Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
17 мая 2024
Президентские маневры

Президентские маневры

Михаил Саакашвили: старые игры или корректировка курса?
Александр Крылов
21.01.2008
Президентские маневры
На состоявшейся церемонии инаугурации Михаил Саакашвили заявил о стремлении к нормализации отношений с Россией, что идет вразрез со всей его предыдущей деятельностью. 

Он заявил: «Мы протягиваем руку дружбы всем нашим соседям, в особенности России. Грузия и Россия должны иметь дружеские отношения, сблизиться и встать рядом друг с другом». Саакашвили отметил, что Грузии нужны «мосты на север, юг, восток и запад».
Говоря о соседних государствах, он подчеркнул, что тесные связи, существующие между Грузией и ее соседями, нужно сохранить и восстановить.
Предыдущий президент Грузии Э. Шеварднадзе в советские времена прославился своей фразой о том, что солнце для Грузии всходит на севере. Тогда дружба русского и грузинского народа казалась нерушимой, но после распада СССР солнце для возглавляемой тем же Шеварднадзе Грузии стало всходить на западе. Обеспечивший свое переизбрание на второй срок Саакашвили не скрывает, что он намерен сохранить в качестве доминирующего именно западный вектор политики Тбилиси. По его мнению грузинский народ избрал путь евроатлантической интеграции и во время его второго президентства Грузия «более твердыми шагами пойдет в сторону НАТО и Евросоюза».
Можно ли рассчитывать на то, что прежний, жестко прозападный и конфронтационный по отношению к Москве, курс Саакашвили будет скорректирован, и российско-грузинские отношения могут быть нормализованы? Пример соседнего с Грузией и успешно проводящего многовекторную политику Азербайджана говорит о том, что такая перспектива в принципе возможна. Для этого Тбилиси нужно трезво оценить место и роль Грузии в региональной и мировой политике, отказаться от авантюрных игр в мировую геополитику и начать действовать исходя в первую очередь из собственных национальных интересов.

Но намерен ли Саакашвили столь радикальным образом корректировать свою прежнюю политику, да и дадут ли ему это сделать его зарубежные кураторы?



Еще в ноябре Саакашвили привычно обвинял Москву в том, что она поддерживает грузинскую оппозицию и пытается его свергнуть. Но затем он начал проявлять демонстративное миролюбие к России. Во время выборов М. Саакашвили не раз заявлял, что после избирательных баталий он намерен нормализовать ситуацию с Россией. Еще до объявления официальных результатов выборов он пригласил В. Путина на свою инаугурацию и подчеркнул, что специально не стал разыгрывать во время избирательной кампании антироссийскую карту. Министр иностранных дел Грузии Г. Бежуашвили также выражал большие надежды на восстановление нормальных отношений с Россией и подчеркивал, что, несмотря на многочисленные претензии к Москве, Грузия готова «к очень серьезному диалогу» и у нее есть политическая воля для улучшения отношений с Россией.
После официального объявления М. Саакашвили победителем на досрочных президентских выборах в Грузии он призвал Кремль нормализовать двусторонние отношения и начать все "с чистого листа". Вскоре после этого президент России В. Путин выразил аналогичное пожелание. Он вслед за Дж. Бушем поздравил Саакашвили с победой на выборах, которые грузинская оппозиция считает нечестными и до сих пор оспаривает.
В Москве намерения М. Саакашвили оценили положительно. Это не значит, что там забыли все прошлые подвиги третьего грузинского президента, превратившего Грузию для России в аналог Кубы для США. Но в Кремле не прошло незамеченным, что М. Саакашвили был единственным кандидатом, который избегал делать резкие антироссийские заявления.
В поздравительном послании президента России была выражена надежда, что в предстоящий период начнется конструктивное развитие двусторонних отношений.

В качестве жеста доброй воли и политического аванса Кремль предложил грузинским представителям приехать на переговоры об условиях возобновления поставок грузинского вина на российский рынок.



Может ли Москва всерьез рассчитывать на изменение внешнеполитического курса Грузии? В настоящее время отношения между Москвой и Тбилиси являются беспрецедентно плохими. Во многом этому способствовала неоправданно завышенная оценка руководством Грузии собственной роли на Кавказе и в мире. Она базируется на слишком оптимистичных надеждах на помощь от США и на легкомысленной уверенности в быстром вступлении страны в НАТО и ЕС.
В настоящее время Грузия превращена собственным правительством в государство с ограниченным суверенитетом и в заложника трудно прогнозируемых глобальных геополитических изменений. В ближайшей перспективе рассчитывать на изменение нынешнего антироссийского курса Тбилиси не приходится, так как умеренные (а тем более – пророссийские) силы в тбилисской политической элите практически отсутствуют. Во многом благодаря отказу тбилисского руководства от самостоятельной внутренней и внешней политики будущее развитие ситуации в Грузии и на Кавказе в целом теперь во многом зависит от политики внешних по отношению к региону игроков – прежде всего США.
Несколько лет назад Москва настолько устала от вероломства и интриг престарелого «белого лиса» Э. Шеварднадзе, что фактически поддержала М. Саакашвили в борьбе за власть в Тбилиси. Москва признала его законно избранным президентом и этим способствовала легитимизации совершенного в 2003 г. антиконституционного переворота (распропагандированного западными политиками и СМИ под романтичным названием «революция роз»). Позднее Москва не оказала эффективной поддержки А. Абашидзе, а после его свержения никак не прореагировала на фактическую отмену автономии Аджарии и не использовала в своих целях имевшиеся у нее для этого юридические основания (по Карскому договору 1921 г. Турция и Россия являются гарантами неприкосновенности автономии Аджарии). В результате Саакашвили удалось укрепить свою власть в Тбилиси и установить контроль над Аджарией.
Пассивность российской политики и делавшиеся грузинскому режиму уступки однозначно рассматривались в регионе как проявление слабости России. Чем больше мягкости по отношению к Тбилиси проявляла Москва - тем более вызывающей и подчеркнуто антироссийской становилась грузинская политика.

После победы розовой революции политика Тбилиси утратила даже те немногие остатки самостоятельности, которые сохранялись при Шеварднадзе.



Внешняя политика Грузии отбросила прежние попытки лавирования и приобрела однозначно проамериканскую ориентацию. Похоже, Саакашвили (подобно нашим Козыреву и Ко) уверовал в то, что американская внешняя политика в наибольшей степени отвечает государственным интересам Грузии. Это наглядно проявляется в курсе на максимально тесное сближение с США и НАТО. Хотя возможно и другое: политику Грузии определяет вовсе не нынешний грузинский президент, а те зарубежные кураторы, которые когда-то спонсировали розовую революцию и его приход к власти в Тбилиси.
В свое время Москва сделала все, чтобы обеспечить мирное свержение Шеварднадзе, а затем легитимизировать приход Саакашвили к власти. Москва явно рассчитывала на ответные шаги, но как только третий по счету грузинский президент укрепил свои позиции, он начал проводить откровенно враждебную политику по отношению к России. В ответ на бесконечные провокации и откровенно хамские заявления (вплоть до обещания Саакашвили топить корабли с российскими туристами) Кремль проявлял "хладнокровие и выдержку". Максимум, что себе позволила Москва – это отзыв из Тбилиси посла РФ на непродолжительное время. Правда, были и меры экономического воздействия: блокада сухопутных транспортных путей, ужесточение визового режима, запрет ввоза в Россию грузинской сельхозпродукции. Санкциями по отношению к Грузии эти меры стыдливо не назывались, формально они вводились не государством, а по инициативе санэпидстанций, дорожных служб и т.п. структур.
Конечно, М. Саакашвили образца 2008 года давно уже не тот «юноша с горящим взором», который некогда выражал пылкое желание поддерживать США в деле распространения свободы и демократии по всему миру: в Белоруссии, Северной Корее, Бирме, Зимбабве, на Кубе и в других странах, отнесенных Вашингтоном к «оси зла». Как говорится, «укатали Сивку крутые горки» и теперь грузинскому президенту явно не до продвижения демократии в Зимбабве, со своими бы проблемами управиться. Но значит ли это, что внешнеполитический курс Тбилиси может быть скорректирован? Это очень маловероятно: одновременно с президентскими выборами в Грузии был проведен и референдум по вопросу о членстве в НАТО. По официальным данным (которые оппозиция не оспаривает) за такое членство высказалось около 80 процентов избирателей.
Саакашвили и его политические оппоненты в один голос заявляют, что основными приоритетами внешней политики Грузии продолжают оставаться евроинтеграция и курс на скорейшее вступление в НАТО (среди кандидатов в президенты единственным исключением в этом плане была И. Саришвили-Чантурия). Саакашвили пообещал своему электорату, что если он будет избран, Грузия вступит в НАТО в течение второго срока его президентства.

Понятно, что курс на скорейшее вступление Грузии в НАТО никак не вяжется с декларируемым стремлением нормализовать отношения с Россией.


Поэтому очень вероятно, что Саакашвили вновь решил разыграть российскую карту во внутригрузинских политических играх. Ему вновь необходимо легитимизировать свою власть после крайне сомнительных во всех отношениях выборов. Поэтому для него крайне важно продемонстрировать, что ведущие иностранные державы признают прошедшие выборы справедливыми, а самого Саакашвили законным президентом Грузии. Так что полученная им поздравительная телеграмма от В. Путина стала для него совсем не лишней.
Глава МИД РФ Сергей Лавров сообщил, что в ходе его встречи 20 января с президентом Грузии Михаилом Саакашвили была достигнута "договоренность постараться осуществить в самое ближайшее время конкретные шаги" по нормализации российско-грузинских отношений. Одновременно он заявил, что Россия будет делать все, чтобы не допустить провокаций и вооруженных столкновений в зоне конфликтов. Как подчеркнул глава российского МИД, Россия продолжит "содействовать поэтапному продвижению к урегулированию грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов". По мнению министра, необходимо начинать с восстановления доверия и нормализации экономической жизни. Это создаст условия для достижения политического урегулирования.
То, что Москва не сыграла на обострение и не стала создавать дополнительных проблем для Саакашвили, свидетельствует о том, что российская дипломатия явно не желает применять американские методы воздействия на нашу «кавказскую Кубу». Москва продолжает сохранять надежду на нормализацию двусторонних отношений, в котором Грузия заинтересована в куда большей мере, чем Россия. Ближайшие месяцы покажут, насколько обоснованной была эта надежда на этот раз.

Специально для Столетия


Эксклюзив
13.05.2024
Валерий Мацевич
Почти у половины убитых украинских солдат находят психотропные вещества
Фоторепортаж
15.05.2024
Подготовила Мария Максимова
Музей Москвы приглашает на выставку «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.