Стоит ли России вводить войска в Киргизию?
Вопрос о том, надо ли России оказать вооруженную помощь временному правительству Киргизии, переживающей после масштабных межэтнических столкновений в Ошской и Джалал-Абадской областях гуманитарную катастрофу, в последние дни стал одним из наиболее обсуждаемых политическим и экспертным сообществом. Единства в этом вопросе не наблюдается.
Очевидно, что если ситуация и дальше будет развиваться по наклонной, то вводить миротворческие силы все-таки придется, причем основу их составят именно российские воинские формирования. Однако опасность увязнуть в гражданской войне, которая при негативном сценарии развития событий в ближайшее время может начаться в Киргизии, заставляет российские власти проявлять в этом вопросе крайнюю осторожность.
В настоящее время ситуация в республике начинает понемногу успокаиваться, хотя до стабильности еще далеко. По официальным данным, за время беспорядков было убито около 200 человек, еще около 2000 обратились за медицинской помощью. Однако эти сведения учитывают лишь тех, кто прошел через медицинские учреждения. По неофициальным данным, количество погибших достигает около 1800 человек.
По сведениям «Ферганы.ру», ссылающейся на источники в местных администрациях, только в Оше и близлежащих районах погибло более полутора тысяч человек. Абсолютное большинство из них - этнические узбеки.
В ходе беспорядков почти полностью разгромлен Ош, где сгорело порядка 70% зданий.
Катастрофический характер приобрела ситуация с беженцами. По данным Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, количество вынужденных переселенцев на юге Киргизии достигло 275 тыс. человек. Более 100 тыс. из них, спасаясь от погромов, пересекли границу с Узбекистаном, где их размещают в палаточных лагерях на территории граничащих с Киргизией районов Андижанской, Наманганской и Ферганской областей. Более 3/4 беженцев составляют женщины, дети и старики, тогда как мужчины остались охранять свои дома. Помимо узбеков среди беженцев, по данным посольства РФ в Узбекистане, есть и граждане России. С наплывом беженцев Узбекистан уже не справляется, в связи с чем закрыл границу с Киргизией и запросил помощь у международных организаций. На территории Киргизии вдоль границы с Узбекистаном в настоящее время скопилось около 35 тыс. беженцев, которые не могут перейти на территорию соседнего государства. Кроме того, беженцы размещаются в пригородных селах или уезжают в северные области Киргизии.
Поскольку собственных сил для того, чтобы контролировать ситуацию, у временного правительства Киргизии явно не хватало, возникла идея обратиться за помощью к России и/или ОДКБ. Между тем, накануне президент РФ Д. Медведев на саммите ШОС в Ташкенте заявил, что исключает применение сил ОДКБ в связи с обострением ситуации в Киргизии. «Критериями применения сил ОДКБ является нарушение каким-либо государством или негосударственным образованием границ члена ОДКБ, - отметил он, - … В этом случае мы констатируем нападение на всю ОДКБ. Пока об этом речи не идет. Все проблемы, с которыми сталкивается Киргизия, коренятся внутри этой страны». Тем не менее, 12 июня руководство республики попросило Россию ввести в зону конфликта миротворческие силы. Предварительный телефонный разговор председателя временного правительства Р. Отунбаевой с В. Путиным состоялся еще вечером 11 июня, а на следующий день последовало официальное обращение с просьбой о военной помощи. «Со вчерашнего вечера ситуация переходит через край, - заявила Р. Отунбаева, - нам нужен ввод других военных сил, чтобы купировать ситуацию. В этой связи мы обратились за помощью к России».
После этого возникло ощущение, что российские войска вот-вот начнут перебрасываться в Киргизию.
Однако решения о применении силы так и не последовало. Россия ограничилась переброской на авиабазу в Канте тремя самолетами Ил-76 усиленного батальона 31-й десантно-штурмовой бригады ВДВ, в задачи которого входит охрана российских военных объектов и защита соотечественников. Еще две роты десантников были переброшены в Киргизию в начале апреля, вскоре после падения режима К. Бакиева. Помимо них на 999-й авиабазе, где базируются истребители Су-27, штурмовики Су-25, транспортные самолеты Ил-76, вертолеты Ми-8 и учебные самолеты Л-39, находятся 250 российских офицеров и 150 солдат срочной службы и контрактников. Таким образом, общее количество российских военнослужащих в Киргизии составляет около 1500 человек.
При этом продолжавшая быстро ухудшаться ситуация в Киргизии вызывала явную тревогу руководства РФ. 14 июня в Москве прошли экстренные консультации секретарей Совета коллективной безопасности ОДКБ, на которых обсуждалась возможность ввода миротворческих сил в Киргизию. Однако войска решили не вводить. Страны ОДКБ, в состав которой входят Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан, обещали Киргизии помощь авиацией, техникой, военным транспортом, спецсредствами, за исключением оружия. Хотя полностью возможность применения войск государства ОДКБ все же не исключили.
Двусмысленность ситуации, когда Россию и/или патронируемую ею ОДКБ просят о военной помощи, а она эту помощь предоставить отказывается, породила среди экспертного сообщества множество разноречивых оценок. Так, среди комментариев, опубликованных «Московским комсомольцем», преобладают мнения о том, что вводить войска России все равно придется. «У России нет выхода — вмешаться в ситуацию в Киргизии ей необходимо, - утверждает главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Ф. Лукьянов. - Если беспорядки не прекратятся, они распространятся за пределы юга страны. Это будет кризис общесреднеазиатский». По словам президента Фонда эффективной политики Г. Павловского, «Если Россия продолжает говорить о привилегированности интересов и если Киргизия в них не входит, то тогда непонятно, кто входит вообще. Если ситуация не разрядится, то, на мой взгляд, Россия обязана вмешаться». «МК» напоминает и о том, что отказ от ввода войск поставит под сомнение дееспособность ОДКБ, так как непонятно, зачем в таком случае создавались Коллективные силы быстрого реагирования (КСБР) и развертывания (КСОР), если применять их в случае серьезного кризиса, подобного киргизскому, нельзя.
Не менее убедительно выглядят и аргументы, выдвигаемые противниками ввода войск. Этой позиции придерживается известный политолог С. Белковский. «Миротворцев посылать туда не следует, - считает он - потому что управлять конфликтом мы все равно не сможем. Нашим военным придется либо стрелять на поражение — как в киргизов, так и в узбеков, либо просто стоять. Но тогда это никак не изменит ситуацию». Схожее мнение высказал руководитель Центра балканских, кавказских и центрально-азиатских исследований Института всеобщей истории РАН Артем Улунян. «В случае, если в страну придут иностранные миротворцы, какой бы страной они не были посланы, рано или поздно будут какие-то новые жертвы, - заявил он интернет-изданию «Бишкекский пресс-клуб». - И если будут жертвы, как среди миротворцев, так и гражданского населения, это будет зафиксировано в народной памяти, и как показывает история - надолго».
Единства в вопросе о том, следует ли вводить российские войска, нет и в самой Киргизии.
Бывший премьер-министр республики Ф. Кулов, например, считает, что ввод миротворческих сил просто необходим, а устав ОДКБ, предусматривающий оказание помощи странам-участникам организации в критической ситуации, позволяет это сделать. По его словам, миротворцы не должны участвовать в военных действиях, а могли бы сдерживать передвижения вооруженных формирований, чтобы киргизские силовики нейтрализовали их, а также обеспечить защиту определенных объектов, местностей и населенных пунктов. По мнению же киргизского политолога Марса Сариева, ввод миротворцев извне - «не самая лучшая идея». «Любые миротворческие войска в Кыргызстане будут восприняты частью населения как оккупационные, - заявил он в интервью агентству «Регнум», - Вне зависимости от того, кто это будет - россияне, натовцы или войска ОДКБ». Еще более категоричен активист молодежного движения Эльден Калчекеев. Он заявил «24kg», что призыв властей к введению в Кыргызстан миротворцев - это преступление против собственного народа и киргизской государственности. Если есть армия, то ее надо использовать в таких случаях «предельно жестко», и это было бы эффективнее, чем «иностранные бригады и миротворцы, которые были запрошены у России и США».
Вдобавок ко всему этому с вводом на территорию Киргизии иностранных войск возникли и юридические проблемы. По словам эксперта по внешней политике Центра политической конъюнктуры Евгении Войко, для ввода иностранных войск Киргизия должна представить руководству этой страны письменное обращение главы государства, ратифицированное парламентом, а также доказательства того, что предоставление такой помощи необходимо. Основанием для ввода войск ООН, например, может послужить угроза территориальной целостности или внешнего нападения, однако ничего подобного в Киргизии нет. Более того, «…нынешняя власть Киргизии нелегитимна с юридической точки зрения, - заявила она в интервью «Независимой газете», - Поэтому на ее призывы международное сообщество не отзывается активными действиями». Именно стремлением как можно быстрее легитимировать собственный статус объясняется стремление временного правительства в максимально короткие сроки провести выборы в парламент и референдум по новой конституции, который организаторы беспорядков в южных областях и стремились сорвать.
Помимо юридических сложностей принятие решения о вводе войск осложняется и другими обстоятельствами. По отношению к ситуации в Киргизии страны ОДКБ делятся на две части.
Если Армению и Белоруссию киргизский кризис интересует мало, то Казахстан, Узбекистан и Таджикистан являются скорее «заинтересованными сторонами». Учитывая сложный характер межэтнических отношений в регионе, участие военных подразделений соседей по Центральной Азии во внутрикиргизских делах будет воспринято местным населением неоднозначно, если не сказать враждебно. Особенно это касается узбеков и таджиков, с которыми у киргизов за последние десятилетия сложились непростые отношения. При этом помимо многочисленного узбекского населения в Киргизии значительное количество узбеков проживает и на территории Узбекистана. Их численность составляет около 200 тыс. человек, и в случае эскалации конфликта они также могут стать его жертвами. Ошские события, например, уже затронули жителей расположенного внутри Узбекистана киргизского анклава Барак, около 250 жителей которого после начала размещения в селе узбекских беженцев были вынуждены бежать в Киргизию.
Одной из главных причин нежелания руководства РФ идти на ввод войск является, по всей видимости, перспектива повторения в Киргизии афганского сценария, когда на решение внутреннего конфликта в иностранном государстве были без какой-либо отдачи потрачены огромные военные, человеческие и финансовые ресурсы. В условиях большого дефицита российского бюджета и напряженной военно-политической обстановки на Северном Кавказе повторение этого сценария, пусть и в несколько другом виде, было бы крайне нежелательным.
Возможен, впрочем, вариант развития событий, при котором дистанцироваться от ситуации в Киргизии России не удастся. В преддверии намеченного на 27 июня референдума временное правительство опасается, что беспорядки перекинутся на север, где проживает подавляющее большинство русского населения Киргизии (около 470 тыс. чел.) и находятся российские военные объекты. В этом случае остаться в стороне у России, скорее всего, не получится, а ввод войск станет вынужденной необходимостью.