Сеанс «тайского массажа»

В стране, где из заблокированного оппозицией столичного аэропорта не могут вылететь тысячи туристов, военные и деловые круги уговорили правительство распустить парламент и назначить новые выборы. Одновременно там происходит множество прочих бурных событий.
Главная особенность происходящего в Таиланде – удивительное нежелание как властей, так и противостоящих им оппозиционеров из «Народного альянса за демократию», применять силу. Особенно заметно это на фоне только что завершившихся кровавых событий в индийском городе Мумбае: там счет убитых – полторы сотни. В Таиланде – ни одного. Взорвать две гранаты в правительственном квартале так, чтобы в результате не было убитых, одни лишь раненые – это надо уметь сделать.
Столь же характерен эпизод с попыткой таиландской полиции взять штурмом один из двух аэропортов, которые захватили оппозиционеры. Полицейские погрузились в автомобили и уехали, когда увидели толпу демонстрантов - с огнестрельным оружием и железной арматурой - бегущих в их сторону. Наконец, премьер-министр Таиланда Сомчай Вонгсават не просто заявил, что меры против демонстрантов будут «мягкими», но и пригласил свидетелей - правозащитников и журналистов – убедиться, что так и будет. Все вместе представляет собой удивительный и чисто таиландский политический кризис, когда каждая сторона пытается спровоцировать другую на акты насилия, сама же его не начинает.
Чего, однако, не происходит в Таиланде? Во-первых, там нет народных волнений из-за мирового финансового кризиса.
Начались нынешние выступления оппозиции во главе с «Народным альянсом за демократию» в октябре, тогда до Таиланда кризис докатился разве что в виде испуга столичных финансистов и банкиров.
Да и сейчас непонятно, есть ли кризис в Таиланде, ну, максимум – есть ожидания замедления роста экономики в следующем году. Хотя захват аэропорта как удар по туристической отрасли – это хороший способ создать проблемы стране, которая зарабатывает на туризме свой каждый десятый бат или доллар. А если вспомнить, что именно с Таиланда начался в 1997-м локальный, «азиатский» финансовый кризис, то происходящее и подавно выглядит странно: как это так, просто внутренняя склока – и никаких причин для таковой в виде разорения миллионов от кризиса? Так не может быть. Но так есть.
Чего еще нет в Таиланде? Нет «цветной революции». Никакого вмешательства из-за рубежа в происходящие там события не ощущается. Сейчас никому не до Таиланда. Перед нами - чисто внутреннее дело. И это почти невероятно.
В последние годы теория мирового заговора как причины социальных потрясений в мире правит бал, и не без оснований. Всего год или полгода назад, например, было абсолютно ясно, что американо-европейская машина форсированной организации социальных перемен в мире работает в Азии на полную мощность. Вспомним события осени прошлого года в Бирме (Мьянме) или весенние погромы в административном центре Тибета – Лхасе. И вот опять непорядок - в очередной буддийской нации. Как не связать последнюю ниточку: это заговор, созданный далеко за пределами Таиланда.
Тем более что Азия была базой, где «цветные технологии» отрабатывались еще в прошлом веке – вспомним Филиппины в 1986-м.
Это там всем стало постепенно ясно, как можно свергнуть неугодное правительство. Схема очень простая.
Надо, чтобы американские или европейские неправительственные организации создали свои дочерние неправительственные организации в той или иной стране. Снабдили их деньгами. Организовали поддержку в местных СМИ, и направили нужный информационный поток в международные СМИ, чтобы те на пару с местными «революционерами» парализовали бы волю правительства страны-мишени. А дальше надо дождаться выборов и саботировать их механизм. В том числе - в виде уличных выступлений столичного среднего класса. Правительство в бессилии уходит - и неважно, кто и как голосовал на самом деле - приходит слабая власть, получает зарубежную поддержку. И все в порядке.
Ничего этого в Таиланде, повторим, нет. Есть чисто внутренняя склока. По-своему даже неинтересная зарубежному наблюдателю. Расстановка сил выглядит так: был сильный премьер, миллиардер Таксин Чиннават, который опирался на бедноту города и деревни. Его оттеснили от власти, но нынешний премьер, его родственник, Сомчай Вонгсават, видимо, готовит возвращение Таксина в политику, и в целом пытается делать то же, что Таксин.
Принципиально отличной от партии власти программы у оппозиции - в лице «Народного альянса за демократию» - нет. Оппозиция непопулярна в стране - кроме столицы, чувствуется, что собрать большие толпы сторонников ей трудно. Поэтому «демократы» идут на крайние меры, пытаясь спровоцировать полицию и армию на силовые меры. Таиланд, нация ненасилия и компромисса, этого не любит. Полиция и военные пока на провокацию не поддаются. История с премьер-министром, которого не пускают в аэропорт из зарубежной поездки, и который не может войти в парламент или в свой кабинет, в итоге вызывает сильное недовольство. Правящая партия «Власть народа» все-таки готовит своих сторонников для массового выхода на улицы, хотя опасается драк и кровопролития. В итоге пройдут новые выборы, возможно, все-таки вернется из эмиграции Таксин, оппозиционеров каким-то образом накажут, и года через три Таиланд снова станет нормальной страной. Это – хороший вариант событий.
А вот теперь пора сказать, что в Таиланде все-таки есть. Есть там довольно характерная социальная ситуация – характерная для перемен, происходящих в традиционном неевропейском обществе в эпоху глобализации. И за ней, в общем, стоит наблюдать, потому что большая часть обществ мира – как раз неевропейская, а кризис все-таки обостряет многие противоречия.
Кто такие таиландские оппозиционеры?
Несмотря на их самоназвание – «демократы» - они мало напоминают те прозападные силы в России, или на Украине, или в Киргизии, которые обычно предназначаются зарубежными силами на роль инструмента перемен.
И все же какое-то небольшое сходство есть. Это люди, живущие в основном в столице, с трудом терпящие традиционализм и инертность большей части населения собственной страны, это люди, которые хотели бы жить в несколько другом обществе. Они социально активны, а в отдельных случаях - как в Таиланде - и агрессивны, и редко склонны верить в демократические процедуры, если таковые работают против них. То есть, по сути, эти социальные слои – продукт, одновременно, и глобализации, и собственной политической традиции.
К чему приведет развязанная ими уличная война в столице? Бангкокская «Нэйшн» намекает на «точку невозврата», которая скоро будет пройдена, и тогда начнутся трагические события. То есть, видимо, противостояние одной части общества другим его частям бесследно не проходит, и в такой стране, как Таиланд, социальная стабильность может поддерживаться только жестким режимом? Но это, в общем, и так ясно.
Спросите туристов, которые хотят вылететь из осажденного толпой аэропорта, какой режим в Таиланде их на данный момент устраивает. Даже если в целом эти туристы за свободу, равенство и братство. МИД России, конечно, призывает сограждан не посещать Таиланд – но делает это зря. Наши туристы, конечно, переживут там немало утомительных приключений, зато собственными глазами убедятся, что такое культура ненасилия. Или же насилием все рано или поздно кончится?
Дмитрий Косырев - политический обозреватель «РИА Новости»