Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
8 октября 2024
Россия-Европа: риски «перезагрузки»

Россия-Европа: риски «перезагрузки»

Опасения профессора из университета Париж VI Сорбонна
Франсуаза Том
17.02.2010
Россия-Европа: риски «перезагрузки»

Что в первую очередь поражает историка при взгляде на взаимоотношения России и Европы, так это наличие фантазий, которые Россия будит в воображении Запада, а также удивительная способность России диктовать идеи, в терминах которых ей хотелось бы трактоваться – и при этом оставаться непонятой – на Западе.

Это отчасти объясняет другую ее странность: она сторонится западных партнеров, а зачастую просто самоустраняется. Череда разочарований представителей бизнеса, ведущих свои дела с Россией, систематические оскорбления в адрес европейских политиков и дипломатов, убийства, неоправданная национализация, невыполнение принятых обязательств, нарушения международного права, все это регулярно сходит ей с рук и прощается. Не успели отшуметь события августа 2008 г., когда Россия заняла 20% территории соседнего государства – Грузии, – как США предложили ей «перезагрузку», т.е призывая скорее забыть о случившимся, нежели вынести урок, а Франция готова предложить России средства для ведения очередной войны против соседних государств, продавая ей военные корабли класса Мистраль.

Никогда прежде непонимание России Европой не было столь велико и одновременно столь губительно для последней. В частности положение Франции представляется сегодня весьма опасным. Россия подыскала для нее интересную роль: быть партнером по модернизации. Это настолько льстит нам, что нас просто распирает от гордости.

Мы ведь думаем, что Россия слаба, немощна и вообще находится на грани демографической катастрофы со своей отсталой экономикой.

Нам кажется, что перед столькими трудностями она направит все свое внимание вовнутрь, латая дыры. Мы считаем, что кризис положил конец ее внешнеполитическим амбициям. Но мы и не подозреваем, что на самом деле замышляет российская элита, и к чему в действительности подтолкнет Россию этот кризис.

Конечно, оптимизма у России несколько поубавилось с начала 2008 г. До начала кризиса Россия чувствовала себя одной из бурно развивающихся экономик мира – так называемого блока БРИК, – неуклонный подъем которых должен был в итоге низвергнуть весь западный мир, но в особенности США. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, поздравляя сам себя, не без гордости повторял о крахе всех западных ценностей. «Старый Запад стал быстро терять роль интеллектуального и морального лидера мира», вторил ему С.Караганов. Авторитарная модель, казалось, вот-вот возьмет реванш в России, которая с трудом пережила распад СССР и развал всего режима с его однопартийной системой в 1991 г.. Весной 2008 г. вновь избранный президент Дмитрий Медведев предложил новую систему безопасности в Европе. Но в Европе не сразу поняли, что данный демарш был продиктован скорее новой переоценкой «соотношения сил», произведенной российским руководством. В его глазах устранение США было отныне свершившимся фактом, и теперь надо было, чтобы Европа тоже осознала это, подкрепив соответствующими печатями и подписями. Для России право по-прежнему рассматривается сквозь призму соотношения сил. И поскольку это соотношение изменилось не в пользу США, а России, архитектуру европейской безопасности следовало тоже подкорректировать. Вследствие того, что в Европе соображали медленно, отказываясь смотреть правде в глаза, как говорят в России, Москва решила устроить небольшую демонстрацию силы: основной целью российско-грузинского конфликта было показать Европе, что союзничество с США потеряло всякую ценность и смысл. Россия тогда сумела занять сильную позицию и могла действовать в одностороннем порядке. Как только демонстрация окончилась, президент Медведев опять положил на стол переговоров свое предложение по системе европейской безопасности. Наивные западные политики удивлялись и не понимали, как Россия может стремится построить систему коллективной безопасности и при этом открыто нарушает действия договора Медведева-Саркози, понося ОБСЕ. Но с точки зрения самой Москвы позиция России была логичной и последовательной. Президент Медведев об этом прямо заявил 1 октября 2008 г.: «Мы все стали свидетелями, как рухнул прежний миропорядок и на его основе возникает новый, будем надеяться, более безопасный и более справедливый. Действия России в августе этого года по спасению народа Южной Осетии, по защите наших граждан, по защите интересов Российской Федерации являются тому доказательством». Таким образом, односторонние действия России вдруг стали признаком появления «нового миропорядка», который европейцам следовало как можно быстрее принять. Политика «перезагрузки» российско-американских отношений, предложенная Б. Обамой, была воспринята Москвой как осознание Америкой ее слабости и, как следствие, приглашение сделать первый ход.

Российско-грузинский конфликт и экономический кризис внесли коррективы в российскую политику, но не те, на которые надеется наивный Запад.

Кризис рассматривается Россией как некое дополнительное преимущество. Сначала Россия усугубила слабые позиции США, выдворив их из своего «ближнего зарубежья». Затем она как следует обработала прозападную элиту СНГ, усилив позиции мафиозных кланов пророссийской ориентации. И нынешний кризис тоже как нельзя кстати – он поможет восстановить утраченное влияние в государствах, находящихся в шоковом состоянии по всему периметру ее границ. Вместе с тем, российско-грузинский конфликт и кризис показали российскому руководству, что отсталая экономика и устаревшая военная машина являются серьезным препятствием на пути реализации амбиций России на международной арене. В России все неудачи, особенно на поле битвы, были главным источником модернизации: Петр I после Нарвы, Александр II после Крымской войны, Николай II после русско-японской войны. В этих трех случаях были предприняты серьезные реформы и преобразования с одной лишь целью – превратить Россию в мощную военную державу, способную бросить вызов Европе, а вовсе не с целью освободить российское общество. Сегодня ситуация аналогичная. Программа «модернизации» Медведева имеет целью усиление мощи государства, а не демократизацию страны.

Стоит лишь бросить взгляд на основные направления этой модернизации, что в этом убедиться. Политическое устройство не претерпевает никаких изменений, многочисленные нарушения на выборах – это норма. Напротив, что меняется так это армия с ее военной реформой, согласно которой необходимо работать над улучшением мобильности частей, системы командования, контроля и подготовки солдат, развития современных видов вооружений, необходимо улучшить условия жизни военных, развивать подводный флот, заниматься созданием более мощной системы обороны. «Война может вспыхнуть внезапно и происходить абсолютно реально, а локальные тлеющие конфликты превратиться в настоящий военный пожар… К 2020 году должно быть обеспечено гарантированное решение ядерного сдерживания в различных военно-политических условиях», заявил Медведев, обращаясь к российским генералам. После изменений, внесенных в законодательство в октябре 2009, президент теперь имеет право использовать поддержку армии, минуя Совет Федерации. Он может использовать формирования Вооруженных Сил РФ и подразделения специального назначения за границей «для отражения нападения», «защиты российских граждан» и «защиты государств, попросивших помощи России». Последнее особенно важно, т.к показывает, что Россия готова к военному вмешательству в дела другого государства, даже если России при этом ничего не угрожает. Напомним также, что новая военная доктрина закрепляет за Россией право на применение ядерного оружия в ответ на использование против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового уничтожения, включая локальные конфликты. Таким образом, Россия хорошо вооружена с точки зрения законодательной базы, оправдывающей ее вмешательство в дела другого государства. Не будем также забывать, что Москва приостановила участие в ДОВСЕ (договор об обычных вооруженных силах в Европе). Ну а чтобы измерить мощь путинской пропагандистской машины давайте теперь просто сравним шумиху в СМИ по поводу доктрины Дж.Буша и практически полную тишину западной прессы относительно изменений военной доктрины России. И если мы вспомним, что средства, выделенные на зарубежную пропаганду на 2010 год, равны примерно 1,4 млрд. долларов, превышая помощь безработным, не трудно догадаться, какие приоритеты сегодня у Кремля.

Все инновации режима Медведева сводятся к следующему: Россия решила привлечь Западную Европу к созданию и наращиванию своей мощи.

Здесь усматривается сходство с политикой Петра Первого. Покупка Мистралей представляет тройное преимущество для России. Во-первых, Россия приобретает новейшее высокотехнологичное вооружение, не прилагая сама никаких усилий к его созданию. Во-вторых, она тем самым вносит раскол в европейское и трансатлантическое единство. В-третьих, так она сможет усилить «вассализацию» второго после Германии европейского государства. Неудачи, постигшие французских промышленных гигантов (последняя связана с контрактом, заключенным в Абу Даби с лидером южнокорейского консорциума - государственной компанией Korea Electric Power), усилят зависимость Франции от России, для которой экономические трансакции являются, прежде всего, мощным рычагом воздействия, а экономическая составляющая отходит на задний план. Один российский эксперт недавно сравнил эту российскую политику с политикой Китая по отношению США: в Вашингтоне прокитайское лобби стало таким влиятельным, что США все труднее что-либо противопоставить Пекину. То же самое можно видеть на примере отношений России и Германии. Францию ждет та же участь после подписания контракта о продаже России военных кораблей Мистраль. Но уже сейчас Франция не осмеливается сказать Москве «нет»: она возвращает православной церкви собор Святого Николая в Ницце, она бросается на помощь Автовазу, банкроту, поддерживаемому Путиным, она соглашается участвовать в военном параде на Красной площади, забыв, - чему, конечно, отчасти способствует путинская историография, - что победа Красной Армии привела пол-Европы к новому порабощению. Нашим голлистам, которые раньше, в случае с США, всегда были так озабочены сохранением национальной независимости, сегодня нечего сказать в ответ на такую политику России, не менее опасную как для Франции, так и для всей Европы в целом. «Шредеризация» европейской политической элиты идет просто семимильными шагами, а Лиссабонское соглашение, которое отдает приоритет крупным государствам, рискует усилить этот процесс. Так, кстати, думает и Москва.

Речь ведь идет не только о военной угрозе, хотя и ее недооценивать не стоит. К 2012 году, когда Россия получит свои Мистрали, В.Путин вполне может снова занять высший пост в государстве, слегка подправив Конституцию, как это мы уже наблюдали, и держа палец на спусковом крючке, как показывает опыт.

Но самое опасное для Европы – это тлетворное влияние, которое оказывают на европейскую элиту нынешние российские идеологи. Они все время повторяют, что политические режимы могут быть разными, главное, чтобы они были «прагматичными».

Не забывая при этом обвинить англосаксов в лицемерии и желании скрыть их истинные разрушительные намерения за заботой о соблюдении фундаментальных прав и свобод. Они заявляют, что в международных отношениях окупается только «реалистичный» – читай эгоистичный – подход с позиции силы. Т.е., только те государства в Европе считаются сильными, которые имеют партнерство с Россией, и только те национальные интересы государств ЕС принимаются в расчет, которые определены для каждого из них Россией.

Не так давно российский эксперт Лилия Шевцова с удивлением отметила, как легко некоторые европейцы поддаются российской пропаганде. Она процитировала одно замечание, адресованное В.Путину Тьерри де Монбриалем в ходе одного из заседаний дискуссионного клуба «Валдай» в 2007 г.: «Господин президент вы первый российский руководитель, который имея такие полномочия и влияние, готов тем не менее передать их другому… Это доказывает, что вы демократ»… А сколько раз мы слышали, что Россия была «унижена», что каждая страна имеет право защищать свои «ценности», что мы не должны пытаться навязывать ей нашу либеральную демократию… По мнению бывшего канцлера Германии Г.Шредера, Россия «имеет полное право защищать свои стратегические интересы», т.е. мешать Украине и Грузии выбирать партнерство и союзы. В апреле 2008 г., Жак Сапир очень обстоятельно объяснял в Фигаро, что Россия – «зона стабильности и роста» в Европе, находящейся во власти финансового кризиса, в то время как «российские банки не были затронуты кризисом», и что надо ожидать «массового притока иностранного капитала» в Россию. После российско-грузинского конфликта премьер-министр Франции Франсуа Фийон всеми силами пытался избежать санкций в отношении России, повторяя слов в слово аргументы российской пропаганды в лучших традициях советского режима времен «холодной войны» (в чем опять-таки повинен Запад): «Есть два варианта развития событий: либо мы возвращаемся к «холодной войне», грозя России пальчиком и изолируя ее, как это было 15 лет назад – Франция выбирает не этот путь, Европа выбирает не этот путь, – либо мы начинаем диалог».

В своем желании показать, что либеральная демократия – удел американских неоконсерваторов, российские пропагандисты доходят до того, что призывают европейцев отречься от тех принципов, на которых была построена и уже 50 лет стоит Европа. Идея о равенстве прав всех государств-членов ЕС, больших и маленьких, полное исключение отношения силы и идея европейской солидарности, все это пренебрежительно отвергается Москвой. Если же эта «философия» Кремля найдет в Европе благодатную почву, то Европа неминуемо пойдет ко дну, позабыв об уроках двух мировых войн. Однажды, в 30-е гг., это чуть было не произошло: присутствие реваншистских настроений на европейском континенте может свести на нет все попытки построения мирового порядка, в основе которого лежат правовые нормы. Как объяснить, что такое количество европейцев готово стать апологетами российского посткоммунистического социал-дарвинизма в международных отношениях.? Надежда Мандельштам, вдова сосланного в ГУЛАГ поэта Осипа Мандельштама, рассуждая в своих Мемуарах о том, почему российская интеллигенция смогла ужиться с большевизмом, пришла к выводу о том, что это было своего рода очарование их жестокостью.

Сегодня складывается впечатление, что российская брутальность, оголенный торс и привычная резкость речей В. Путина имеют фатальное воздействие на некоторых европейских руководителей.

Возможно, так последние пытаются найти своеобразное лекарство от набившей оскомину «политкорректности», давно поразившей СМИ и европейские институты. Но они забывают, что часто лекарство хуже, чем сама болезнь.

Сегодня Москва предлагает создать союз между США, ЕС и Россией для того, чтобы противостоять угрозам «с Юга». Тем самым Россия вступает в блок с цивилизацией «Севера». Ситуация весьма пикантная, если учесть то, с какой настойчивостью Москва поддерживала ядерную программу Ирана, что в немалой степени способствовало консолидации угрозы «с Юга», а также то, с каким энтузиазмом в России говорили еще год назад о падении всей западной цивилизации. Складывается ощущение, что Россия, делая ставку на «перезагрузку», рассчитывает заодно почистить и жесткий диск, уничтожив в памяти Запада следы проводимой ею политики. Будем надеяться, что она ошибается в своих расчетах.

Перевела Ольга Вейнгарт



Эксклюзив
07.10.2024
Андрей Офицеров
Более 10 тысяч граждан РФ из мигрантов были направлены в зону СВО
Фоторепортаж
07.10.2024
Подготовила Мария Максимова
К 150-летию со дня рождения выдающегося медика Н.А. Семашко



?>
* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.