Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
3 мая 2024
Турция устала ждать

Турция устала ждать

Страна постепенно превращается из светского государства в исламистское
Ирина Никитина
03.09.2007

Эпопея с президентскими выборами в Турции представляет собой зеркальное отражение более глубоких и противоречивых процессов, происходящих сегодня в турецком обществе. Нынешняя Турция медленно дрейфует от демократической светской республики Кемаля Ататюрка в сторону исламизации режима. Избрание 28 августа на пост президента главы МИДа Абдуллы Гюля, представляющего Партию справедливости и развития (ПСР) происламского толка, является ярким тому подтверждением.

Исламизация Турции становится все более очевидной по мере того, как замедляются и притормаживаются переговоры о вступлении этой страны в Европейский Союз. Конечно, "религиозный ренессанс" в Турции, вызванный, так же как и в других странах, объективными причинами, начался не вчера. Однако мучительные и по-прежнему неудачные попытки этой страны стать членом Европейского Союза лишь добавляют разочарования турецкому обществу.

История взаимоотношений Европейского Союза и Турции тянется вот уже более сорока лет.

#comm#Говоря образно, ЕС и Турция уже давно встречаются, а все никак не могут пожениться. #/comm#

Первое Соглашение об ассоциации между Европой и наследницей великой Османской империи, так называемое "Соглашение Анкары", было подписано еще в далеком 1963 году. С тех пор все попытки Турции попасть в семью европейских народов оканчивались неудачно. Именно Соглашение 1963 года и подписанный в дополнение к нему протокол 1970 года легли в основу торгово-экономических отношений между Европой и Турцией. Официальную заявку на вступление в ЕС Турция подала еще 1987 году, однако, долго мало кто из европейских лидеров всерьез задумывался о возможности включения мусульманского и большей частью азиатского государства в семью христианских народов.

Вместе с тем, экономическая интеграция страны с европейскими странами шла куда более успешно, нежели политическая. С 1995 года между странами-членами ЕС и Турцией начал действовать таможенный союз, создание которого стало первой ступенькой на пути экономической интеграции турецкого государства в Европу. В 1998 году в рамках разработки Европейской стратегии для Турции ЕС обнародовал ряд условий, выполнение которых необходимо для вступления этой восточной страны в клуб европейских государств. Главным условием стало соответствие Турции так называемым копенгагенским критериям членства в ЕС. С тех пор турецкое правительство усердно пытается развивать экономику, решить вопрос с правами человека, в том числе соблюдением прав национальных меньшинств (речь в первую очередь идет о курдах) страны, и привести свое законодательство в соответствие с нормами европейского права.

И вот, на минуточку показалось, что вопрос о вступлении Турции в ЕС вскоре будет решен положительно – в 2004 году на очередном саммите ЕС брюссельские чиновники объявили о начале переговоров с Хорватией и Турцией об их вступлении в ЕС. Комментируя это решение, тогдашний министр иностранных дел, а теперь единственный кандидат на пост президента Абдуллах Гюль сказал: "Мы преодолели великий рубеж". Однако время показало, что если для Хорватии переговорный процесс протекает довольно успешно, и, по словам Европейского Комиссара по расширению ЕС Олли Рена, эта страна может быть принята в состав Европейского Союза уже к 2010 году, то для Турции спустя два года "воз и ныне там".

#comm#Проблема заключается в отсутствии у Европы единой позиции по данному вопросу. #/comm#

А с приходом в европейских странах к власти нового поколения лидеров, таких, например, как Николя Саркози, открыто выступающих против членства Турции в ЕС, перспективы этой страны на вступление становятся еще менее реальными, по крайней мере, на ближайшие пятнадцать лет. Более того, Европа тесно увязывает вступление Турции в ЕС с решением кипрской проблемы, которая во многом определяет ход переговоров с Евросоюзом в целом.

Можно с уверенностью утверждать, что после победы Абдуллы Гюля дискуссии о возможности присоединения мусульманской страны, население которой по прогнозам к 2020 году превысит 80 миллионов человек, к клубу христианских и светских государств, возобновятся с новой силой. Нежелание большинства стран Европы видеть Турцию в своих рядах связано, прежде всего, с кризисом самоидентификации самих европейцев в рамках непрекращающегося процесса расширения ЕС, а также со все более острой демографической проблемой.

Ведущиеся официальные переговоры между ЕС и турецким правительством носят скорее формально-технический, нежели политический характер. Именно в отношении Турции Брюссель решил ввести новый принцип ведения переговоров со страной-кандидатом на вступление. Если раньше переговоры могли идти параллельно сразу по нескольким главам или отраслям, то теперь должен строго соблюдаться принцип очередности. Учитывая, что таких переговорных статей всего 35, а в настоящее время Евросоюз ведет переговоры с Турцией реально только по двум темам – научной политике и промышленной политике – то весь процесс может занять несколько десятилетий. Открытые 25 июня две новые переговорные статьи - "Статистика" и "Финансовый контроль" - свидетельствуют о желании Европейского Союза затянуть переговорный процесс.

#comm#Последние события в Турции продемонстрировали, что она определенно не готова ждать столь долго. #/comm#

Постоянное искусственное затягивание переговоров приносит накапливающееся разочарование как простым гражданам Турции, так и ее элите, и лишь усиливает антизападные настроения внутри турецкого общества. Исламизация страны становится более реальной на фоне разочарования турок европейской политикой "кнута и пряника" по отношению к ним. Однако если турецкая улица готова к повороту на Восток, то политическая элита страны, а также наиболее образованные светские слои населения не могут, да и не хотят отворачиваться от Запада. Турции необходима внешнеполитическая определенность, которую ей могло бы гарантировать вступление в ЕС, и которую сейчас в определенном смысле ей гарантирует членство в НАТО. Жесткие заявления турецких политиков и общественных деятелей по поводу необходимости переориентации страны на Восток лишь подчеркивают всю неопределенность Турции в геополитическом плане. Впрочем, постоянные колебания политического маятника Турции являются объективным отражением географического положения этой страны. Нельзя забывать, что "не всего", а "почти" 20 процентов территории этой страны находятся в Европе, поэтому, хотелось бы европейцам того или нет, но они всегда будут сталкиваться с претензиями Турции на роль важного игрока в Южной Европе, как это было на протяжении нескольких сотен лет. И в этом смысле Россия и Турция очень схожи: обе страны являются заложницами своего геополитического положения, строго диктующего рамки внешней политики и задающего принципы поведения государства на международной арене.

Специально для Столетия


Эксклюзив
02.05.2024
Людмила Чумаченко
Записки одесситки
Фоторепортаж
02.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Парке Победы на Поклонной горе проходит демонстрация трофейной западной техники


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.