Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
Анкара ведет свою игру

Анкара ведет свою игру

Накануне визита в Турцию Барака Обамы
Александр Крылов
06.04.2009
Анкара ведет свою игру

Президент США призвал Европейский союз принять в свои ряды Турцию. Такое заявление он сделал в Праге, где принимал участие в саммите ЕС-США. По словам американского президента, подобный шаг ЕС "был бы важным сигналом" для всего мусульманского мира. Это заявление вызвало негативную реакцию у многих европейских лидеров, в очередной раз напомнивших о том, что США не являются членом ЕС и что только члены этого союза будут решать вопрос о его будущем расширении.

В ходе своего визита в Турцию Обама попытается наладить турецко-американские отношения, которые ухудшились в последние годы, приведя к росту антиамериканских настроений. Нынешняя американская администрация стремится предолеть многочисленные разногласия с Анкарой по иракской, иранской и афганской проблемам, и расширить степень вовлеченности Турции в их решение. Добиться этого весьма сложно, так как американская политика на Ближнем и Среднем Востоке давно превратилась в основную угрозу национальной безопасности Турции.  

Накануне американского вторжения в Ирак Турция отказалась пропустить американские войска через свою территорию, что привело к охлаждению американо-турецких отношений. Уже много лет США стремятся их нормализовать, но не за счет изменения своей политики, а при помощи демонстрации активности на европейском фронте. Вашингтон оказывает давление на ЕС с целью скорейшего принятия Турции в его члены, однако пока оно не приводит ни к каким результатам и перспективы вступления Турции в ЕС продолжают оставаться туманными. В докладах Европейской комиссии регулярно указывается, что Турция значительно продвинулась по пути демократизации и выполнила принятые на себя обязательства в связи с вступлением в ЕС. Тем не менее, многие страны Старой Европы продолжают настаивать на официальном признании геноцида армян 1915 г. и на уступках со стороны Турции для нормализации ее отношений с соседними государствами.  

Особенно осложняет положение Турции на международной арене нерешенность кипрской проблемы. Турция по-прежнему не признает Республику Кипр, действующего члена ЕС, и продолжает оккупировать северную часть территории этого государства (а значит и часть объединенной Европы) на которой до сих пор размещено 35 тысяч турецких военнослужащих. Как неоднократно подчеркивали европейские лидеры, до урегулирования данных проблем Турция не может быть принята в ЕС.  

Согласно экспертному заключению Еврокомиссии, присоединение Турции к ЕС может произойти не ранее 2013-2018 гг. Еврокомиссия считает возможным при необходимости ввести ограничения на свободное перемещение трудовых мигрантов из Турции. К тому же постоянно подчеркивается, что в случае невыполнения Анкарой всех выдвигаемых ЕС требований переговоры об интеграции могут быть прекращены.  

Франция предлагает вместо полноценного членства в Европейском Союзе ограничиться "особыми" отношениями между ЕС и Анкарой. Похоже, что эта позиция разделяется большинством нынешних европейских политических лидеров, которые выдвигают все новые дополнительные условия для вступления Турции в объединенную Европу. В результате Турции не удалось добиться, чтобы к ней применялись те же критерии и подходы, что и к предыдущим кандидатам в члены ЕС.  

Турецкие руководители не скрывают своего раздражения тем, что процесс вступления в ЕС может затянуться до бесконечности. В одном из своих интервью французской прессе премьер-министр Турции подчеркнул, что "не было никаких референдумов по кандидатурам стран, вступивших в ЕС во время предыдущего этапа расширения. Применять такой подход к Турции было бы против процедуры вступления, существующей на данный момент. Что касается демократии и прав человека, то Турция в действительности опережает некоторые страны ЕС".

В сложившейся ситуации российский вектор турецкой политики приобретает для Анкары особую актуальность.

В течение нескольких десятилетий отношения между СССР и Турцией были сложными, временами откровенно враждебными. Но с началом горбачевской перестройки они заметно улучшились, а затем стали бурно развиваться. Начался рост торговых оборотов, активизировались культурные связи, в советских городах появились турецкие строители. После максимального упрощения Турцией в одностороннем порядке визового режима для советских граждан, важным элементом двусторонних экономических связей стала "челночная торговля", объем которой намного превышал объем официальных торгово-экономических контрактов. Вскоре настало время "освоения" турецких курортов российскими туристами. В настоящее время уровень торгово-экономических и культурных связей между двумя странами достиг самого высокого за всю историю двухсторонних отношений.  

Распад Советского Союза привел к возникновению новых геополитических реалий. В новой ситуации Турция, которая является примером достаточно устойчивого поступательного развития в экономике и социальной сфере, все более решительно претендует на роль региональной сверхдержавы, имеющей исторические связи как с западной, так и с исламской цивилизациями, элементы которых она в себе совмещает. Россия весьма настороженно относилась к нарастающей активности Турции в постсоветской Евразии, так как она затрагивала российские интересы в вопросах стратегической безопасности и энергетических ресурсов.  

Несмотря на окончание холодной войны, членство Турции в НАТО продолжает оказывать негативное влияние на российско-турецкие отношения. Все большая вовлеченность НАТО в дела Закавказья, Средней Азии и Причерноморья, планы расширения НАТО на территории, которые являются для России жизненно важными с точки зрения ее национальной безопасности, не могут не вызывать озабоченности у российского руководства. Статус Турции как члена НАТО приобретает особую значимость с учетом того факта, что несмотря на многочисленные проблемы в двусторонних отношениях Соединенные Штаты продолжают оставаться ее ключевым союзником. Осуществляемое США переустройство мира включает в себя интеграцию южной Евразии в мировое сообщество через экспорт сырьевых ресурсов на мировые рынки путями, идущими в основном в обход России. Поддержка Соединенными Штатами нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и Транскаспийского трубопровода безусловно усиливают региональные позиции Турции.  

После распада СССР осложняющим российско-турецкие отношения фактором была нестабильность в Кавказском регионе, где обе страны заявляют о своих важных, а в случае России – жизненно важных интересах. В апреле 1992 г. напряженность в российско-турецких отношениях достигла такого уровня, что Россия была вынуждена прибегнуть к открытой ядерной угрозе для сдерживания Турции.

Именно тогда маршал Е. Шапошников, возглавлявший вооруженные силы СНГ, предупредил об опасности начала "Третьей мировой войны" в случае, если Турция вмешается в Карабахский конфликт на стороне Азербайджана.

Россия и Турция продолжают занимать разные позиции по многим международным или межнациональным конфликтам, особенно в Закавказье и на Балканах. Россия осуждает оккупацию турецкими войсками части Кипра и не признает провозглашенную там Турецкую республику Северного Кипра. Одной из наиболее сложных проблем в российско-турецких отношениях продолжают оставаться Черноморские проливы. Нынешний режим их эксплуатации определяется международной Конвенцией Монтрё (1936 г.), которая предусматривает принцип свободы их прохода торговыми судами. С середины 1990-х гг. разногласия по проблеме проливов между Россией и Турцией постоянно нарастали. Отстаивая свои позиции, связанные с режимом проливов, Турция сделала упор на их небезграничные возможности и на факторы, связанные с положением населения Стамбула, с историческим, культурным и экономическим значением города, с проблемами окружающей среды.  

Россия никогда не оспаривала необходимости обеспечения безопасности в проливах, но настаивала на смягчении режима навигации и на том, что проблему необходимо решать в первую очередь техническими средствами. Частично требования России были удовлетворены в 1998 г., когда Турция несколько смягчила Регламент 1994 г. Тем не менее, российская сторона продолжает настаивать на неприемлемости потерь, наносимых ограничениями, введенными Турцией на судоходство в Босфоре и Дарданеллах.  

Безусловно, важнейшим фактором, вызвавшим ужесточение позиции Турции по проливам, стала проблема транспортировки нефти с Кавказа и из Средней Азии. Намерение Анкары обеспечивать транспортировку нефти из Азербайджана и Казахстана транзитом через Грузию и далее по собственным трубопроводам к Средиземному морю обосновывалась необходимостью избежать перегрузки проливов, ведущей к осложнениям и авариям. Очевидно, что власти Турции сознательно драматизировали проблему и использовали ее для обеспечения собственных финансовых и политических интересов. Эти интересы оказались в противоречии с интересами России, которая стремилась сохранить в качестве основного пути транспортировки нефти на европейский рынок систему трубопроводов, связанных с Новороссийским портом и далее танкерами через Черноморские проливы.  

Стремясь к превращению Турции в важный узел транзита мировых энергоносителей, правительство страны окончательно отказалось от планов обеспечения безопасности и повышения пропускной способности проливов путем их оснащения современными техническими средствами навигации и контроля. На позицию Анкары влияет стремление США и стран Западной Европы под предлогом необходимости максимальной диверсификации источников и путей получения энергоносителей ослабить роль России как экспортера энергоносителей и транзитной страны. Поэтому Россия была вынуждена активизировать поиск и строительство новых путей транспортировки нефти на мировые рынки в обход проливов: через Болгарию и Грецию к Эгейскому морю, через страны Северной Европы, через Китай, дальневосточные порты и т.п.  

В конце 1990-х Россия оказалась не в состоянии защитить интересы своих нефтеэкспортеров и добиться от Турции уступок по проблеме проливов. Россия согласилась, что она "в добровольном порядке" начнет строить трубопроводы на турецкой территории в обход Босфора и Дарданелл. В ответ Турция дала Москве твердые гарантии в том, что она будет неукоснительно соблюдать Конвенцию Монтре, которая была зафиксирована в подписанных в декабре 2004 г. российско-турецких соглашениях. Ценность этих соглашений для России стала очевидной в августе 2008 г.  

Пятидневная война на Южном Кавказе вызвала большие разногласия в НАТО и ЕС. Несмотря на общие заявления в поддержку территориальной целостности Грузии воинствующе непримиримая политика администрации Дж. Буша по отношению к России была безоговорочно поддержана лишь частью Евроатлантического сообщества (Великобритания, Польша, страны Прибалтики). Страны Старой Европы заняли куда более осторожную позицию. Отказ Старой Европы следовать американским курсом наглядно проявился в мирной миссии президента Франции Н. Саркози, который проигнорировал настойчивый совет Дж. Буша не вмешиваться в ситуацию на Южном Кавказе и способствовал скорейшему окончанию военных действий.  

Самостоятельную позицию по отношению к Пятидневной войны заняла Турция. Политика разыгрывания курдской карты в Ираке, и настойчивое стремление администрации Дж. Буша к наращиванию своего военного присутствия в Черноморско-Каспийском регионе превратились в наиболее опасную угрозу национальной безопасности Турции. Именно этим обстоятельством были продиктованы действия Анкары в августе 2008 г.  

После начала военных действий президент Турции Абдуллах Гюль в телефонном разговоре с президентом РФ Д. Медведевым дал высокую оценку принятым президентом России решениям.

В Москву экстренно приехал премьер-министр Турции Т. Эрдоган, который заявил о том, что Турция солидарна с Россией и готова оказать всю необходимую поддержку для урегулирования ситуации. Поддержка Турции сыграла для России чрезвычайно важную роль. Воспользовавшись имеющимися в конвенции Монтре ограничениями, Турция не давала разрешения кораблям ВМС США на проход в Черное море через Босфор и Дарданеллы вплоть до 20 августа. Очевидно, что приход в порты Грузии группировки военных кораблей США/НАТО в разгар Пятидневной войны мог повлиять на ход военных действий и был чреват опасностью дестабилизации ситуации во всем Черноморском регионе. Это противоречило как интересам России, так и Турции.  

Турция относится к тем государствам, которые проводят самостоятельную, основанную на приоритете собственных национальных интересах политику. Новому президенту США Бараку Обаме будет очень сложно убедить официальную Анкару в том, что американская политика на Ближнем и Среднем Востоке не противоречит интересам Турции. По крайней мере, до тех пор, пока эта политика не будет изменена коренным образом. 

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.