Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Между небом и землей

Между небом и землей

В Музеях Ватикана впервые проходит выставка Рембрандта
Ирина Баранчеева, Рим
02.01.2017
 Между небом и землей

Невероятно, но в таком крупном собрании, как Музеи Ватикана, где хранятся уникальные свидетельства и шедевры искусства от древних цивилизаций до наших дней, нет ни одной работы великого голландского художника. Больше того, картины Рембрандта никогда не выставлялись в Ватикане, несмотря на то, что религиозная тематика присутствует в них очень часто. Тем более значительным событием стала нынешняя выставка «Рембрандт в Ватикане. Образы между небом и землей», на открытие которой приехали королева Швеции Сильвия и принцесса Нидерландов Беатрикс.

Вниманию посетителей предложено 55 гравюр и две картины, большинство из которых из шведского Музея Цорн, созданного на основе частной коллекции художника Андерса Цорна (1860 – 1920), бывшего одним из самых известных портретистов своего времени и оставившего изображения многих знаменитостей, в том числе, кстати, русского промышленника и мецената С.И. Мамонтова.

Редкая и ценная картина «Пожилой человек в тюрбане», свидетельствующая о незаурядном мастерстве молодого Рембрандта, написавшего ее в возрасте 21 года, и две бронзовые печатные формы с рисунками для гравюр прибыли из голландской «Kremer Collection».

В свое время гравюры Рембрандта пользовались таким же огромным успехом, как и его живописные полотна. Не выезжая за пределы Голландии, он имел возможность изучать искусство великих итальянских мастеров через оттиски с их работ, и точно таким же образом искусство самого Рембрандта стало известно в Европе.

Художник уделял большое внимание своей графике, на которой, как заметил один исследователь его творчества, «каждая тень живет и дышит не менее, чем в его живописи». До нашего времени дошло чуть более 300 гравюр мастера, в основном офортов, на самые разнообразные сюжеты – мифологические, исторические, аллегорические, а также пейзажи, обнаженная натура, один натюрморт, но самое большое место в его творчестве занимает именно религиозная тема.

Как и для его великого предшественника Альбрехта Дюрера, Библия стала для Рембрандта главным источником вдохновения.

Выставка великого голландца в самом сердце католичества приурочена к 500-летию протестантской реформы, и Рембрандт выбран отнюдь не случайно. Родившийся от отца-протестанта и матери, происходившей из католической семьи, живший во время религиозных войн, он как никто сумел выразить в своих работах великие противоречия своего века. При этом художник всегда сохранял внутреннюю свободу, давал собственную интерпретацию библейским персонажам, создавая портреты как протестантов, так и католиков.

Его графические и живописные произведения на религиозные сюжеты позволяют говорить о глубоком знании Библии. Рембрандт Харменс ван Рейн, появившийся на свет в 1606 году в семье зажиточного владельца мельницы в Лейдене, посещал латинскую школу при университете, а с 13 лет обучался живописному мастерству у Якоба ван Сваненбюрха, католика по вероисповеданию, поэтому можно предположить, что он рано познакомился с Библией на латинском языке, а также с традиционной иконографией.

В 1627 году, вернувшись в свой родной город после обучения живописи в Амстердаме, Рембрандт становится независимым художником и обращает на себя внимание поэта и мецената Константина Гюйгенса, секретаря принца Оранского, который находит для него богатых клиентов. Однако из-за напряженной атмосферы в городе, создавшейся из-за стычек между представителями различных религиозных течений, в 1631 году он решает переселиться в Амстердам, где был более свободный и терпимый духовный климат.

В первые годы карьеры Рембрандту сопутствует успех. У него появляется множество состоятельных почитателей, заказывающих ему свои портреты. В короткий срок его имя становится известным, он добивается материального благополучия. В 1634 году художник находит и личное счастье, женившись на Саскии ван Эйленбюрх, дочери бургомистра Леувардена, что распахнуло перед ним двери особняков зажиточных бюргеров.

Обожаемая жена Саския часто появляется на его полотнах то в домашней обстановке, то как мифологический персонаж. Наиболее известно изображение художника и его жены на картине «Блудный сын в таверне» (1635), находящейся в Дрезденской галерее.

Смерть Саскии в 1642 году, через год после рождения их сына Титуса, подвела черту под коротким счастливым периодом в жизни художника. Неудачи начинают преследовать его. Публика охладевает к его работам, предпочитая им произведения менее талантливых учеников самого Рембрандта, что постепенно приводит его к обнищанию. Последним ударом судьбы становится для него в 1668 году смерть сына, которого художник пережил только на год.

Возможно, личные утраты, досада из-за непонимания публикой его исканий в искусстве, и позволили Рембрандту острее чувствовать горести и невзгоды других, что придает невероятную человечность его персонажам...

В офортах Рембрандта, представленных в экспозиции, поражают фигуры бедняков, нищих и калек, которые бродили в его время по улицам Амстердама. Нищие и больные появляются в гравюрах на библейскую тему, в том числе, в самой известной – «Христос, исцеляющий больных» на сюжет 19-ой главы Евангелия от Матфея. Эта работа имеет еще одно название, «Лист в сто гульденов», поскольку именно такую огромную по тем временам сумму однажды получил за нее художник.

Среди гравюр, созданных на библейские сюжеты, Рембрандту, считается, больше всего удались именно сцены из Нового Завета. В его графике присутствуют все эпизоды страстей Христовых, а к некоторым евангельским сценам он возвращался не один раз, изменяя детали или по-новому представляя изображаемых лиц, о чем свидетельствуют различные варианты «Воскрешения Лазаря», «Усекновения главы Иоанна Крестителя», «Бегства в Египет» и других работ.

Художник постоянно экспериментировал, применяя различную технику, используя цветные печатные формы и экзотические виды бумаги, что делает каждую его гравюру по-настоящему неповторимой. Но самое большое очарование придает им заключенная в них простота и глубокая человечность.


Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках проекта с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведённого Национальным благотворительным фондом.



Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.