Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
А король-то голый!

А король-то голый!

Могут ли современные «мастера театра» обойтись без трупов и раздевания на сцене?
Владимир Малышев
01.07.2018
А король-то голый!

Может ли театр быть современным, если на его сцене актрисы не щеголяют, в чем мать родила, а мужчины не снимают штаны, не ломают мебель, не матерятся и не намекают на свои гомосексуальные наклонности? Если верить либеральной критике, то нет, никак не может.

Причем не там у них, на «загнивающем Западе», и даже не в столичном «Гоголь-центре» у Кирилла Серебренникова, а уже и в российской глубинке. Что, увы, еще раз подтвердили спектакли, показанные в рамках недавно прошедшего в Перми Дягилевского фестиваля-2018.

Предоставим слово театральному критику Виктору Вилисову, написавшему о мероприятии на либеральном сайте «Лента.ру». Заголовок панегирику предпослан соответствующий: «Шумно разделись и тихо ушли. Голые старухи и тонны манки на главном театральном фестивале лета».

«На протяжении 10 дней, – восторгается господин Вилисов, – в городе “победившей культурной революции” показывали творения лучших представителей академической музыки, музыкального театра и перформативных искусств… В России есть только один фестиваль исполнительских искусств, который можно назвать фестивалем европейского уровня».


Жанна д'Арк, сжигающая флаг

«Хедлайнером фестиваля, – продолжает рецензент, – в этом году стала постановка Ромео Кастеллуччи на ораторию Артюра Онеггера “Жанна на костре”. Зная итальянца, легко было предположить, что актрису сожгут заживо, однако обошлось без огня, костра, дров и всего, что идет в комплекте со стереотипным образом Орлеанской девы... Его Жанна — это некий «нулевой человек», а спектакль — пересказ биографии исторического персонажа заново. Действие начинается прологом: условный школьный класс послевоенной Европы, целиком состоящий из девочек. Заканчивается урок, они выбегают с разговорами, в классе появляется субтильный прихрамывающий мужчина-уборщик. Он начинает сначала медленно и спокойно, а затем все более разъяряясь, освобождать класс от стульев и парт, от книг, предметов на стеллажах, сбрасывая все на пол... Режиссер выстраивает вневременное мифологическое пространство, где историческая Жанна д'Арк сосуществует с живым перформативным телом французской актрисы Одри Бонне, которая из школьного уборщика превращается в городскую сумасшедшую, затем в ведьму, а после, освободившись от всей одежды, являет пример наготы как идентичности. Героиня отрывает от пола линолеум, разбирает плитку и деревянную укладку под ним и раскапывает земляную яму, в которую в конце сваливается; она вытаскивает на сцену чучело полуживого коня (внутри механизм, надувающий грудь для дыхания) и садится на него боком; она поджаривает флаг Франции на алюминиевом мече...».

И это все – про национальную героиню Франции! Это, если бы у нас, скажем, Иван Сусанин или Минин с Пожарским сняли бы на сцене штаны, явив пример «наготы как идентичности», и подожгли бы Кремль. И такое скабрезное надругательство над историей и национальной героиней гордой европейской страны с глубокомысленным видом называют искусством?

Кстати, неслучайно при показе этого спектакля, который теперь завезли в Россию, даже в толерантной Франции случился скандал. Во время его премьеры в Лионской опере в 2017 году, как признает сам рецензент, возмущенная толпа зрителей протестовала против «атаки режиссера на исторический персонаж».


Лупят и хватают друг друга за трусы

Однако надругательство на сцене над Жанной д'Арк – это еще цветочки. В «ультрасовременном», по выражению рецензента, хореографическом спектакле Алена Плателя «Не спать» на музыку Малера, тоже показанном в Перми, восемь мужчин и одна женщина танцуют на фоне двух огромных лошадиных трупов. «Спектакль, – описывает его рецензент, – начинается со сцены реальной борьбы: все перформеры кидаются друг на друга, изо всех сил толкаются, лупят друг друга ладонями по спинам, попутно рвут одежду, выкидывая ее клочки в зал...».

«К середине спектакля танцоры оказываются в шортах и спортивных куртках, а самые патетические места Малера разбавляются дыханием животных, африканскими ритуальными песнопениями и карнавальными звуками браслетов с колокольчиками. Кто-то скажет, что это издевательство над Малером, но именно на этом тонком разломе гармонии, на смешении сакрального и профанного и строится то сложное экстатическое удовольствие, которое спектакль Плателя вызывает», – восторгается Вилисов.

«Большинство сцен, – продолжает смаковать рецензент, – протекают активно, некоторые — в томлении, как, например, захватывающая сцена с двумя перформерами-мужчинами, сидящими на полу спина к спине и медленно наваливающимися один на другого, а затем в неуверенности пытающимися взяться за руки, которыми только что исследовали тела друг друга…».

Далее рецензент пишет: «Во время сцен, которые имели явно гомосексуальный подтекст, зал то замирал в напряженной тишине, то вдруг кто-то начинал хлопать, особенно когда ближе к финалу один из перформеров схватил другого за трусы…».

Не ударили лицом в грязь и отечественные «новаторы». «Под конец фестиваля показали мировую премьеру перформанса “Камилла” под электронную музыку композитора Алексея Ретинского в сценографии Ксении Перетрухиной (камни и тонна манной крупы на полу). Танцовщица буто («танец темноты») Анна Гарафеева исполняла собственную хореографию, посвященную биографии французской модели и скульптора Камиллы Клодель. Спектакль начинается со звуковой многоканальной инсталляции Ретинского, а завершается неким “открытым финалом”: зрителям просто открывают двери, и они, по задумке композитора, должны тихо выйти из зала…».

Что они, кстати, и сделали еще задолго до окончания перформанса. Некоторые, правда, остались и часа полтора наблюдали, как Гарафеева месит на сцене ногами и руками манную крупу…

Но всех в смысле оригинальности переплюнул семичасовой перформанс Николая Скачкова «Sleep concerts. Путешествие в себя». «В концертном зале гостиницы “Урал”, – повествует Вилисов, – для этого выставили около полусотни кроватей, на которые к половине двенадцатого должны улечься зрители и до семи утра в полутьме слушать медитативную live-электронику от двух перформеров. В начале зал залит синим светом, потом все гаснет, к утру заливается зеленым, и зрителей будят электронным органом и колоколами. Подразумевается, что участники должны поймать пограничное состояние сознания между сном и реальностью…».

Такое вот современное «искусство театра» показали у нас в Перми… Прийти в театр, чтобы там поспать или понаблюдать за тем, как один актер стаскивает с другого трусы, а танцовщица полтора часа месит на сцене манную крупу? Звучит, как полный абсурд, но либеральная критика описывает всю эту галиматью с самым серьезным видом, как «выдающиеся достижения культуры».


За чей счет банкет?

Кстати, а за чей счет был пермский банкет, то бишь возможность для «корифеев театра» показать нам на сцене дохлых лошадей или дать зрителям возможность поспать прямо в театре? Оказывается, за наш с вами! Спонсором фестиваля был государственный Сбербанк.

«Мы рады помочь в проведении такого яркого явления в жизни современной театральной России, как Дягилевский фестиваль, – с гордостью отметил президент, председатель правления Сбербанка Герман Греф. – С одной стороны, это дань уважения великому русскому постановщику, с другой – поддержка значимых культурных событий, ставшая для нашего банка традиционной. Мы и впредь будем оказывать содействие подобным инициативам, помогающим сделать доступным современное искусство для граждан нашей страны в самых разных городах».

Были, правда, в Перми показаны и вполне достойные вещи. В частности, концерты, которыми дирижировал маэстро Теодор Курентзис. Однако они выглядели, лишь как фон для поделок совсем иного рода, которые свидетельствуют вовсе не о расцвете театра, а его деградации.

«Если сейчас общая тенденция совершенно определилась, стоит понять, что она выражает, – пишет, анализируя современную ситуацию в театре, критик Игорь Тарасевич. – Почему так? В чем она сходна со временем? И каково, в конце концов, это наше время, отвергающее неторопкость и обстоятельность ради краткой, но бурной эмоции? Достаточно ли, действительно, на сцене одного платка (но ооочень большого), достаточно ли условности, доведенной до предела, или и вправду необходимо еще актерам раздеться догола, чтобы внимание зрителей от их игры ничто не отвлекало? Но если голые люди выйдут на сцену – а это логическое завершение, как сейчас говорят, тренда, – то, что мы увидим? Правильно – только предбанник. Или общую сауну, как в Финляндии. Начинание, конечно, интересное, но, как писал классик, не для нашего климата».

«Я не понимаю, почему в последнее время у нас восхваляется всё самое бездарное, а талантливые люди отодвинуты, – с тревогой заявил о положении в театре в интервью еженедельнику «АиФ» народный артист России Николай Цискаридзе. – Тех, кто чего-то стоит, разгоняют, травят. Я один из немногих, кто имеет три «Золотые маски». Но лет 8 назад, когда понял, что эта театральная премия стала выдаваться по договорённости, сказал: «Ноги моей здесь больше не будет».

Не хочу участвовать в том, что нечестно. В последние годы говорил не раз: в любой момент могу взять список жюри и список номинантов и в 99% случаев вам укажу, кто выиграет. Потому что знаю, кто с кем дружит.

Есть огромное количество талантливых людей, особенно в провинции, которые не получают даже номинации, не то что премии, только потому, что у них нет блата».

«Если люди не понимают, что есть вещи, которые неприличны, и их нельзя демонстрировать прилюдно, мне очень жалко это общество, потому что оно идёт к катастрофе», – считает Цискаридзе. И добавляет: «У нас очень любят выдавать голого короля за нечто настоящее. Уже сколько раз на грабли эти мы наступали. Хватит уже, господа! Не надо путать красоту и пошлость. Не надо».

Однако фестиваль в Перми показал, что либеральные «новаторы» не унимаются. Не успели из этого города изгнать эпатажного столичного галериста Марата Гельмана, который уставил все его улицы странными красными человечками, как теперь пошлость восторжествовала и на театральных подмостках. Хотя уже понятно, что стаскивая друг с друга на сцене трусы, «творцы» лишь самым наглядным образом демонстрируют, что король-то на самом деле голый! Человек без штанов – это просто человек без штанов, даже если он стоит на сцене.

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.