал Александр Васильевич Колчак. В мемориальной прописке Колчаку отказали, как отказали и в реабилитации его по закону о жертвах политических репрессий. Его судебное дело отправили на правовую экспертизу в военный трибунал Забайкальского военного округа. По иронии истории делом Колчака занимался прокурор по фамилии Чапаев. Оттого ли, потому ли, но по всем статьям - лавина отказов: корабль назвать - отказ, восстановить на карте историческое название «остров Колчака» - отказ, повесить мемориальную доску на дом, где прошло детство - отказ...  

Однако среди самых выдающихся десяти полководцев России ХХ века россияне, утверждает далеко не самая лояльная к героям белого движения газета «Новые известия», третьим после маршала Жукова назвали адмирала Колчака.  

Может быть, поэтому, на поднявшейся все же волне исторической справедливости, острову Расторгуева в Ледовитом океане вернули его первоначальное имя – остров Колчака. На этой же волне пришел к нам и фильм Андрея Кравчука «Адмирал». О том, почему так актуальна эта кинокартина, очень хорошо сказала исполнительница роли Анны Тимиревой Елизавета Боярская: «Потому что в нем затрагивается тема, столь важная сегодня для народа – патриотизм. Картина заставляет ощутить себя патриотом в высоком смысле этого слова. Это то, чего сегодня не хватает нам, - чувствовать себя русским человеком и гордиться этим». 

Специально для Столетия


Эксклюзив
13.05.2024
Валерий Мацевич
Почти у половины убитых украинских солдат находят психотропные вещества
Фоторепортаж
15.05.2024
Подготовила Мария Максимова
Музей Москвы приглашает на выставку «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.